Методики диагностики отношения младших школьников к школе и учению : Школьная психологическая служба

Мотивация учения и отношение детей к школе постоянно находятся в центре внимания психологов и педагогов. От отношения ребенка к школе и учению, от его мотивации зависят успешность освоения учебной деятельности, психологическое благополучие ученика в классе, отношение к нему со стороны учителя и сверстников и многое другое. При этом сама мотивация и эмоциональное отношение к школе, во-первых, не наблюдаемы непосредственно, мы не можем их увидеть и оценить напрямую. Во-вторых, сами эти категории достаточно сложны для изучения и анализа. Поэтому педагоги и школьные психологи должны владеть целым арсеналом разнообразных методов и методик для комплексной диагностики отношения к школе, учению и выявлению учебной мотивации учащихся. Материалами данной статьи можно воспользоваться для пополнения своей копилки психодиагностических методик, направленных на выявление учебной мотивации и отношения к различным сторонам школьной жизни. 

Психодиагностические методы можно разделить на прямые, косвенные и проективные [2]. Каждый из этих подходов имеет как свои преимущества, так и недостатки. К прямым методам относятся, например, известная анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, а также методика «Ранжирование мотивов учения» (для родителей) [1]. Косвенные диагностические процедуры не нашли пока широкого применения. Большую практическую ценность представляют проективные методики, примеры которых приведем ниже.

Методика «Рисунок школы» [1] позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к школе. Она может быть проведена как индивидуально, так и в групповой форме. Еще один вариант подобной методики – рисунок «Школа зверей», где ребенку предлагается представить, что его одноклассники и учитель превратились в животных. Другие варианты проективных рисунков – «Что мне нравится в школе», «Наш класс», «Моя учительница».

Методики, представляющие собой фантастический выбор [3]. «Представь, что волшебник целиком и полностью изменил твою школу на новую, современную, красивую. Но разрешил тебе оставить в школе только три объекта, очень тебе дорогих. Кого или что ты оставишь?»

Методика «Незавершенный рассказ». Детям предлагается закончить (дописать) небольшой рассказ, позволяющий выявить их отношение к определенным людям, ценностям. «Я устроился поудобнее и приступил к домашней работе. Тут позвонил Дима. «Иди скорее ко мне! – закричал он в трубку. – Ты ахнешь, когда увидишь!» Я…» [3].

Незавершенные предложения тоже нравятся детям. С помощью этого метода можно получить очень важные данные. Приведем примеры таких предложений. «В прошлом учебном году мне больше всего запомнилось…», «В новом учебном году мне хотелось бы…», «В течение этой четверти я…», «Каникулы закончились, и это здорово, потому что…», «Я горжусь своим классом, потому что…», «Я огорчаюсь, когда в школе…», «В школе мне интереснее всего…», «В школе я больше всего боюсь…», «Я радуюсь, когда в школе…»

Прерванный диалог [3]. Этот метод предоставляет большие возможности для выявления отношений к различным явлениям школьной жизни. Приведем пример. « – Света, ты решила задачу? Я не смогла. – Да, решила! – Дай списать! – ?..»

«Составь расписание». Детям предлагают представить, что можно было бы составить свое собственное расписание уроков на неделю. Можно оставить те предметы, которые уже есть, можно придумать и дописать свои, можно убрать какие-то из имеющихся. Количество уроков тоже можно менять.

«Памятка для новичков». Предлагают детям написать советы для новичков, как им вести себя, какие правила соблюдать, чтобы лучше освоиться в школе.
Несомненно, список можно продолжать и дальше. Обработка проективных методик качественная. Следует отметить, что при проведении и интерпретации всех перечисленных методик необходимо помнить о соблюдении этических принципов психодиагностики.

Литература

  1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –  М.: ВЛАДОС, 2001.
  2. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника. – М.: Ювента, 2013.
Читать еще:


Новые материалы:

Занятие элективного курса по развитию речи учащихся в 3-м классе по программе "Школа-2100" на тему "Обучающее сочинение по картине В.М. Васнецова "Алёнушка" :: Урок-КВН по теме "Лекарственные травы", 3-й класс. Окружающий мир :: Урок литературного чтения по теме "П.П. Бажов «Серебряное копытце»" :: Роспись матрешки. Интегрированный урок во 2-м классе по изобразительному искусству и краеведению с использованием ИКТ :: Родной край - Хакасия. Фольклор хакасского народа :: Планета обезьян: Война ( War for the Planet of the Apes ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Мебель для телевизора/Тумбы под телевизор / TechLink / Стеллаж под ТВ OVC130SR ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD