Психолого-педагогический тренинг для подростков "Я – патриот" : Школьная психологическая служба

Цель: развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну

Задачи:

  • расширить представления подростков о гражданском патриотизме;
  • способствовать развитию позитивной этнической идентичности;
  • показать отличия патриотизма от национализма.

Оборудование: доска (или магнитная доска), плакат с высказываниями, картинки с пейзажами, ватман, карандаши и фломастеры, бланки для оценок, вырезки из цветных журналов и газет, ножницы, клей, (можно не использовать плакат с высказываниями и доску, а сделать презентацию).

Ход занятия

Часть 1. «Разминка»

Упражнение 1. «Волшебный мир приветствий»

Ведущий предлагает участникам свободно двигаться по аудитории. Когда участники встречаются лицом к лицу, с каждым нужно поздороваться как:

а) китайцы;
б) итальянцы;
в) армяне;
г) французы;
д) русские.

Упражнение 2. «Угол зрения»

(Участники садятся лицом к ведущему.) Выберите утверждение, которое вам наиболее подходит, объясните свой выбор (утверждения заранее написаны на доске либо вывешены на магнитной доске):

– Все одинаковые. Как живу я, так живет и весь мир.

– Люди разные, но я этого стараюсь не замечать.

– Культуры разные – я это знаю. Я уважаю право иных быть иными.

– Существуют не такие, как мы – «неправильные» люди.

– Я могу посмотреть на мир глазами иных. Я могу почувствовать «другое» на себе.

Часть 2. Основная часть

Упражнение 1. «Символы русской культуры»

Ведущий показывает 2 картинки. На одной изображен лесной пейзаж, на другой – горный (или предлагает любой аналогичный выбор изображений). Участникам нужно разделиться на 2 группы в соответствии с тем, какая из картинок больше нравится. Затем в группах выполняется задание – нарисовать как можно больше отличительных символов русской культуры, ее узнаваемых признаков.

Обсуждение получившихся рисунков в общем кругу.

Упражнение 2.

Ведущий раздает бланки, в которых нужно указать принадлежность к группе (поставить галочку рядом с изображением дерева или горы – в соответствии с раннее выбранным пейзажем), затем выбрать и обвести вариант оценки на бланке за выполнение упражнения «Символы русской культуры» своей группе и второй группе. Подписывать бланки не нужно. Заполнение бланков происходит строго анонимно! Затем ведущий собирает бланки и просматривает получившиеся результаты.

 
 
Оценка моей группе 10 7 9 1 3 5 9 6 8 7 9 5
Оценка другой группе 9 1 10 7 5 3 6 9 7 8 5 9

Чаще всего происходит так, что оценки своей группе выше или намного выше, чем оценки другой группе, т.е. появляется определенная пристрастность, некоторая предвзятость в адрес другой группы. Нужно обратить внимание ребят на эту особенность, обсудить проявления групповой динамики. Даже разделение на группы по столь незначительному признаку, как предпочтение той или иной картинки, может спровоцировать своего рода отчуждение между людьми, не говоря уже о принципиально важных отличиях.

Не исключен случай проявления негативизма по отношению к своей группе, т.е. оценки своей группы заметно ниже, чем другой. Это тоже проявление групповой динамики, только со знаком «минус».

Затем ведущий рассказывает о гипотезе самооценки:

«Люди поддерживают самооценку в том числе через идентификацию с группой и веру в то, что группы, к которым они принадлежат, лучше, чем другие группы».
(А. Тэшфел)

Чувство принадлежности к своей культурной, национальной и т.д. группе (т.е. идентификация с ней) ведет к переносу оценки группы на самого себя. Вывод: от оценки группы, к которой я принадлежу, зависит моя самооценка!

  • Патриотизм – в основе установка «мы – хорошие»
  • Национализм – в основе установка «они – плохие»

Обсуждение в кругу отличий патриотизма от национализма, а также возможных причин, по которым люди становятся патриотами или националистами.

Затем ведущий показывает два определения:

Национализм – установки на превосходство страны и необходимость ее доминирования («слепой патриотизм») Патриотизм – любовь к своей нации и гордость за свою страну («здоровый патриотизм»)

Показать цитату:

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: 2009

Обсуждение в кругу того, как может проявляться активная гражданская позиция, что такое патриотизм в первую очередь, какие дела и поступки позволяют сказать, что человек является патриотом.

Часть 3. Интегративное упражнение

В завершение занятия все участники делают коллаж «Мы – патриоты России».

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по теме "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Закрепление". Математика. 1-й класс :: Конспект логопедического занятия для 3-х классов на тему "Дифференциация слов-«приятелей» и слов-«неприятелей»" :: Литературный час. А.Пичков "Птицы прилетели" :: Развитие конструкторских навыков, графической грамотности и технического мышления учащихся по курсу "Математика и конструирование" :: Урок-сказка "Давайте познакомимся, 1-й класс" :: Талли ( Tully ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Kenner 103С Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Как похудеть в лице

Как похудеть в лице | Похудейка Существуют простые и эффективные методы, позволяющие похудеть в лице, на щеках и шее. Положительного результата можно добиться с...

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Программа питания для похудения для мужчин

Правильная программа питания для похудения (для мужчин 80-95 кг, 15-20% жира) Огромное количество спортсменов, да и вообще простых людей, ищут готовые планы и...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD