Проект выявления и воспитания у детей и юношества чувства патриотизма "С чего начинается Родина…" : Школьная психологическая служба

Проект выявления и воспитания у детей и юношества чувства патриотизма "С чего начинается Родина…" : Школьная психологическая служба

Обоснование актуальности проекта

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления эхом донеслись до наших дней иоказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

Современная школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от учреждений образования нового содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения можно достигнуть успехов в этом направлении.

Представленный Проект направлен на решение обозначенных проблем в Центре Дополнительного образования Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. Предназначение такого учреждения – не только развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, но и формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Эффективность претворения в жизнь указанных задач во многом зависит от четкости понимания процессов развития воспитанников. В этой связи актуальность приобретают диагностические процедуры изучения гражданской культуры. В проекте представлен пакет диагностических методик, основной задачей которых является изучение гражданских чувств, сознания и гражданской позиции обучающихся. Все методики отличаются такими характеристиками, как: экономичность, достоверность, удобство в использовании и обработке (Приложение).

Целевая группа

Воспитанники пяти направлений Центра дополнительного образования детей:

– культурологического;
– социально-педагогического;
– художественно-эстетического;
– физкультурно-оздоровительного;
– декоративно-прикладное.

Всего 3400 человек.

Цель проекта

создание системы гражданско-патриотического воспитания для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • изучение уровня развития гражданской культуры обучающихся и динамики ее развития;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • формирование у учащихся готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению,реализации творческого потенциала на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края,
  • обеспечение взаимосвязи патриотического воспитания и профилактики асоциального поведения;
  • разработка модели межинституционного взаимодействия и сотрудничества

в процессе формирования гражданской идентичности воспитанников.

Сроки реализации Проекта:

2012-2017г.г.
I этап: проектный 2012год
II этап: практический 2013 –2016г.г.
III этап: аналитический 2017 учебный год.

Механизм реализации Проекта

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, обсудить и утвердить программы и подпроекты по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  • Подобрать диагностические методики для изучения гражданской позиции.

II этап: практический

Цель:реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина…».

Задачи:

  • Провести первичную диагностику гражданской культуры личности, нравственной самооценки, ценностных ориентаций, мотивов обучения (социальные мотивы) обучающихся.
  • Реализовать подпроекты и программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Проводить мониторинг реализаций программ и подпроектов.
  • Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
  • Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • Провести повторную диагностику гражданской культуры личности.

III этап: аналитический

Цель:анализ итогов реализации Проекта.

Задачи:

  • Обобщить результаты работы по реализации Проекта.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации Проекта.
  • Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.

Механизм реализации Проекта основывается на личностно-ориентированном подходе к обучающимся в воспитательном и образовательном процессах, совместной коллективно-творческой деятельности педагогов, родителей и учащихся, организации взаимодействия ссоциально-культурными учреждениями, интеграции основного и дополнительного образования.
При планировании работы учитываются традиционные городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.
Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Направления воспитательной деятельности:

1. «Я – культурный человек» – принятие национальных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни.
2. «Я – здоровый человек» – укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка, формирование стремления к здоровому образу жизни.
3. «Я – образованный человек» – формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребёнка.
4. «Я – патриот» формирование у подрастающего поколения любви к Родине «малой Родине», бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому родной страны, формирование у детей и подростков патриотизма и гражданской позиции.
5. «Я – творческий человек» – выработка умений и навыков рациональной организации умственного и физического труда, развитие творческих способностей, предоставление возможности реализовать свои склонности и интересы, активное участие в культурно-массовых, развлекательных, познавательных мероприятий; развитие трудовых навыков и умений, содействие в выборе профессии, участие в общественно-значимой деятельности, воспитание любви к труду, воспитание сознательного отношения к труду, формирование стремления к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах труда, совершенствование умений и навыков.
Все эти направления воспитательной деятельности, уже несколько лет, успешно реализуются через следующие программы: «Гражданин. Творец. Искатель», программы духовно-нравственного воспитания «Возрождение», целевой комплексной программы «Гражданско-патриотическое воспитание в ЦДОД».

План-график реализации Проекта

Мероприятия по реализации Проекта Сроки Ответственные
Проектный этап
1 Изучение нормативной базы
2012 год Зам. директора по воспитательной работе
2 Разработка программ, подпроектов и мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию 2012 год Педагоги Центра
3 Анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта 2012 год Зам. директора по воспитательной работе
4 Подборка диагностических методик для изучения гражданской позиции 2012год Педагог-психолог
5 Проведение первичной диагностики гражданской культуры личности, нравственной самооценки, ценностных ориентаций, мотивов обучения (социальные мотивы) обучающихся 2013 год Педагог-психолог
Практический этап
6 Организация и проведение традиционных мероприятий:
  • День Знаний
  • День пожилого человека
  • День Учителя
  • День Матери
  • День Конституции
  • День Защитника Отечества
  • День Здоровья
  • День Победы
  • День защиты детей
Ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, организатор
7 Проведение месячника здорового образа жизни:
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • военно-патриотическое воспитание.
Ежегодно
(февраль, апрель)
Зам. директора по воспитательной работе, организатор
8 Юбилейный круглый стол расширенного исполнительного Совета Проекта «Растим патриотов России» Апрель
2015 год
Исполнительный Совет
9 Проведение Уроков Мужества, Часов общения с участием ветеранов ВОВ, кадровыми военными Ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, организатор
10 Изучение государственной символики РФ, родного города, области Ежегодно ПДО
11. Участие в районном фестивале патриотической песни Ежегодно Зам. директора по воспитательной работе
12 Конкурс рисунков по патриотической тематике Ежегодно ПДО декоративно-прикл. направление
13 Уход за памятником воинам, погибшим в годы ВОВ, возложение цветов Постоянно рук.спортивно-оздоровительного направления
14 Создание летописи ЦДОД 2013 год ПДО соц.-педагогического отдела
15 Творческие встречи с интересными людьми нашего города, ветеранами, солдатами, вдовами, ветеранами локальных войн Ежегодно Зам. директора по воспитательной работе, ПДО
16 Проведение конкурса чтецов, посвященного юбилейным датам Ежегодно Рук.отделов
17 Участие в акциях «Рождественский перезвон»,
«Милосердие»,
«Подарок ветерану»
Ежегодно
(январь-февраль)
Зам. директора по воспитательной работе, ПДО
18 Участие в вахте памяти, посвященной Дню Победы, Дню освобождения Ростова Ежегодно ПДО
19 Проведение линеек памяти жертв международного экстремизма Ежегодно ПДО
20 Проведение фестиваля детского художественного творчества «Моя Россия» Ежегодно Руководитель худ-эстетич. направления
21 Проведение районного хореографического фестиваля «Танцующий мир» (номинация «Россия – Родина моя!») Ежегодно Руководитель худ-эстетич. направления
22 Организация и проведение походов по родному краю. Экскурсий по историческим местам города Ростова-на-Дону Ежегодно ПДО
23 Организация культпоходов в театр для просмотров произведений гражданско-патриотической тематики Постоянно ПДО
24 Проведение уроков патриотизма по теме: «Я горжусь, что родился в России, и я верен заветам отцов» Ежегодно ПДО
25 Участие в районных и городских спортивных соревнованиях: «Гражданин и патриот», «Школа безопасности» (зимняя и летняя), «Юные патриоты России», «Военизированная спартакиада допризывников» Ежегодно ПДО
26 Проведение повторной диагностики гражданской культуры личности. 2017 год Педагог-психолог
Аналитический этап
27 Анализ итогов реализации Проекта 2018 год Зам. директора по воспитательной работе, педагог-психолог, педагоги Центра

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • активизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  • повышение уровня гражданской культуры воспитанников центра.

Критерии и методики оценки эффективности Проекта

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе повторной диагностики по предложенным методикам, а так же использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

В реализации проекта используются следующие методики:

Методика 1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика 2. Диагностика нравственной воспитанности (по методике М.И.Шиловой).
Методика 3. Диагностика нравственной самооценки (лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО).
Методика 4. Диагностика отношения к жизненным ценностям (лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО).
Методика 5. Диагностика гражданской культуры личности.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеаудиторная самостоятельная работа по математике. Тема: "Логарифмические уравнения и неравенства" :: Методические аспекты использования тестирования для текущего контроля знаний обучающихся :: Уравнение. 5-й класс :: Формирование имиджа будущего специалиста через актуализацию субъективного опыта :: Интегрированный урок литературы и музыки "Сказочная тайна маленького Моцарта" :: Джунгли ( Jungle ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Шкафы-витрины / Компасс-мебель / Шкаф-витрина Ассоль плюс АС-01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD