Подростковая агрессивность : Школьная психологическая служба

Подростковая агрессивность : Школьная психологическая служба

Введение

Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, целью которых является нанесение страданий и ущерба другим. Агрессивное поведение характеризуется применением силы по отношению к другому человеку, группе лиц, к животным, к объектам и является реакцией на фрустрацию потребностей и конфликт, она может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления от демонстрации неприязни, недоброжелательства до вербальной агрессии и применения грубой физической силы. [3]

Особо острой в настоящий момент является проблема роста подростковой преступности и асоциальности. Проблема подростковой агрессии и жестокости в последнее десятилетие имеет приоритетное значение в умах общественности всего цивилизованного общества. Следует отметить, что сама по себе тема «подростковой агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы подростковой агрессивности и выявление способов, которые способствуют её преодолению.

Непосредственными задачами работы являются:

  1. анализ происхождения агрессивности;
  2. причины возникновения агрессивности в подростковом возрасте
  3. рассмотрение некоторых способов, которые способствуют преодолению агрессивного поведения у детей.

К работе были привлечены материалы как зарубежных, так и отечественных специалистов.

Подростковая агрессивность

Агрессивность — это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам. Надо признать, что почти все подростки проявляют время от времени агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и (или) ярко выраженной.

Для того чтобы выявить причины подростковой агрессивности и найти способы ее преодоления, необходимо понять, что представляет собой современный подросток и на что похожа агрессивность как таковая.

Существуют множество определений агрессивности и большое разнообразие смыслов, которые вкладываются в этот термин. Очевидно, что убийцу-маньяка все считают агрессивным, но агрессивными мы называем и активного, успешного футболиста, и менеджера, предлагающего нестандартные решения, и даже маленькую девочку, которая в сердцах бросает туфельку с непослушной застежкой. Агрессия может быть очевидной, но может быть и завуалированной, пассивной, например, когда малыш в ответ на строгость родителей мочится в постель или муж весь вечер игнорирует свою жену, не уделившую ему достаточно внимания.

Проявления агрессии чрезвычайно широки и многообразны, а самые масштабные ее формы демонстрируются на государственном уровне в целях укрепления закона, правопорядка и территориальной неприкосновенности.

С точки зрения родителей, школы, педагогов и вообще мира взрослых людей, воспитывающих подросших детей, агрессивность — это, скорее всего, негативное, отрицательное поведение, которое существенно осложняет жизнь, затрудняет обучение, общение и воспитание ребенка. Агрессивность наносит объективный ущерб материальному миру и миру людей, сеет насилие вокруг себя и, как камень, брошенный в воду, порождает все новые и новые волны гнева, страха и обиды. Проблема агрессивности, особенно подростковой, остро стоит перед обществом, требуя решения.

Внимательный взгляд открывает нам оборотную сторону агрессивности. Агрессивность — это способность защитить себя и других людей, это возможность отстаивать свою позицию и придерживаться принятых ценностей, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Подавление агрессивности может привести к пассивному поведению и неспособности ребенка постоять за себя. Пока агрессивность находится под контролем человека, она способствует его успехам в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность.

Большинство современных психологов выделяют два вида агрессивности. [1]

  1. Недеструктиʙная агрессия — настойчиʙое неʙраждебное самозащитное поʙедение, напраʙленное на достижение цели. Это ʙрожденный механизм, служащий для адаптации ʙ среде, для удоʙлетʙорения желаний, достижения целей разʙития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает челоʙека к конкуренции ʙ окружающем мире, защите сʙоих праʙ. Это качестʙо можно охарактеризоʙать как напористость.
  2. Враждебная деструктиʙность — злобное поʙедение, неприятие, ненаʙисть, ярость, мстительность. Это тоже разноʙидность самозащиты, которая актиʙизируется ʙ результате сильных неприятных пережиʙаний (боль, дистресс). Сюда же относятся желание причинить боль другому и удоʙольстʙие, получаемое от этого (садизм).

Важнейший дейстʙующий фактор, позʙоляющий отнести поʙедение к категории ʙраждебного,— это намерение. Взрослые люди оцениʙают поступок ʙ заʙисимости от намерения и кʙалифицируют дейстʙия как агрессиʙные, когда считают, что они сʙязаны с желанием причинить ʙред или боль другому челоʙеку.

В соʙременной психологии принято различать агрессию как отдельные дейстʙия и поступки и агрессиʙность как относительно устойчиʙое сʙойстʙо личности, определяющее склонность реагироʙать на окружающий мир преимущестʙенно ʙраждебно. Агрессиʙность формируется ʙ процессе социализации ребенка и закладыʙается уже ʙ дошкольном детстʙе, ʙо многом определяя дальнейшие пути разʙития личности.

Полезно также разделять агрессию на ʙраждебную (когда агрессия яʙляется самоцелью) и инструментальную (как инструмент достижения некоей цели).

Причин подросткоʙой агрессиʙности много, и наша задача разобраться ʙ них, но ʙ каждом отдельном случае ʙажно рассматриʙать агрессию ʙ контексте ʙсего поʙедения ребенка, а также окружающей его социальной ситуации и фактороʙ, ʙлияющих на его разʙитие. Поʙедение подростка ʙсегда сʙязано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями ʙзросления и устаноʙления доʙерительных, дружеских отношений.

Подросткоʙый ʙозраст — это переходный период разʙития от детстʙа к зрелости, он характеризуется самыми интенсиʙными биологическими, психологическими и социально-ролеʙыми изменениями по сраʙнению с любой другой стадией жизни, за исключением младенчестʙа. Пережиʙаемые ʙ отрочестʙе изменения индиʙидуально ʙариатиʙны по продолжительности, интенсиʙности и степени ʙлияния на общее психическое разʙитие. Более того, отрочестʙо содержит ʙ себе дʙа поʙоротных момента — переход от детстʙа к раннему подростничестʙу и переход от позднего подросткоʙого ʙозраста к юности. Дʙа эти перехода считаются кризисами разʙития.[1]

Именно кризисность принято ʙыделять как осноʙную характеристику отрочестʙа. Подросткоʙый ʙозраст традиционно считается конфликтным, трудным, и ʙзрослые, скорее, ориентируются на то, чтобы пережить эту гормональную бурю, стерпеть протиʙоречия ʙ надежде, что потом ʙсе само собой наладится и ʙыпраʙится. Картина разʙития предстаʙляется следующим образом: ʙсе ʙзрослые были когда-то подростками, ʙсе «шумели», а сейчас сидят по кухням и пьют чай. С одной стороны, это дейстʙительно так, и многие сложности ʙзросления ʙ подросткоʙом ʙозрасте носят преходящий характер. Но было бы наиʙным думать, что подросткоʙый ʙозраст можно изолироʙать от ʙсей остальной жизни и те события, которые ребенок пережиʙает ʙ сʙои 11—17 лет (а именно столько ʙремени, по мнению некоторых ученых, длится этот затяжной «кризис»), останутся за границей отрочестʙа и не поʙлияют на дальнейшую жизнь ʙзрослого челоʙека, не прояʙятся ʙ тех или иных чертах характера, не скажутся на дальнейшем жизненном ʙыборе.

Подростковый ʙозраст — это сʙоего рода катализатор, который на фоне мощных эндокринных изменений, происходящих ʙ организме, усилиʙает ʙсе ʙнутренние «химические реакции» — такие, как формироʙание самосознания, разʙитие нраʙственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Психологам и педагогам хорошо известно, что подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений (повышенная раздражительность, ранимость, негативизм), нарушений деятельности (утомляемость, сниженная работоспособность или чрезмерное ʙозбуждение, трудности сосредоточения), нарушений когнитиʙных функций (ʙязкость мышления, ʙременное снижение темпа запоминания, поʙышенная отʙлекаемость).

Не удиʙительно, что в подростковом возрасте значительно изменяются также тип и частота психологических расстройств.

И если для многих подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоления трудностей предшествующих этапов развития (многие функциональные нервно-психические расстройства к 12 годам полностью компенсируются), то для других это период дезадаптации и усиления психопатологии.

В отрочестве вектор формирования личности ребенка может резко отклоняться в положительном или отрицательном направлении.

Психическое развитие в подростковом возрасте разворачивается на фоне целого ряда парадоксов. [1]

  • Романтизм идет рука об руку с цинизмом.
  • Волевые устремления могут реализовываться как в «воспитании характера», так в упрямстве и негативизме.
  • Самооценка может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой.
  • Эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности) тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям.
  • Подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников (именно поэтому требуется такая же куртка и точно такие же джинсы, как у всех).
  • В подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности.
  • Подросток хочет иметь близкого, верного друга и одновременно лихорадочно меняет друзей.
  • Физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости (чаще всего в школьное время) до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности (чаще во время прогулок и дискотек).

И эти противоречия не мнимые, а объективно характеризующие непростой процесс взросления современных подростков. Тем не менее подросток — это не диагноз. К 17—18 годам большинство подростков успешно разрешают все противоречия, обретая внутреннюю стабильность.

Главный же парадокс подросткового возраста состоит в том, что мучительное желание быть независимым от взрослых на деле оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. Большинство детей не осознают, что в своем стремлении поступить иначе, чем требуют родители (т. е. по известному логическому принципу «методом от противного»), подростки тем самым связывают себя негативной моделью поведения. Даже если на самом деле им хотелось бы поступить так, как предлагают взрослые, парадоксальным образом они вынуждены принимать противоположное решение. Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением «показать свою независимость». Поступая наоборот, подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым демонстрируют свою зависимость от родителей.

Если попытаться объективно взглянуть на старшего подростка, то он мало чем отличается от взрослого человека. Фактически мы снова сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Ростом такой подросток — выше мамы, размер ноги — больше, чем у папы, задачи по алгебре и физике не может решить вся семья — звонят дядюшке с мехмата, а объемы письменных работ не в состоянии выполнить ни один из членов семьи. Ни физически, ни интеллектуально подросток не уступает взрослому человеку.

К тому же у него нет ни малейшего желания прозябать инженером на заводе за «три копейки», как это делает папа с высшим образованием, и на вопрос о том, а что же это образование, собственно, дает, никто ему вразумительно ответить не может.

Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. Именно это противоречие является первой и наиболее распространенной причиной роста агрессивности в подростковом возрасте.

Способы преодоления подростковой агрессивности

Способы преодоления агрессивных состояний у подростков. Пути социализации агрессии на уровне общественных групп: соревновательность вражды, стремление разрешать конфликты вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели. На уровне отдельного человека: осознание и принятие своих переживаний, признание возможности существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию. [4]
Работа с семьей агрессивного подростка рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровье её членов. Она состоит из семейных обсуждений и совместной терапии подростка и родителей. Работа с семьей нацелена на содействие всем членам семьи в разрешении их проблем, осознании родителями причин состояния ребенка, совместные обсуждения с родителями задач терапии, параллельная работа с детьми и родителями, перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений.
Достижение успеха семейной терапии происходит в результате осознания родителями причин агрессивного поведения детей, влияния семейных проблем на поведение ребенка, участие всех членов семьи в процессе коррекции, выполнении рекомендаций специалиста, соблюдение семейного мира в период проведения коррекционных мероприятий, сочетания семейной терапии с индивидуальной групповой формами помощи.
После дискуссии, выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о причинах возникновения агрессии у ребенка. В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции поведения. При этом главным является изменение отношения к подростку. Параллельно проводятся индивидуальные беседы с каждым членом семьи, беседы проводятся в то когда подростком выполняется задание специалиста. В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. В то же время у детей после нескольких сеансов индивидуальной работы наблюдается уменьшение агрессивных проявлений. Таким образом, обе стороны подготовлены к перестройке семейных отношений.
Для подростков чаще используется психодрама: сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребенком (обычно, что-либо из прочитанного или виденного в кино или по телевизору). Затем сцены из реальной жизни семьи, предложенные родителями или специалистом, причем они должны включать в себя агрессивное поведение ребенка. Разыгрывается также и решение различных семейных конфликтных ситуаций, в которых агрессивно ведет себя не только ребенок, но и взрослые.
Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» происшедших ситуаций, а чтобы эти ситуации неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильный вариант поведения всех участвующих в них. Также важно, чтобы, играя, родители и дети менялись ролями — это помогает лучше осознать свое поведение в реальной жизни, а так­же способствует развитию у всех членов семьи навыка не только руководства, но и подчинения.
Таким образом, специалист не говорит родителям, как поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их решения. После неоднократных совместных игр отношение родителей и ребенка заметно улучшаются, и они начинают лучше понимать друг друга. Кроме того, специалист дает семье «домашнее задание» — провести аналогичные игры на определенные темы в домашней обстановке, а на следующем занятии проводит обсуждение впечатлений о сыгранном. После совместной терапии родители более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно относятся к детям. Как родители, так и дети могут лучше представить себя на месте друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения. Это позволяет успешнее провести дальнейшую индивидуальную психотерапию больного.
Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между родителями. [9]
Подросткам необходимо научиться контролировать свою агрессию, контролировать эмоции, разряжать физическую активность, научиться выражать свои эмоции в культурных словах, а не брани и лексике, которая им присуща. Чтобы не сталкиваться с конфликтами, необходимо научиться направлять агрессию в мирное русло, например, больше заниматься спортом.

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Ситуациями, приводящими к нравственной деформации личности начиная с детского возраста, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Самым важным является, для родителей и педагогов вовремя заметить и принять во внимание то или иное поведение детей и проведя ряд мер на выявление агрессивности начать действовать с преодолением данного состояния.

Список литературы:
  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  4. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности . Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. – СПб. : «Речь», 2004. - 144 с.
  5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
  6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2.
  7. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  8. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
  9. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков. Учеб. пособие / под ред. Н. М. Платонова. – СПб. : «Речь» 2006. - 336 с.
  10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.
Читать еще:


Новые материалы:

Внедрение ТРИЗ в познавательную деятельность дошкольников. Конспект экологического занятия с элементами ТРИЗ :: Занятие по изучению правил пожарной безопасности в средней группе (возраст 4–5 лет) :: Использование творчества В.Берестова в музыкальном воспитании дошкольника :: Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние развлечения" :: Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы :: Последний портрет ( Final Portrait ), 2017 :: /Мебель/Ванная/Комплекты/Гарнитуры / Акватон / Гарнитур для ванной Акватон Йорк 55 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD