Особенности развития детей, лишенных родительской заботы : Школьная психологическая служба
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Особенности развития детей, лишенных родительской заботы : Школьная психологическая служба

Цель: понимание специфики психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; поиск эффективных средств и способов в работе с детьми, лишенных родительской заботы.

1. Приветствие

2. Мозговой штурм

– Давайте вспомним и проанализируем такие аспекты наших воспитанников, как успешность в учебной деятельности, мотивацию в достижении каких-либо целей, индивидуальность, коммуникативные способности.

3. Вводная часть

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали приюты и прочее.
Признание пагубности взросления детей без родителей и начало научного осмысления этого явления относится к началу XX века. Первая, а затем Вторая мировые войны, мощные экономические кризисы и социальные потрясения привели к появлению множества покинутых детей, детей без родителей, эвакуированных, перемещенных, оказавшихся в концентрационных лагерях. Такие дети заполнили больницы, детские дома, дома ребенка. Среди них было множество совсем маленьких, даже младенцев.
Однако, несмотря на значительный прогресс в деле детей-сирот, который наблюдался на протяжении XX века, те, кто имел к этому отношение, видели то же, что и столетия назад. Дети, оставшиеся без родителей постоянно – в детских учреждениях и даже временно – в больницах, санаториях – отстают в развитии, имеют серьезные эмоциональные нарушения, чаще болеют.
К середине XX века стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребенка является наличие тесных и стойких эмоциональных связей с матерью или другим взрослым, замещающим мать. Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации».

Депривация – неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения – отделения, имеющего пагубные последствия.
Для более точного понимания психологического содержания понятия «депривация» проведем аналогию между психической депривацией и депривацией биологической. Биологическая депривация порождается недостатком белков, витаминов, кислорода и приводит к серьезным нарушениям в развитии организма. Соответственно, психическая депривация вызывается недостатком сенсорных стимулов, социальных контактов, устойчивых эмоциональных связей. В обоих случаях происходит своего рода «голодание», результаты которого – как бы ни был различен их механизм – проявляются в ослаблении, обеднении, хирении организма и психики.
Различают парциальную депривацию – когда не удовлетворена какая-либо одна потребность и полную (тотальную) – когда одновременно не удовлетворены многие потребности или одна, но настолько важная, что ее неудовлетворение вызывает тотальные нарушения. Примером последней является лишение ребенка материнской любви – материнская депривация.
Рассмотрим те виды депривации, которые в наибольшей степени, помимо материнской, важны для изучения развития детей, лишенных нормальной родительской заботы.

4. Основная часть

4.1. Сенсорная депривация

Сенсорная депривация возникает, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов – зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий так же используется понятие обедненная среда, а в последнее время – обедненная информационная среда.
В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшийся в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Так, Н.М. Щелованным было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н.М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции (он неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка), то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. (Соотнести различия в развитии при поступлении воспитанника в детский дом из семьи и дома ребенка).
М.Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо.
Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, детский психолог Л.И. Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.
Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения – явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Но современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.
По мнению педагога М. Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.
Существуют и другие точки зрения, сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом – по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

4.2. Двигательная депривация

Результаты наблюдения Н.М. Щелованова свидетельствуют о том, что уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движений, вызванном, например, тугим пеленанием. Он обнаружил также, что если ребенок находится в условиях хронической гиподинамии, то у него развивается эмоциональная вялость и возникает компенсаторная двигательная активность – раскачивание тела из стороны в сторону, стереотипные движения руками, сосание пальцев и т.п. эти движения довольно быстро закрепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.
Стереотипные движения могут рассматриваться как достаточно эффективный способ разнообразить опыт сенсорных ощущений. Ведь если обстановка, воспринимаемая ребенком, чрезвычайно статична и «мир не движется вокруг него», то ребенку есть смысл самому двигаться относительно этого мира. К тому же такие движения могут служить средством успокоения, так называемых «успокоительных привычек», объясняя известную их полезность аутостимуляцией.
Однако, этот способ крайне беден, стереотипен, имеет ярко выраженный компенсаторный характер и поэтому не ведет к развитию. Исследование показало, что раскачивающиеся дети имеют проблемы в двух сферах развития: в социальной адаптации (недостаток инициативы в отношениях с внешним миром) и в способности к предметному манипулированию.
У детей воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят.

Способы преодоления последствий двигательной депривации, равно как и способы ее профилактики, очевидны – необходимо создавать условия, всемерно способствующие развитию двигательной активности ребенка.

4.3. Социальная  депривация

Наряду с сенсорной и двигательной выделяют также социальную депривацию. С ней, например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходит ощущение своей нужности обществу. Здесь важен разрыв именно широких социальных связей, поэтому зачастую даже возможность общения с детьми, внуками, знакомыми не снимает во многих случаях тяжелых переживаний, рождаемых социальной депривацией.
Подобная форма депривации встречается и у молодых людей. Так, нередко молодые мамы, сидящие дома с ребенком, в ситуациях, когда, казалось бы, все в порядке – и муж любит, и ребенок здоров, – вдруг начинают испытывать тоску, тревогу, становятся агрессивными.
Обратимся теперь к проблеме социальной депривации в детском возрасте.
Массу жестоких жизненных экспериментов на социальную депривацию поставила с детьми Вторая мировая война.
Наблюдение велось за группой детей, бывших узников концлагеря. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа. Исследователи отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно подражали друг другу. Вместе с тем симпатии детей не распространялись на людей, не входящих в их маленькую группу. На заботящихся о них взрослых дети либо вообще не обращали внимание, либо проявляли по отношению к ним отрицательные эмоции.
Когда в группе появлялся еще один ребенок, также освобожденный из лагеря, его мгновенно принимала группа.
В итоге наблюдений и психотерапевтической работы с детьми исследователи пришли к выводу, что к этим детям невозможно относится как к отдельным индивидам, лишь как к группе, как к неделимому целому.
В современной психологической литературе вместо термина «групповое чувство» используется выражение «чувство Мы».
Представленные случаи позволяют прийти к выводу о том, что если для преодоления социальной депривации зрелый человек может найти опору в себе самом, в своем внутреннем мире, то для ребенка, не имеющего пока богатого внутреннего мира и зрелых личностных структур, возможным выходом оказывается единение с себе подобными, формирующее «чувство Мы». Многочисленные исследования показывают, что люди, перенесшие в детстве социальную депривацию, обычно продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Отсутствие базисного доверия к миру считается самым тяжелым и самым трудно компенсируемым следствием материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.
Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка базисного доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Чувство общности, возникающее у детей, оторванных от семей и от общества, от нормальной социальной жизни – в больнице, в закрытом детском учреждении, – по-видимому, действительно очень важно. Благодаря ему возникает то чувство безопасности, защищенности, «безусловного принятия», которое обычно дает ребенку семья, родной дом.

5. Практическая часть

Подгруппам разработать способы преодоления последствий и профилактики сенсорной, двигательной и социальной деприваций.

Обсуждение наработок подгрупп.

6. Заключение

Нами были рассмотрены те виды психической депривации, которые часто сопутствуют материнской депривации. Мы не рассматривали отдельно такой важный вид депривации, как эмоциональная, поскольку она по сути является сердцевиной материнской депривации.
В жизни каждый из видов депривации существуют в достаточно сложных переплетениях. Особенно трудно понять, как действуют отдельные деривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, и формирование психики. Тем более это трудно в отношении материнской депривации, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация являются ее следствием – следствием лишения ребенка с раннего возраста заботы матери, ее тепла.

Литература:

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб., 2005.

Читать еще:

Новые материалы:

Разработка классного часа, посвященного 80-летию образования Краснодарского края «Кубань - родимая земля» :: Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Закрылся крупнейший в мире автобусный завод :: Вирус Коксаки — что это такое и как лечить :: Урок английского языка в 5-м классе: "Meet the family" :: The Force (), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru