Занятие с педагогическим коллективом "Рефлексия собственной деятельности с помощью арт-терапевтических методик" : Школьная психологическая служба

Это одно из цикла занятий, проводимых психологом 1 раз в месяц с сотрудниками учреждения дополнительного образования по обучению педагогов рисуночным методикам. Направлено на прояснение картины желаемых изменений, налаживание и выстраивание взаимодействия в коллективе и ознакомление с арт-терапевтическими методиками, как наиболее мягким и эффективным средством гармонизации внутренних процессов, активизации процесса рефлексии, инструментом для развития и саморазвития личности.

Цель: развитие временной перспективы и рефлексия собственной деятельности с помощью арт-терапевтических методик.

Задачи:

  1. Подвести сотрудников к осознанию временных промежутков: проживание прошлого, настоящего и будущего.
  2. Создать условия для осмысления перспектив: профессиональных целей, планов на будущее.
  3. Способствовать актуализации представлений о собственном профессиональном росте.
  4. Познакомить с арт-терапевтическими методиками, способствующими осознаванию текущей ситуации и временной перспективы.

Численность группы: до 20 человек.

Время проведения: 2 часа.

Материалы к занятию:

  • листы бумаги формата А3, А4 (по количеству участников);
  • ручки, карандаши, масляная пастель (или восковые мелки);
  • гуашь, кисти, стаканчики с водой (для рисования);
  • салфетки, клеенки на столы, школьная магнитная доска;
  • клубок ниток (приятного цвета, достаточно прочных и мягких).

Организация пространства. В одной части аудитории расставляем в круг стулья по количеству участников, в другой – столы (для выполнения практических заданий) так, чтобы могли сесть все присутствующие, образуя круг.

Примечание. Данное занятие лучше проводить в конце календарного года (декабрь) или в конце учебного года (май), т.к. участники в это время настроены на подведение итогов, планирование, осмысление деятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент, разминка.

Приветствие.

- Сегодня у нас очередная встреча в нашем психологическом клубе. В конце года принято подводить итоги. Сегодня мы постараемся не только осмыслить наши личные и профессиональные достижения, но и определить жизненную перспективу и не потеряться в лабиринте времени. Чего я достиг? К чему стремлюсь? Что мне нужно на моем пути? Мы познакомимся с арт-терапевтическими методиками, которые помогут нам найти ответы на эти вопросы. Для начала нам надо настроиться на рабочую волну. Предлагаю вам выполнить рисуночный тест «Зима». (Раздать каждому бланк теста и набор карандашей на каждую пару участников).

Рисуночный тест «Зима» (см. Приложение №1).

Инструкция. Перед Вами изображение пейзажа, вернее, его элементов. Дополните картинку необходимыми деталями, сделайте из нее законченное произведение. При этом на картине где-то должен быть человек.

Рассмотрим, что у нас получилось… (Интерпретация в соответствии с ключом.) А теперь, когда вы познакомились с изобразительными материалами, предлагаю вам следующее упражнение.

2. Упражнение «Два списка».

- Возьмите лист бумаги, ручку. Поделите лист пополам вертикальной чертой. Справа запишите ответы на вопросы (кратко): Какие профессиональные планы успешно реализовались в этом году? Какие события этого года способствовали вашему профессиональному и личностному росту? (Что удалось?)

Слева запишите ответы на вопросы: Что из нереализованного переходит на следующий год? Какие вопросы нужно решить, какие события, способствующие профессиональному и личностному росту, запланировать? (Что надо сделать?)

Время на составление списка – 5-7 минут.

- Теперь разделимся на группы по 4-5 человек и прочитайте в подгруппе по очереди: сначала первый, затем, по кругу – второй свой список. Если хотите, обсудите: чего Вы достигли за этот год и к чему стремитесь.

По окончании обсуждения садимся в общий круг.

3. Упражнение «Мне нужно…».

Материалы: клубок ниток.

- Очень часто в том деле, которым мы занимаемся, нам нужна помощь, совет, поддержка. Когда мы этой помощи не получаем, то испытываем много неудобств: снижается качество вашей работы, расходуется больше сил и времени на решение каких-то вопросов…. Всем знакома такая ситуация? Сейчас подумайте каждый о своей работе. Задайте себе мысленно такие вопросы:

1) В чём конкретно мне требуется помощь извне (от администрации, психолога, других педагогов, родителей и т.д.)?

Например: в изготовлении пособий, оформлении кабинета, организации внеурочных мероприятий, приглашении на открытые занятия, мастер-классы…

2) Что мне нужно для улучшения качества моей работы, но пока этого нет?

- Отвечать на них будем вслух, по очереди, передавая друг другу клубок ниток. Тот, кто уже высказался, придерживает у себя нитку, а клубок, разматывая, передает дальше.

Выслушиваем всех. Когда закончил последний участник, начинаем сматывать клубок обратно, при этом говорим следующую фразу:

«Я сказала, что мне нужно... (кратко повторяет своё первое высказывание), для этого я могу... (называет, что для этого сама может сделать)».

(Упражнение позволяет педагогу осознать, что надо не только ждать помощи от других, но и самому занять активную позицию: спрашивать, брать ответственность на себя, проявлять инициативу и т.п.).

- Очень хорошо. Теперь попрошу вас вернуться за столы и каждому взять 2 листа бумаги формата А3.

4. Методика «Распределение времени».

На доске вывешиваем список:

  1. Работа.
  2. Семья (общение с близкими людьми).
  3. Домашние дела.
  4. Учёба (в том числе самообразование).
  5. Отдых.
  6. Хобби.
  7. Что-то неожиданное.

- На листе формата А3 нарисуйте большой круг. Посмотрите на предложенный список. Каждому из этих жизненных моментов выберите определенный цвет и обозначьте, сколько времени (в среднем) в течение одного месяца занимают у Вас эти занятия. Разделите круг на 7 секторов (каждому занятию соответствует свой цвет и своя площадь сектора в круге).

Время на выполнение: 5-7 минут.

- Теперь возьмите второй лист. Нарисуйте круг. Отметьте, как бы Вам хотелось использовать время в следующем году? Разделите круг на секторы так, как Вы мечтаете расходовать ваше время: на что тратить больше, на что – меньше.

По окончании: разделитесь на пары и обсудите различия (по желанию!).

5. Еще одна рисуночная методика – совместное рисование [5], позволяющая настроиться на временную перспективу. Тема нашей картины: «Организация, в которой я хочу работать».

Материалы: листы ватмана по количеству подгрупп, пастель, краски гуашевые, акварельные, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек.

Инструкция. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. Тема рисунка для всех подгрупп: «Организация, в которой я хочу работать».

Время выполнения: 20-25 минут.

Анализ. Вывешиваются все картины. Картины рассматриваются последовательно.

- Какие чувства у Вас вызывает этот рисунок?

- Как вы считает, что привлекает в этой организации, почему они хотят там быть?

- Как бы вы назвали (метафорично) эту организацию?

- Глядя на картину, можно предположить, какие чувства испытывали участники, комфортно ли им было рисовать вместе.

Вопросы к авторам рисунка:

- Что было главным, важным для вас, во время рисования?

- Как вам работалось в вашей команде при выполнении задания? Что вы можете сказать о взаимодействии в подгруппе при выполнении рисунка?

- Вы слышали мнения других участников, они разные. Это видение со стороны. С чем вы согласны, а с чем нет?

- Как бы вы сами назвали эту организацию?

Обращаемся ко всей группе:

- Поднимите руки те, кто хотел бы в этой организации работать.

- Поднимите руки те, кто хотел бы там побывать.

(Данная методика используется для исследования образа организации, в которой хочется работать, прояснения картины желаемых изменений, налаживания взаимодействия в группе.)

6. Подведение итогов.

Садимся в общий круг. Вопросы ведущего:

- Было ли полезным для Вас это занятие?

- Довольны ли Вы своим участием в группе? Довольны ли Вы работой всей группы?

- Что бы Вы хотели пожелать организатору (ведущему) по улучшению качества и эффективности последующих занятий?

Каждый участник имеет возможность поделиться своими впечатлениями, мыслями, чувствами, которые вызвали занятие. Психолог благодарит всех участников и дарит на память «сертификаты» - поздравительные открытки с шуточными пожеланиями.

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании. -М., 2001.
  2. Арт-терапия. Хрестоматия. / Сост.и общая редакция А.И. Копытина. -СПб., 2001.
  3. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. -М., 1988.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. -СПб.: Речь, 2007.
  5. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие творчества младших школьников :: Внеклассное занятие по логопедии "В гостях у Зимушки-зимы" :: Праздник "День Матери" :: Конспект открытого урока по математике на тему: "Число 5. Цифра 5" :: Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи :: Русские евреи. Фильм третий. После 1948 года (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Кровати/Детские кровати / Advesta / Кровать Princess ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD