Программа по развитию познавательных процессов у первоклассников : Школьная психологическая служба

Работая в школе педагогом-психологом более 10 лет, а в начальной школе более 3-х лет и проводя тестирование по развитию познавательных способностей учащихся 1-х классов, стало очевидно, что у большинства первоклассников недостаточно развиты познавательные процессы и необходимо их развитие. Изучив, достаточно много литературы по данной теме и основываясь на них, мною была разработана программа по развитию познавательных процессов в 1-х классах.

Пояснительная записка

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Ребенок, впервые произносящий слово “мама”; дошкольник, научившийся читать свое имя; первоклассник, осваивающий азы математики, или студент, отвечающий на экзамене, не задумываются о том, какие процессы способствуют осуществлению этой деятельности.

Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Школьный, в большей степени младший школьный, возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. И чтобы этот процесс протекал более интенсивно и эффективно, необходимо сделать его более организованным. Для этого необходимо создать не только социальные условия, но и подобрать комплекс упражнений, наиболее эффективных, доступных и интересных детям.

Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сензитивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию психических познавательных процессов.

Поэтому была создана программа по развитию познавательных процессов для первоклассников.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления).

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 35 минут. Программа рассчитана на 30 занятий.

Результатом данной программы должно стать: умение сотрудничать, работать в команде, повышение уровня познавательных процессов.

Кроме этого, первоклассники занимаются дома совместно с родителями, каждый день 15-20 минут и учитель применяет некоторые упражнения на уроках или физминутках.

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.

1. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

6. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

7. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта

Каждое занятие начинается с приветствия.

Тематический план занятий (приложение 1)

Пример занятия с первоклассниками

Занятие № 10.

Приветствие.

1.

Выполняем упражнение мозговой гимнастики “Перекрестные движения” (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний).

2. Разминка

– Какой сейчас месяц? Какие месяца вы знаете еще?

– Назови имена девочек, которые начинаются с буквы “А”.

– Как называют папу вашего папы?

– Чем жалят осы и пчелы?

– Назовите самую большую ягоду.

3. Игра “Дорисуй вторую половинку”

Ребенку необходимо дорисовать вторую половинку рисунка.

4. Игра “Составь картинку”

Две одинаковые картинки. Одна целая в виде эталона, а другая разрезная на 5-6 частей, затем перемешать их, попросить ребенка собрать картинку по образцу. Можно усложнить задание, убрав эталон.

5. Игра “Укрась слова”

Ребенку необходимо подобрать как можно больше определений к слову

  • осень (какая она?)…
  • дом (какой он?)…
  • зима (какая она?)…
  • лето (какое оно?)…
  • бабушка (какая она?)…

6. Игра “Муха”

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“вверх”, “вниз”, “вправо” или “влево”) муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснении начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или “видит”, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала. “Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество “мух”, в. последнем случае команды подаются каждой “мухе” отдельно.

7. Динамическая пауза.

“Запомни движение”

Дети повторяют движение рук и ног за ведущим. Когда они запоминают очередность упражнений, повторяют их самостоятельно, но в обратном порядке. Например:

– Присесть, встать, поднять, опустить руки.

– Отставить правую ногу вправо, приставить, отставить левую ногу влево, приставить.

– Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево.

8. Штриховка.

9. Завершение занятия.

Используемая литература:

[1] Волкова Т.Н. “Открой в себе гения. Развитие памяти и внимания” Москва, 2006 г.
[2] Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. “Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников”. Москва, Аркти, 2008 г.
[3] Симонова Л.Ф. “Память детей 5-7 лет”. Ярославль, 2000 г.
[4] Субботина Л.Ю. “Игры для развития и обучения дети 5-10 лет” Ярославль, 2001 г.
[5] Тихомирова Л.Ф. “Познавательные способности детей 5-7 лет”. Ярославль, 2001 г.
[6] Тихомирова Л.Ф. “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников” Ярославль, 2001 г.
[7] Черемошкина Л.В. “Развитие внимания детей” Ярославль, 1997 г.
[8] Языкова Е.В. “Учись учиться”. Москва, Чистые пруды, 2006 г.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка "Повелительное наклонение глагола". 6-й класс :: Урок русского языка на тему "Глагол" (обобщение) :: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ на тему «Проблема сохранения культурного наследия». 11-й класс :: «Интеллектуальное казино». 11-й класс ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list4.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Урок-мастерская по теме "Мир поэзии М.Ю. Лермонтова" :: Притяжение, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Упражнения как убрать жир с бедер

...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как закачать поясницу в домашних условиях

Возможные способы закачки позвоночных грыж Как закачать спину при грыже и избавиться от болезни? Наверное, такой вопрос интересует тех, кто слышал, что...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD