Психологический тренинг как эффективное средство повышения родительской ответственности : Школьная психологическая служба

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования психологов показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться воспитывать своих детей психологически грамотнее, им нужны средства и методики, которые они могут использовать на доступном для них уровне. Одним из важных направлений содержания работы школы является повышение психолого-педагогических знаний родителей. Необходимо знакомить их с основными положениями, подходами, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно выстраивать с ним взаимоотношения.  На наш взгляд, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений. Изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье можно разрешить его проблемы. Поэтому активное взаимодействие с родителями  является одним из важнейших аспектов деятельности психологической службы в школе.

Основная цель нашей работы с семьей -  гармонизация детско-родительских отношений в формировании активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Задачами в реализации данной цели являются:

- психологическое исследование взаимоотношений в семье, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;

- оказание своевременной психологической помощи семье;

-организация практической направленности взаимодействия участников образовательного процесса с родителями.

Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.

При изучении семьи нас, прежде всего, интересуют общие сведения о семье, интересы родителей к делам школы, воспитательные возможности семьи, микроклимат в семье, семейные традиции.

Цель и задачи работы психологической службы с родителями связаны с насущными проблемами школы. Диагностическое обследование (анкетирование, опрос, беседа) выявляет межличностные отношения в семье, определяет уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами школы. Консультирование способствует решению проблем, с которыми обращаются к психологу родители нашего образовательного учреждения через классных руководителей, администрацию школы. Виды консультирования - индивидуальные и семейные.

Наиболее актуальными для родителей являются следующие вопросы:

- проблемы адаптации ребенка к условиям школы младшего и среднего звена;

- проблемы поведения (агрессия, капризы, упрямство, эмоциональная нестабильность);

- тревожность, детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты, проявляющиеся в подростковый период развития;

- воспитание ребенка в неполной семье;

- профессиональный выбор старшеклассника;

- наличие проблем по результатам психодиагностических обследований, мониторингов.

Родительское собрание является одной из основных форм работы психолога с семьей в информационно-просветительском направлении. Темы родительских собраний составляются с учетом запросов классных руководителей, поручений администрации школы: “Адаптация первоклассников”, “Первый раз в пятый класс”, “Как общаться с ребенком, если…”, “Этот трудный подросток”, “Как подготовиться к экзаменам?”, “Искусство быть родителем”. В помощь родителям на сайте школы представлены, разработанные психологами, рекомендации: “Как организовать родителям занятие с ребенком при подготовке к школе”, “Как помочь ребенку преодолеть тревожность”, “Антистрессовые приемы для взрослых и подростков”, “Как помочь старшекласснику подготовиться к экзаменам”, “Продукты, улучшающие память”.

Обучение родителей проходит и через психологические тренинги. Тренинг — это не лекции, это добывание ценного жизненного опыта совместно с ведущим и товарищами по группе. Тренинг — это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, добрые провокации, обучающая парная и групповая работа и многое другое. Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Тренинговая группа в целом обладает "терапевтическим" эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения. Психологические тренинги помогают смоделировать различные ситуации общения и выработать эффективную линию поведения в каждой из них. Выполняя предложенные задания, участники сеансов учатся налаживать межличностные отношения и решать проблемы любой сложности, возникающие в процессе общения. Коллективные сеансы дают возможность инсценировать жизненные ситуации, а их участникам “примерить” на себя различные поведенческие схемы.

В нашей школе тренинговые формы занятий в настоящее время приобрели актуальность, так как имеют практическую направленность в повышении компетентности родителей по воспитанию своих детей и формированию навыков позитивных детско-родительских отношений в семье.

Содержание занятий было направлено на решение следующих задач:

- дать родителям психологические знания о развитии детей в разные возрастные периоды;

- научить выстраивать конструктивное общение родителей со своими детьми;

- сформировать навыки саморегуляции у родителей в преодолении стрессовых ситуаций.

Данные задачи решались с помощью психолого-педагогических приемов: сюжетно-ролевые игры, сочинение и рисование сказок, психотехнические упражнения, дискуссии, элементы арт-терапии, рефлексия. В проведении встреч использовались также мини-лекции. Все это позволяет познакомиться с теоретическим материалом по обсуждаемой теме, отработать некоторые навыки взаимодействия на практике. Содержание занятий разрабатывалось с учетом интересов тренинговой группы, повышая мотивацию каждого участника. Каждая встреча была посвящена обсуждению актуальной темы, определению входящих в нее понятий, выявлению психологических причин возникающих проблем в детско- родительских взаимоотношениях, возможных путях их решения. Некоторые игры повторялись в течение всех встреч, способствуя созданию благоприятного психологического климата, сплочению и работоспособности группы. Опыт показал, что данный подход наиболее эффективен при планировании и проведении тренинга, поскольку позволяет последовательно и наиболее полно раскрыть тему, отработать практические навыки, полезные в решении как индивидуальных, так и семейных вопросов. Тренинг помог открыть родителям новые способы общения с ребенком, благодаря которым их дети стали бы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим, также позволил им лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. 

Наибольший интерес родителей вызвали занятия, направленные на формирование эффективного взаимодействия с детьми, понимание и осознание следующего: что значит быть родителем, что такое родительская любовь, что значат для нас наши дети.

По запросу родителей были разработаны и проведены занятия, в которых участвовали и родители, и их дети. Такие занятия способствуют созданию атмосферы внутрисемейного доверия, развитию эмпатии, коммуникативных способностей, укреплению семейных уз. Интерес и эмоциональный отклик вызвали такие упражнения как совместное рисование: “Герб семьи”, “Семейная драгоценность”; сочинение сказок: “Счастливая семья”, “Волшебные приключения”; создание мини-проектов: “Семейные увлечения”, “Дружная семья”.

Во время обратной связи все участники тренинговых занятий отметили их актуальность, практическую помощь в приобретении необходимого опыта, для повышения родительской ответственности: были выявлены общие проблемы детско-родительских отношений, пути их решения; надо больше уделять внимание в семье, так как каждый ребёнок со всеми положительными и отрицательными качествами, личность; практические занятия помогают повысить родительскую мотивацию в улучшении взаимодействия со своими детьми, помогли осознать ответственность и найти ответы на волнующие вопросы.

Таким образом, через различные направления и формы работы психологической службы осуществляется эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса с родителями детей, обучающихся в нашей школе.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. “Общаться с ребёнком. Как?”. – Издательство: “АСТ”, “Астрель”, 2010.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -- М., 2000.

3. Родительские собрания с психологом. 1-11классы. / О.К. Симонова. – М.: Планета, 2011.

4. Хухлаева О.В. В каждом ребенке- солнце? Родителям о детской психологии. – М.: Генезис, 2009.

5. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

Читать еще:


Новые материалы:

Конструирование настольной игры-головоломки "Пифагор" при изучении растровых графических редакторов (MS Paint и Adobe PhotoShop) :: Урок — виртуальное путешествие по окружающему миру "Золотое кольцо России" :: Интегрированный урок английского языка – легоконструирование и информатика :: Разработка электронного учебника "Услуги Интернета" :: Игра по информатике "Слабое звено" :: Расширенная вселенная Простоквашино: новые мультфильмы пасторальной саги :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Гарнитуры спальные / Столлайн / Гарнитур для спальни Валенти 2 слива валлис/крем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Жуйдэмэн капсулы для похудения

« Жуйдэмэн» – чай или капсулы? Количество самых разнообразных средств для похудения неуклонно растет, и каждый год на рынке появляются десятки новых препаратов....

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как похудеть как надо есть

Что нужно есть чтобы похудеть в домашних условиях Как худеть с помощью фруктов(1 votes, average: 5,00 5) Загрузка... Краткое содержание статьи: Что нужно есть, что...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD