Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обучающее изложение «Ласточка»" : Начальная школа
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обучающее изложение «Ласточка»" : Начальная школа

Цели урока:

  • формировать умение точно и правильно передавать содержание текста;
  • формировать умение определять тему текста и отражать ее в заголовке;
  • развивать умение определять количество частей в текст и выделять их при записи, передавать содержание текста по плану;
  • воспитывать внимание.

Педагогические технологии: РТВ, личностно ориентированное обучение, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ: презентация для иллюстрации и поддержки изучения материала.

Оборудование к уроку:

  • технические средства для демонстрации презентации;
  • словарь русского языка С.И. Ожегова. 

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-практикум.

Планируемые результаты (задачи урока):

Предметные:

  • воспринимать текст на слух и зрительно;
  • определять тему текста и отражать ее в заголовке;
  • определять количество частей в текст и выделять их при записи,
  • восстанавливать последовательность пунктов плана по содержанию;
  •  подробно пересказывать текст с опорой на план;
  •  грамотно записывать пересказ;
  •  видеть опасные места в словах;
  • находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

  • умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности;
  • находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения);
  • выражать свои мысли, чувства в словесной форме, задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Познавательные:

  • подробно пересказывать прочитанное и прослушанное;
  • определять тему и озаглавливать текст;
  • осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников);
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.

Личностные:

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
  • обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей.

Ход урока

І. Организационный момент. Слайд 2.

Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Сообщение темы и целей урока. Слайд 3.

- Отгадайте загадки. Первые буквы отгадок запишите.

Какое слово получилось? (изложение).

Птица с яркой желтой грудкой,
Черный верх, незлобный вид,
Но рассердится – и жутко
Кошкой птица закричит. Иволга

Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников .... Заяц

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый .... Лебедь

Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста -  
Два развесистых куста. Олень.

Хочет – прямо полетит, 
Хочет – в воздухе висит, 
Камнем падает с высот -
И в полях поет, поет. Жаворонок

Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля…  Енот

Утка по воде шныряет,
В глубину легко ныряет,
От нырков всегда есть прок:
Ищет пищу там ...Нырок.

Распускает хвост павлином, 
Ходит важным господином, 
По земле ногами - стук, 
Как зовут его?  Индюк.

Зверь в Австралии живёт
И яйцо кладёт в живот,
С сумкой ходит, но обидно -
Все зовут его -...  Ехидна.

- Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке? (писать изложение)

- О чем были загадки? (о птицах и животных)

- Каких загадок больше? (о птицах)

- Если вы отгадаете следующую загадку, то сможете узнать, о ком будет текст изложения?

Слайд 4.

Длинный хвост разрез имеет,
Вес пичуги не велик.
Мошек на лету хватает
Быстро, ловко и легко.
По весне к нам прилетает —
И резвится высоко. Ласточка.

- Так кто герои нашего изложения? (ласточки).

- Что вы знаете об этих птицах?

Слайд 5.

Ласточки — мелкие птицы, принадлежащие к одноименному семейству в отряде воробьинообразных. В мире насчитывается 79 видов ласточек. Длина тела у разных видов варьирует от 6 до 23 см, а вес — от 10 до 60 г. Облик этих птиц говорит о приспособленности к стремительному полету.

Несмотря на разницу в окраске в целом прослеживается общая тенденция: верх тела у ласточек чаще всего темный, нередко с синим отливом, а низ — светлый.

В полете ласточки проводят значительную часть времени. На лету они кормятся и даже пьют воду, проносясь над поверхностью водоема. Питаются ласточки исключительно летающими насекомыми. Основу их рациона составляют комары, мошки, мухи, мелкие бабочки, жуки и стрекозы.  Перед дождем в воздухе повышается влажность, а это затрудняет полет насекомых, поэтому они опускаются ближе к земле. Вслед за ними низко над травой начинают летать и ласточки. Эту особенность поведения издавна использовали для предсказания погоды. Человеку эти птицы приносят пользу, уничтожая мелких насекомых, за которыми не охотятся другие пернатые, — комаров и мух.

ІІІ. Ознакомление с текстом. Слайд 6.

Ласточка – маленькая изящная птичка.

Всю жизнь ласточка проводит в полете. Летает птичка ловко и красиво. Она редко опускается на землю.

Питается эта птичка насекомыми. Свой корм она ловит прямо на лету. За сезон ласточка уничтожает много насекомых.

За это ласточку считают очень полезной птицей. 

- Вам понравился текст?

- О ком говорится в этом тексте? (о птице ласточке)

- Что особенно показалось интересным? (Ласточка всю жизнь проводит в полете. Корм она ловит прямо на лету.)

- Какова тема текста? (Ласточка)

- Как можно озаглавить текст? (Ласточка)

ІV. Работа над текстом. Слайд 7.

- Как можно описать ласточку?

- Где проводит большую часть жизни эта птичка?

- Как летает ласточка?

- Чем питается птичка?

- Почему ласточку считают очень полезной птичкой?

(Дети объясняют значение слов: изящная, сезон – используется материал из словарь русского языка С.И. Ожегова).

V. Составление плана.

- Сколько частей в тексте? Как узнали? (В тексте четыре части. Четыре раза текст написан с красной строки.) Слайд 8.

- Прочитайте заголовки к плану. Расставите их в правильном порядке.

Заголовки для составления плана:

1. Полезная птица.

2. Корм для ласточки.

3. Ласточка в полете.

4. Внешний вид ласточки.

План (составленный учащимися). Слайд 9.

1. Внешний вид ласточки.

2. Ласточка в полете.

3. Корм для ласточки.

4. Полезная птица.

VІ. Устный пересказ текста. Слайд 10.

Пересказ по плану.

Первая часть.

1. Внешний вид ласточки.

Сколько в ней предложений? (Ласточка – маленькая изящная птичка. В этой части 1 предложение).

Вторая часть.

2. Ласточка в полете.

Сколько в ней предложений? (Всю жизнь ласточка проводит в полете. Летает птичка ловко и красиво. Она редко опускается на землю. В этой части 3 предложения).

Третья часть.

3. Корм для ласточки.

Сколько в ней предложений? (Питается эта птичка насекомыми. Свой корм она ловит прямо на лету. За сезон ласточка уничтожает много насекомых. В этой части 3 предложения).

Четвертая часть.

4. Полезная птица.

Сколько в ней предложений? (За это ласточку считают очень полезной птицей. 

В этой части 1 предложение).

VІІ. Физминутка.

VІІІ.  Орфографическая подготовка. Слайд 11.

Учащиеся читают текст цепочкой и называют орфограммы.

ІX. Написание изложения.

- Прочитайте текст про себя.

- Что поможет написать тест? (план). Слайд 12.

X. Проверка.

Учащиеся читают свои изложения.

XІ.  Итог. Слайд 13.

Чему учились сегодня на уроке?

- Вам понравился урок? Почему?

Рефлексия. Оцените свое изложение в оценочном листе. Оценки фиксируются знаками:

  • " – " не владею этим умением;
  • " + - " - умею, но делаю ошибки;
  • " +" - выполняю без ошибок.

Использованные ресурсы.

  1. deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-zhivotnyh/ - загадки о животных
  2. riddle-middle.ru - загадки о птицах
  3. www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/647-lastochka.html - изображение ласточек
  4. forum.guns.ru/forummessage/82/366661.html - изображение птиц
  5. fishki.net/50715-krasivye-fotografii-zhivotnyh-90-foto.html - изображения животных
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - информация о ласточках
  7. Словарь русского язык: ОК. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «издательство «Мир и Образование», 2008,-1328 с.
Читать еще:

Новые материалы:

Дополнительное чтение при изучении английского языка – один из эффективных способов пополнить словарный запас :: Урок-обобщение: подготовка к контрольной работе по английскому языку по теме: "Животные". 6-й класс :: Основные направления организации обучения иностранному языку в старших класах в условиях модернизации образования :: Урок немецкого языка. Тема: "Моя малая Родина – моя деревня" :: Психодиагностическое исследование эмоционального состояния учащихся младшего школьного возраста :: Собибор, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru