Методики диагностики отношения младших школьников к школе и учению : Школьная психологическая служба

Методики диагностики отношения младших школьников к школе и учению : Школьная психологическая служба

Мотивация учения и отношение детей к школе постоянно находятся в центре внимания психологов и педагогов. От отношения ребенка к школе и учению, от его мотивации зависят успешность освоения учебной деятельности, психологическое благополучие ученика в классе, отношение к нему со стороны учителя и сверстников и многое другое. При этом сама мотивация и эмоциональное отношение к школе, во-первых, не наблюдаемы непосредственно, мы не можем их увидеть и оценить напрямую. Во-вторых, сами эти категории достаточно сложны для изучения и анализа. Поэтому педагоги и школьные психологи должны владеть целым арсеналом разнообразных методов и методик для комплексной диагностики отношения к школе, учению и выявлению учебной мотивации учащихся. Материалами данной статьи можно воспользоваться для пополнения своей копилки психодиагностических методик, направленных на выявление учебной мотивации и отношения к различным сторонам школьной жизни. 

Психодиагностические методы можно разделить на прямые, косвенные и проективные [2]. Каждый из этих подходов имеет как свои преимущества, так и недостатки. К прямым методам относятся, например, известная анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, а также методика «Ранжирование мотивов учения» (для родителей) [1]. Косвенные диагностические процедуры не нашли пока широкого применения. Большую практическую ценность представляют проективные методики, примеры которых приведем ниже.

Методика «Рисунок школы» [1] позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к школе. Она может быть проведена как индивидуально, так и в групповой форме. Еще один вариант подобной методики – рисунок «Школа зверей», где ребенку предлагается представить, что его одноклассники и учитель превратились в животных. Другие варианты проективных рисунков – «Что мне нравится в школе», «Наш класс», «Моя учительница».

Методики, представляющие собой фантастический выбор [3]. «Представь, что волшебник целиком и полностью изменил твою школу на новую, современную, красивую. Но разрешил тебе оставить в школе только три объекта, очень тебе дорогих. Кого или что ты оставишь?»

Методика «Незавершенный рассказ». Детям предлагается закончить (дописать) небольшой рассказ, позволяющий выявить их отношение к определенным людям, ценностям. «Я устроился поудобнее и приступил к домашней работе. Тут позвонил Дима. «Иди скорее ко мне! – закричал он в трубку. – Ты ахнешь, когда увидишь!» Я…» [3].

Незавершенные предложения тоже нравятся детям. С помощью этого метода можно получить очень важные данные. Приведем примеры таких предложений. «В прошлом учебном году мне больше всего запомнилось…», «В новом учебном году мне хотелось бы…», «В течение этой четверти я…», «Каникулы закончились, и это здорово, потому что…», «Я горжусь своим классом, потому что…», «Я огорчаюсь, когда в школе…», «В школе мне интереснее всего…», «В школе я больше всего боюсь…», «Я радуюсь, когда в школе…»

Прерванный диалог [3]. Этот метод предоставляет большие возможности для выявления отношений к различным явлениям школьной жизни. Приведем пример. « – Света, ты решила задачу? Я не смогла. – Да, решила! – Дай списать! – ?..»

«Составь расписание». Детям предлагают представить, что можно было бы составить свое собственное расписание уроков на неделю. Можно оставить те предметы, которые уже есть, можно придумать и дописать свои, можно убрать какие-то из имеющихся. Количество уроков тоже можно менять.

«Памятка для новичков». Предлагают детям написать советы для новичков, как им вести себя, какие правила соблюдать, чтобы лучше освоиться в школе.
Несомненно, список можно продолжать и дальше. Обработка проективных методик качественная. Следует отметить, что при проведении и интерпретации всех перечисленных методик необходимо помнить о соблюдении этических принципов психодиагностики.

Литература

  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –  М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. – М.: Ювента, 2013.
Читать еще:


Новые материалы:

Литературное чтение "Согласные звуки [П], [П'], буквы "П, п"". Повторение и обобщение. 1-й класс :: Урок русского языка на тему "Развитие речи при изучении различных частей речи". 4-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Перелетные птицы". 2-й класс :: Внеклассное мероприятие на тему "Новогодние и рождественские традиции". 3-й класс :: План–конспект интегрированного урока музыки и английского языка в 6-м классе :: Черная бабочка ( Black Butterfly ), 2016 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 54 Модель 807 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD