Интегрированный урок (психология + ИЗО) по теме «Гармонизация внутреннего мира в творческой деятельности» : Школьная психологическая служба

Интегрированный урок (психология + ИЗО) по теме «Гармонизация внутреннего мира в творческой деятельности» : Школьная психологическая служба

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств.

Функция: данная работа с мандалами в группе несет, прежде всего, терапевтическую, гармонизирующую и самоактуализирующую функции.

Материалы: набор шаблонов мандал, карандаши, фломастеры,  релаксационная музыка, презентация.

План урока:

1. Вступление ведущих – 2 мин.
2. Информация – 7 мин.
3. Практическая часть – 25мин.
4. Итог – 6 мин.

1. Организационный этап занятия. Вступление, диагностика настроения на начало занятия

– Здравствуйте! Сегодня мы проводим необычное ЗАНЯТИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ И ИЗО. Занятие называется: «Гармонизация внутреннего мира через творческую деятельность».
– Мы будем гармонизировать своё внутреннее психологическое состояние, снимать внутреннюю тревожность, корректировать своё настроение через творчество.
Вначале мы предлагаем вам в соответствии со своим настроением каждому выбрать цветной лепесток. Из выбранных лепестков мы составим цветок вашего настроения на начало занятия. При выборе лепестка используйте распечатки «Значение цвета»  (Приложение 1).  Выкладывается на доске цветок настроения.

2. Информационная часть. Информация о мандалах и их значении в жизни человека

– Теперь вновь обратимся к названию нашего занятия: «Гармонизация внутреннего мира через творческую деятельность».
– Что значит «гармонизация»? Обратимся к толковому словарю. «Гармонизировать – строить по правилам гармонии. Гармония – в переводе с нем. – стройность, согласие, т.е.  согласованность звуков, красок, чувств». В нашем случае мы будем стремиться к согласованности наших чувств через гармонию цвета.
– А теперь посмотрите на эти рисунки, как вы думаете, что это? Может кто-нибудь уже слышал такое слово: «мандалы» и знает для чего они предназначены? (Показываются не раскрашеные шаблоны мандал).
«Мандала» в переводе на русский язык означает «круг». Работа с мандалами помогает снять внутреннее напряжение, уравновешивает, корректирует сложные ситуации и отношение к ним. В композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.
Обычно это круг с выраженным центром. Центр – это ассоциация нашего внутреннего «я». Узоры, расположенные вокруг – это наше сегодняшнее состояние, настроение, сложившаяся ситуация. Обрамление круга контуром – целостность и защита нашего внутреннего мира.
Люди создают мандалы уже на протяж ении 20 тысячелетий. Карл Густав Юнг – один из первых европейских ученых психологов – изучал мандалы. Изначально он стал использовать мандалы в качестве инструмента для исследования собственной личности. Каждый день он вел дневник, в котором в символической форме зарисовывал свое эмоциональное состояние. Чаще всего эти рисунки носили форму круга.
Он писал о том, что мандалы выполняют защитную функцию в случае каких-либо психологических проблем. Учёный даже сам использовал мандалы для собственного личностного роста
Изображение мандал можно встретить у разных народов: на китайских зеркалах и украшениях, на бубнах сибирских шаманов, в орнаменте коренных народов Севера, в архитектуре храмов. Люди с древних времён интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге. Посмотрите, как выглядят древние мандалы разных стран.
В наше время мандалы создают даже в электронном виде, заряжая их на удачу соответствующими цветами. (Комментируются изображения на слайдах).
А вот мандалы, созданные в «Фотошопе» из изображений растений, автомобилей, бижутерии.
Мандалы создают из различных материалов: цветного песка, камней, ниток, в кулинарных изделиях.
Рисование или разукрашивание мандал – это способ упорядочивания себя и своего внутреннего мира. Работа с мандалой несёт нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, разрешения внутреннего конфликта. Если вас что-то беспокоит, вы можете нарисовать свою мандалу или разукрасить ее шаблон. Это первый шаг, чтобы отстраниться от неприятного переживания – ведь теперь оно «живет» на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы заключаете эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так легко «вырваться».

3. Практическая часть. Выбор и раскрашивание мандалы по определённой теме

– Ну а теперь перейдём к практической части нашего урока. Мы предлагаем рассмотреть предложенные  вам темы и выбрать для себя одну из них. Ту, которая вас больше всего волнует в данный момент. Затем выберите самостоятельно соответствующую по вашему мнению мандалу (шаблон – см. в Приложении 2). Подпишите с обратной стороны мандалы свою выбранную тему. Для работы вам также понадобятся цветные карандаши и фломастеры. Сейчас мы предлагаем вам отобразить своё внутреннее состояние в процессе разукрашивания узора. Выбирайте цвета по настроению. По окончанию работы обратите внимание на преобладание того или иного цвета в мандале. Пользуясь распечаткой цветов, вы лучше узнаете особенности своего характера. Время, отведённое вам для создания мандал – 25-30 минут. Если кто-то быстро справится с работой, можно выбрать ещё одну мандалу. Примеры разукрашенных мандал  вы сможете наблюдать на слайдах во время рисования.

Обратите внимание на правила, которые надо соблюдать в работе: (читаем на слайде)

1. Не существует «хороших» или «плохих» мандал! Все работы индивидуальны и по-своему красивы.
2. Старайтесь наполнить вашими чувствами формы рисунка.
3. Мандала считается завершённой, когда от её созерцания вы испытываете удовлетворение.
4. Выполняйте работу по раскрашиванию мандалы от края к центру!

Включаются слайды с примерами нарисованных мандал, релакс. музыка (Презентация)
По окончании работы организуется обсуждение готовых рисунков.

– Давайте все вместе попытаемся отгадать, какую тему отражает каждая мандала. По желанию автор мандалы может дать своё пояснение. При обсуждении можно пользоваться распечатками (значение цветов). В  конце обсуждения обратим внимание, какие темы нас больше всего волнуют. (Рядом с какой темой набралось большее количество рисунков).

Примечание:  ведущему в ходе упражнения необходимо оказывать учащимся поддержку, эмоционально их поощрять, обращать внимание всех на то хорошее, что раскрывается при обсуждении каждой работы. Очень важно, чтобы без внимания группы и положительных высказываний остальных участников никто не остался. Следует также учитывать, что данная работа с мандалами в группе несет, прежде всего, терапевтическую, гармонизирующую и самоактуализирующую функции, а не диагностическую. Поэтому в ходе обсуждения не должны звучать интерпретирующие формулировки и выводы. Здесь значение придается ощущениям и высказываниям самих участников занятия и создателей рисунков.

 4. Завершающий этап. Обсуждение готовых рисунков. Подведение итогов

– Итак, подводя итоги нашего занятия, мы можем сказать, что мандалы — это что-то большее, чем просто рисунки. Эти мандалы обладают невидимыми свойствами. Когда мы их раскрашиваем или просто смотрим на них, то становимся  спокойнее. Считается, что если вам грустно, или скучно, или кто-то обидел – раскрасьте мандалу.  Вы почувствуете, как на душе становится легче!
– Также сегодня на занятии мы затрагивали вечные темы, которые актуальны для каждого из вас. Каждый задумался о том, что его волнует в данный момент. Мы надеемся, что выполненный вами орнамент запустил процесс гармонизации вашего внутреннего мира. Вы можете продолжить такие занятия самостоятельно дома. По окончании урока выберите себе любое количество мандал для самостоятельных занятий. Узоры в круге можно составлять и самим. 
– А теперь  давайте  составим повторный  цветок нашего настроения. Пользуясь интерпретацией цветов, выберите лепесток, соответствующий вашему настроению.
– Давайте посмотрим,  как изменилось  наше настроение за время урока. (Краткое обсуждение цветовой гаммы выбранных лепестков на начало и окончание занятия с использованием интерпретации цвета – Приложение 1).
– На этом наш урок закончен. Мы желаем вам удачи и гармонии во всём! Предлагаем вам взглянуть на мандалу, приносящую удачу и гармонию.

Читать еще:


Новые материалы:

Литературное чтение во 2-м классе. Урок коллективного творчества "Царство Деда Мороза" :: Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" в 3-м классе. Факультатив "Занимательная грамматика" :: Экологический урок "Тайга глазами детей и зверей" (из жизни обитателей кедровой тайги Западного Саяна) :: Смена сфер деятельности учебного процесса при обучении учащихся в начальной школе :: Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" :: Про любовь. Только для взрослых, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Столлайн / Тумбочка Элиза СТЛ.138.11 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD