Диагностический минимум исследования формирования УУД согласно ФГОС : Школьная психологическая служба

Диагностический минимум исследования формирования УУД согласно ФГОС : Школьная психологическая служба

Введение

ФГОС второго поколения фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, как результаты деятельности, через требования к этим результатам.

ФГОС основан на системно-деятельностном подходе. Такой подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности (т.е. любой выпускник должен быть носителем ценностей гражданского общества, ощущать себя гражданином России), указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Цель начального общего образования (НОО) – научить ученика учиться. Для этого в структуре основной образовательной программы предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), в ней предложен перечень УУД, которые необходимо формировать у ученика для решения учебных задач. Задачи школы – обеспечение учеников знаниями и научение овладению универсальными учебными действиями, то есть умению учиться.

УУД – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса.

Основные виды универсальных учебных действий:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. познавательные;
  4. коммуникативные.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон РФ “Об образовании”
  • Конвенция о правах ребенка
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.11.2009г. №373 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта”
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  • Гигиенические требования к условиям обучения в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Сан Пин 2.4.2. -1178 –02, постановление Госкомэпиднадзора России от 28.11.2002г № 44
  • Устав школы
  • Лицензия образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение должно быть направлено на создание психолого-педагогических условий для успешного воспитания и развития ребенка.

Цель психологического сопровождения - создание условий для максимального развития ребенка.

Задачи:

- отслеживание динамики психологического развития ребенка в процессе школьного обучения;

- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создание социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии и обучении.

Для успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся необходимо создать и включить в работу систему измерений сформированности УУД. Эта система должна отслеживать изменения, которые происходят с ребенком в период обучения в начальной школе. Для этого нужно хорошо представлять, что в себя включают основные, базовые УУД:

- личностные - самооценка, самоопределение, мотивация, нравственно-этическое оценивание;

- регулятивные – постановка целей, планирование, саморегуляция, оценка, контроль;

- познавательные - общеучебные, логические действия, постановка и решение проблем;

- коммуникативные – взаимодействие, сотрудничество, разрешение конфликтов.

Актуальность.

Мы, авторы данной работы, ощутили необходимость создания своей диагностической программы, поскольку, к сожалению нет какой-то общей или единой программы. Есть уже опубликованные, но они то очень громоздкие, то несколько однобокие. Нас же интересовало в качестве инструмента иметь такую программу диагностики формирования УУД, по которой можно работать комплексно на протяжении четырех лет (1-4 классы).

Разработанный нами диагностический минимум психолого-педагогического сопровождения учеников начальной школы, позволяет:

- использовать психолого-педагогическую диагностику;

- отслеживать динамику формирования базовых УУД;

- проводить анализ динамики успеваемости;

- видеть взаимосвязь развития психических функций и успеваемости;

- прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности;

- своевременно оказывать психолого-педагогическую поддержку ученикам;

- способствовать повышению уровня готовности учащихся к обучению на второй ступени образования;

- прогнозировать дальнейший образовательный маршрут.

Диагностический минимум проводится на протяжении всего четырехлетнего обучения в начальной школе и предусматривает изучение фомирования УУД: личностных (ЛУУД), познавательных (ПУУД), регулятивных (РУУД), коммуникативных (КУУД).

Нам удалось распределить диагностику в рамках каждого учебного года. В 1 и 4 классах педагог-психолог измеряет уровень сформированности всех вышеперечисленных УУД. Это важные этапы учебной деятельности школьника:

  • 1 класс - поступление в школу, готовность к обучению, начало формирования УУД;
  • 4 класс - завершение обучения в начальной школе, готовность к переходу в основную школу.

Во втором и третьем классах психологическая диагностика познавательных УУД педагогом-психологом не проводится, т.к. в этот период отслеживание формирования познавательных УУД планово проводится учителем в предметно-педагогической деятельности. Результаты фиксируются. Таким образом, мы не перегружаем учащихся дополнительной диагностикой того, что и так диагностируется. Все результаты психологической диагностики и контрольных педагогических измерений заносятся в индивидуальную карту психолого-педагогического сопровождения ученика, разработанную нами (Приложение 3)

С 2011-2012 учебного года программа “Диагностический минимум исследования формирования УУД в рамках психологического сопровождения ФГОС в начальной общеобразовательной школе” проходила частичную апробацию в двух школах города Кириши Ленинградской области “МОУ “КСОШ №2” и МОУ “КСОШ №8”. Были проанализированы результаты по двум школам, в результате программа приобрела свой сегодняшний вид и содержание. В 2014-2015 году в этих же школах программа проводится в полном объеме. В конце учебного года снова будет проведен анализ результатов, программа будет представлена на методическом объединении педагогов-психологов Киришского района Ленинградской области для утверждения, затем на районном форуме “Ярмарка педагогических новаций”.

В Приложении 1 представлена циклограмма проведения диагностики с 1-го по 4-ый класс указанием сроков проведения.. В таблице Приложения 2 показано планирование проведения диагностики сформированности УУД по содержанию, периодичности и срокам проведения.

Контингент: все ученики начальной школы ОУ.

Литература

1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога 2012, № 4. – С.4 – 8:

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд.-М:Просвещение, 2010

3. Клюева Т.Н. Как нам жить с новым стандартом? // Школьный психолог. – 2011.- №9. – с.33-34

4. Клюева Т.Н., Бубнова Ю.В., Ларина Т.В. и др. / Под общей редакцией Клюевой Т.Н. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.

5. Мартынова А.В. Организация и проведение оценки сформированности универсальных учебных действий // Под ред. Мартынова А.В. – Методическое пособие, С-Пб, ГАОУ ДПО ЛОИРО, 2011. – 217с.

6. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение.2010.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010.

9. http://standart.edu.ru/ (ФГОС)

10. http://mon.gov.ru/ (Министерство Образования РФ);

11. http://www.ed.gov.ru/ (Образовательный портал)

12.nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/11/06...iya-fgos-v-nachalnoy

Читать еще:


Новые материалы:

Урок по краеведению (начальная школа) "Город под солнцем. Мое родное Солнечногорье" :: Урок математики "Обобщение знаний о геометрических фигурах" :: Конспект урока русского языка в 3-м классе. УМК "Школа России" Т.Г. Рамзаева. Тема: "Разбор слова по составу" :: Урок математики во 2-м классе "Четные и нечетные числа" :: Избранные вопросы математики. Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов :: Притяжение 2 (), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 25-04-Д1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD