Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы : Школьная психологическая служба

Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы : Школьная психологическая служба

Цели:

  • Развитие умения выдвигать и проверять гипотезы.
  • Формирование основ коммуникативного лидерства.

Материалы: Листы бумаги, ручки, цветные фломастеры или карандаши.

Ход занятия

Обсуждение вопросов: что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Выполнение практических заданий на продуцирование гипотез.

Одной из важнейших функций мышления является выдвижение и проверка тех или иных предположений. Предположения в науке называются гипотезами.

Упражнение “А что было бы... ”

Попытайтесь придумать фантастические и неправдоподобные объяснения следующим событиям.

Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов! Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.

Ответы детей:

Если бы воробей стал таким же большим, как орел, то тогда бы нарушилась цепь питания. Другим животным нечего было есть.

Произошла мутация.

Мута?ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.

Были бы бои: воробьи против орлов.

Воробьи охотились бы за мышами и мелкими птицами.

Мутация воробьев это плохо. Они могли бы убить очень много других птиц и даже людей. Они могли исчезнуть с земли в той местности, где есть хищники больше их. Возможно, их начали бы заводить в качестве домашних животных, но с другой стороны, неизвестно, смогут ли они жить в неволе.

Воробьи стали размером с орлов – возможно, на них подействовала радиация. Надо проводить исследования, изучать этот факт.

Нарушится жизнь человека, так как воробьи постоянно сосуществуют рядом с человеком.

А теперь, представьте, что слоны стали МЕНЬШЕ кошек! Как Вы думаете, что произойдет?

Ответы детей:

Нарушится деятельность человека, слоны ведь являются помощниками, например, слонов используют на хозяйственных, лесозаготовочных, погрузочных работах.

Потребуется защита другим животным.

Приведет к нарушению экосистем и в будущем возможны негативные последствия для планеты.

Слоны подружатся с мышами.

Хищные животные будут охотиться на слонов. Надо создать заповедники для слоников.

- А я придумал вот такой знак:

Green elephant

Защитим маленьких слоников!

Ведущий: Хорошо. Вы сейчас пытались предположить что бы произошло в результате того или иного события - учились выдвигать гипотезы.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Научное предположение для объяснения каких-либо явлений.

Формулирование гипотез – важнейший компонент научного мышления.

Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы можно было экспериментально доказать или опровергнуть ее истинность. Например:

- Большинство школьников в свободное время больше читают книги, чем смотрят телевизор.

- Большинство девочек больше любят мороженое, чем торт.

Упражнение “Учимся выдвигать гипотезы”

Ведущий: “Каждый из Вас сейчас получит тему своего исследования. Попытайтесь сформулировать гипотезу по этой теме. Например, тема: “Любимые телефильмы нашего класса”, гипотеза: “Большинство ребят в нашем классе больше всего из телефильмов любят ситкомы”. (Ситуационная комедия, или ситком (англ. situation comedy, sitcom) — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия).

Каждый из учащихся получает ТЕМУ и выдвигает ГИПОТЕЗУ по данной теме.

Темы, которые предлагаются детям:

  • Дни рождения
  • Свободное время учащихся
  • Любимое время года
  • Отношение к музыке
  • Любимые виды спорта
  • Любимая еда
  • Мода: любимые стили одежды
  • Любимые фильмы и сериалы
  • Любимые праздники
  • Любимые компьютерные игры

Ведущий: “Ребята, каждый из Вас получил тему своего исследования.

Вы сформулировали гипотезу по теме своего исследования.

Проведите опрос в группе, спрашивая каждого из ребят и фиксируя ответ.

Подсчитайте и сделайте выводы: подтвердилась ваша гипотеза или нет. Приступайте к работе”.

(Дается время на проведение исследования).

Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, что же у вас получилось?

Ася: Тема моего исследования: “Дни рождения”.

Исследование проводилось в группе 6а класса.

Гипотеза: Большинство ребят родились ЛЕТОМ.

В ходе исследования получились следующие данные: 12% - родились зимой, 12% - родились осенью, 12% - родились весной, 64% - родились летом.

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят (64%) празднуют свой день рождения ЛЕТОМ.

Влад: Тема исследования: “Любимое время года”.

Моя гипотеза: Большинство школьников любят лето.

Гипотеза подтвердилась на 100%. Все без исключения в нашей группе считают ЛЕТО любимым временем года.

Катя: Тема исследования: “Любимые виды спорта”.

Гипотеза: Большинство ребят из класса любят кататься на велосипеде.

Получились следующие данные:

  • Любят кататься на роликах – 12%
  • Любят кататься на велосипеде – 52%
  • Плавание – 12%
  • Футбол – 12%
  • Коньки – 12%

Следовательно, гипотеза подтвердилась. Большинство ребят из класса (52%) любят кататься на велосипеде.

Полина:

Тема моего исследования: “Любимые праздники”

Гипотеза: Большинство учеников в этой группе класса любят Новогодний праздник.

Гипотеза подтвердилась. Большинство учеников в нашей группе (87%) любят праздник “Новый год”.

Антон:

Тема моего исследования: “Любимые компьютерные игры”

Гипотеза: Большинство ребят любят играть в компьютерную игру “Counter-Strike”.

Гипотеза подтвердилась. Большинство опрошенных в группе (75%) сказали, что они любят играть в игру “Counter-Strike”.

Ведущий: Вам понравилось сегодня наше занятие? Какие сложности возникли при выполнении данного исследования?

Ответы детей:

- Да, было интересно.

- Понравилось, но было немного сложно сформулировать гипотезу.

Ведущий: Ребята, спасибо большое за такую огромную работу, которую Вы проделали на занятии. Мне было очень интересно сегодня с Вами работать. Я думаю, этот опыт исследования Вам обязательно пригодится!

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М: Изд. “Оникс”, изд. “Мир и образование”, 2006.
  2. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология. 8 - 11 класс. – СПб.: Изд.: Питер, 2000.
  3. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. - М.: “Ось-89”, 2006.
  4. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
  5. Яковлева Е.Л. Индивидуальность ребенка в образовательном процессе: развитие креативности. М., 2008.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий игры "Путешествие в страну короля Трёхглазки" :: Внеклассная работа. Путешествие в город Мастеров. «Жемчужины русских промыслов» :: Игра-презентация ко Дню космонавтики: "Звездные дали" :: Сделай правильный выбор :: "Химия — жизнь, а жизнь — это химия "(Строение и функции белков с точки зрения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Конспект открытого урока) :: Колесо чудес ( Wonder Wheel ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 14-01-Д ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD