Психологический тренинг как эффективное средство повышения родительской ответственности : Школьная психологическая служба

Психологический тренинг как эффективное средство повышения родительской ответственности : Школьная психологическая служба

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования психологов показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться воспитывать своих детей психологически грамотнее, им нужны средства и методики, которые они могут использовать на доступном для них уровне. Одним из важных направлений содержания работы школы является повышение психолого-педагогических знаний родителей. Необходимо знакомить их с основными положениями, подходами, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно выстраивать с ним взаимоотношения.  На наш взгляд, многие проблемы и трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений. Изменяя семейную ситуацию, корректируя отношение к ребенку в семье можно разрешить его проблемы. Поэтому активное взаимодействие с родителями  является одним из важнейших аспектов деятельности психологической службы в школе.

Основная цель нашей работы с семьей -  гармонизация детско-родительских отношений в формировании активной позиции родителей, вооружение их психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Задачами в реализации данной цели являются:

- психологическое исследование взаимоотношений в семье, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

- изменение психологической установки родителей на роль семьи в формировании личности ребенка;

- оказание своевременной психологической помощи семье;

-организация практической направленности взаимодействия участников образовательного процесса с родителями.

Взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами: доброжелательность, уважение к родителям, обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности.

При изучении семьи нас, прежде всего, интересуют общие сведения о семье, интересы родителей к делам школы, воспитательные возможности семьи, микроклимат в семье, семейные традиции.

Цель и задачи работы психологической службы с родителями связаны с насущными проблемами школы. Диагностическое обследование (анкетирование, опрос, беседа) выявляет межличностные отношения в семье, определяет уровень удовлетворенности родителей образовательными услугами школы. Консультирование способствует решению проблем, с которыми обращаются к психологу родители нашего образовательного учреждения через классных руководителей, администрацию школы. Виды консультирования - индивидуальные и семейные.

Наиболее актуальными для родителей являются следующие вопросы:

- проблемы адаптации ребенка к условиям школы младшего и среднего звена;

- проблемы поведения (агрессия, капризы, упрямство, эмоциональная нестабильность);

- тревожность, детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста (внимания, памяти, мышления т.д.);  

- внутрисемейные конфликты, проявляющиеся в подростковый период развития;

- воспитание ребенка в неполной семье;

- профессиональный выбор старшеклассника;

- наличие проблем по результатам психодиагностических обследований, мониторингов.

Родительское собрание является одной из основных форм работы психолога с семьей в информационно-просветительском направлении. Темы родительских собраний составляются с учетом запросов классных руководителей, поручений администрации школы: “Адаптация первоклассников”, “Первый раз в пятый класс”, “Как общаться с ребенком, если…”, “Этот трудный подросток”, “Как подготовиться к экзаменам?”, “Искусство быть родителем”. В помощь родителям на сайте школы представлены, разработанные психологами, рекомендации: “Как организовать родителям занятие с ребенком при подготовке к школе”, “Как помочь ребенку преодолеть тревожность”, “Антистрессовые приемы для взрослых и подростков”, “Как помочь старшекласснику подготовиться к экзаменам”, “Продукты, улучшающие память”.

Обучение родителей проходит и через психологические тренинги. Тренинг — это не лекции, это добывание ценного жизненного опыта совместно с ведущим и товарищами по группе. Тренинг — это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, добрые провокации, обучающая парная и групповая работа и многое другое. Способ решения своих проблем участники находят благодаря не только помощи самого психолога, но и получая поддержку от остальных членов группы. Тренинговая группа в целом обладает "терапевтическим" эффектом, поскольку каждый участник по-своему, уникально откликается на проблему другого человека, и это позволяет понять сложную ситуацию с учетом разных точек зрения. Психологические тренинги помогают смоделировать различные ситуации общения и выработать эффективную линию поведения в каждой из них. Выполняя предложенные задания, участники сеансов учатся налаживать межличностные отношения и решать проблемы любой сложности, возникающие в процессе общения. Коллективные сеансы дают возможность инсценировать жизненные ситуации, а их участникам “примерить” на себя различные поведенческие схемы.

В нашей школе тренинговые формы занятий в настоящее время приобрели актуальность, так как имеют практическую направленность в повышении компетентности родителей по воспитанию своих детей и формированию навыков позитивных детско-родительских отношений в семье.

Содержание занятий было направлено на решение следующих задач:

- дать родителям психологические знания о развитии детей в разные возрастные периоды;

- научить выстраивать конструктивное общение родителей со своими детьми;

- сформировать навыки саморегуляции у родителей в преодолении стрессовых ситуаций.

Данные задачи решались с помощью психолого-педагогических приемов: сюжетно-ролевые игры, сочинение и рисование сказок, психотехнические упражнения, дискуссии, элементы арт-терапии, рефлексия. В проведении встреч использовались также мини-лекции. Все это позволяет познакомиться с теоретическим материалом по обсуждаемой теме, отработать некоторые навыки взаимодействия на практике. Содержание занятий разрабатывалось с учетом интересов тренинговой группы, повышая мотивацию каждого участника. Каждая встреча была посвящена обсуждению актуальной темы, определению входящих в нее понятий, выявлению психологических причин возникающих проблем в детско- родительских взаимоотношениях, возможных путях их решения. Некоторые игры повторялись в течение всех встреч, способствуя созданию благоприятного психологического климата, сплочению и работоспособности группы. Опыт показал, что данный подход наиболее эффективен при планировании и проведении тренинга, поскольку позволяет последовательно и наиболее полно раскрыть тему, отработать практические навыки, полезные в решении как индивидуальных, так и семейных вопросов. Тренинг помог открыть родителям новые способы общения с ребенком, благодаря которым их дети стали бы самостоятельными личностями, уверенными в себе и уважительными к другим, также позволил им лучше понять себя и мотивы своего поведения, потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций. 

Наибольший интерес родителей вызвали занятия, направленные на формирование эффективного взаимодействия с детьми, понимание и осознание следующего: что значит быть родителем, что такое родительская любовь, что значат для нас наши дети.

По запросу родителей были разработаны и проведены занятия, в которых участвовали и родители, и их дети. Такие занятия способствуют созданию атмосферы внутрисемейного доверия, развитию эмпатии, коммуникативных способностей, укреплению семейных уз. Интерес и эмоциональный отклик вызвали такие упражнения как совместное рисование: “Герб семьи”, “Семейная драгоценность”; сочинение сказок: “Счастливая семья”, “Волшебные приключения”; создание мини-проектов: “Семейные увлечения”, “Дружная семья”.

Во время обратной связи все участники тренинговых занятий отметили их актуальность, практическую помощь в приобретении необходимого опыта, для повышения родительской ответственности: были выявлены общие проблемы детско-родительских отношений, пути их решения; надо больше уделять внимание в семье, так как каждый ребёнок со всеми положительными и отрицательными качествами, личность; практические занятия помогают повысить родительскую мотивацию в улучшении взаимодействия со своими детьми, помогли осознать ответственность и найти ответы на волнующие вопросы.

Таким образом, через различные направления и формы работы психологической службы осуществляется эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса с родителями детей, обучающихся в нашей школе.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. “Общаться с ребёнком. Как?”. – Издательство: “АСТ”, “Астрель”, 2010.

2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -- М., 2000.

3. Родительские собрания с психологом. 1-11классы. / О.К. Симонова. – М.: Планета, 2011.

4. Хухлаева О.В. В каждом ребенке- солнце? Родителям о детской психологии. – М.: Генезис, 2009.

5. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

Читать еще:


Новые материалы:

Дискретное проектирование и возможности его применения в школе на примере изготовления елочных игрушек :: Узелковый батик :: Изготовление технологической карты "Декоративные бантики" :: Урок защита проекта "Причёска для подруги" :: Урок русского языка на тему: "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова" :: Бамблби ( Bumblebee ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Мебелик / Банкетка Оливия ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD