Урок развития речи по русскому языку по теме "Письменное изложение текста". 2-й класс, 3-я четверть ("Школа России") : Начальная школа

Урок развития речи по русскому языку по теме "Письменное изложение текста". 2-й класс, 3-я четверть ("Школа России") : Начальная школа

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом, развитие речи учащихся.

Задачи: Развивать умение письменно передавать содержание текста, определять основную мысль и тему текста, формировать умение составлять план, осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой, отбирать соответствующие языковые средства.

Ход урока

1. Оргмомент

- Ребята, послушайте загадку:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)

(показ слайдов с изображением медведей)

2. Целеполагание

- Что вы знаете о медведе? (ответы учащихся).

- А знаете ли вы, что…

  • Медведь – крупное  млекопитающее, обитающий в лесах нашей страны.
  • Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь в свою берлогу, зверь путает следы. 
  • Во время чуткого зимнего сна у самки рождаются медвежата.

Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, письменно подробно передавать его содержание с помощью вопросов. Как называется такой вид работы? (изложение)

- Наверное, вы уже догадались, кто будет героем  нашего изложения?

- Прочитайте  название текста. (медвежонок)

- Определите его тему. (текст про медвежонка)

3. Первичное  знакомство с текстом (читает учитель)

Медвежонок

Маленький медвежонок упал с обрыва в реку. Он попал в сеть. Малыш жалобно стонал. Стон услышал лесник. Он подбежал и освободил медвежонка. Лесник принёс беднягу домой и сделал укол. Внучка лесника Маша ухаживала за больным. Скоро медвежонок поправился. Лесник отвёз его в лес. Там он встретил свою маму медведицу.

- Правильно ли мы определили тему текста? (да)

- Кто главные герои рассказа?  (медвежонок и лесник)

- Что произошло с медвежонком? (упал с обрыва, попал в сеть, наверное, поранился)

- Как поступил лесник? (освободил медвежонка, принёс домой, лечил, выпустил на волю)

- Почему он так поступил? (любит и жалеет животных, лесник, значит, охраняет лес и животных, добрый человек)

Что в тексте самое главное? (нужно помогать тем, кто слаб и не может сам о себе позаботиться)

4. Наблюдение над структурой текста. (детям выдан текст на карточках)

- Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей? (3)

- Вы узнали из текста, как выглядел медвежонок, есть ли в тексте его описание? (нет)

- Каких слов в тексте больше: названий признаков или действий предмета? (действий)

- Это говорит о том, что в тексте постоянно сменяются события. Можно ли к нему сделать один рисунок? (нет, несколько рисунков)

- К какому типу текстов его можно отнести? (текст-повествование)

5. Подробный разбор частей

- Прочитайте первую часть. (ответы ученики ищут в тексте и зичитывают)

- Что случилось с медвежонком?

- Куда он попал?

- Как вёл себя медвежонок?

- Как можно озаглавить первую часть? (Медвежонок в беде)

- Найдите слова, которые помогут представить, как произошла беда?

Упал, попал, стонал. (выписываются на доску)

- Прочитайте вторую часть.

- Кто услышал стон?

- Как лесник помог зверьку?

- Кто помогал ухаживать за больным?

- Как можно озаглавить вторую часть? (Спасение. Добрый лесник)

- Назовите действия, которые помогут представить происходящие события:

Услышал, подбежал и освободил, принёс, сделал укол, ухаживала, поправился.

-  Прочитайте третью часть.

- Что сделал лесник, когда медвежонок поправился?

- Кто ждал медвежонка в лесу?

- Чем закончилась эта история?

- Как можно озаглавить часть? (На воле. Снова в лесу. Встреча с мамой)

- Назовите слова- названия действий.

Отвёз,  встретил.

В процессе работы в тетрадях появляется самостоятельно составленный план.

На доске выписаны опорные слова.

- Посмотрите ещё раз на слова, которые мы выписали. Действия, которое они называют, происходит сейчас, уже прошло, будет вскоре? (события уже прошли)

- Есть ли названия действий в другом времени? (нет).

6. Словарная и лексико-орфографическая подготовка

- Найдите и назовите орфограммы. Прочитайте слова, написание которых вы пока не знаете и постарайтесь их запомнить.

Жалобно, принёс, сделал, ухаживала, скоро, встретил.

- Постройте цепочку из слов, которыми называют медвежонка.

(медвежонок, он , малыш, медвежонок, бедняга, больной, медвежонок, его, он)

- Почему использованы разные слова? (чтобы не было повторов, показать изменение отношения к зверьку)

- В какой момент медвежонка назвали беднягой? (когда он пострадал)

- Какое из слов будет синонимом к слову «бедняга» в этом тексте? (больной)

- А как поступили бы вы в подобной ситуации с пострадавшим зверьком, не обязательно медвежонком?

- Правильно ли я поняла, что вы не оставили бы его в беде?

7. Повторное чтение и пересказ  в парах и вслух

При пересказе вслух пронаблюдать за тем, чтобы не было повторов и пропуска фактов.

8. Самостоятельная запись текста

- Как на письме выделяем каждую часть? (пишем с красной строки)

- Сколько частей должно получиться? (3)

- Проверьте свою запись.

9. Чтение готовых работ

Читать еще:


Новые материалы:

Урок развития критического мышления через чтение и письмо на тему "Австралия. Особенности природы" :: Комбинированный урок географии по теме "АПК. Состав и значение АПК. Земледелие" :: Подходы к использованию информационно-компьютерных технологий в обучении :: Компьютерные технологии: возможности их использования :: Открытый урок "Электронный журнал" :: Kingsman: Золотое кольцо ( Kingsman: The Golden Circle ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list19.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Красавица и чудовище ( Beauty and the Beast ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD