Занятие для учащихся 9–11-х классов «Поговорим о жизни» : Школьная психологическая служба

Занятие для учащихся 9–11-х классов «Поговорим о жизни» : Школьная психологическая служба

Цель: профилактика суицидального риска, формирование стремления к позитивно-конструктивному принятию жизни

Задачи:

  • вербализация и проработка тревожности, связанной со смертью, подростковым суицидом;
  • актуализация собственного жизненного опыта и психологической природы отрицательных чувств и эмоций;
  • формирование у учащихся умения использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях;
  • повышение компетентности учащихся в области оказания поддержки и помощи людям (в том числе и себе), оказавшимся в трудной ситуации;
  • осознание уровня собственной эффективности преодоления проблеем;
  • улучшение эмоционального состояния через осознание ценности жизни и того, ради чего стоит жить.

Оборудование и материалы: листы А4; фломастеры, карандаши, макет “Дерево Жизни”

Занятие построено с учетом индивидуальных, личностных и возрастных особенностей подростков. Оно носит комбинированный характер, что позволяет повторить ранее изученное и отработать практические навыки, которые можно применить в жизни. Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связанны общим содержанием, а также связаны логически.

В начале занятия происходит вербализация и проработка тревожности, связанной со смертью, подростковым суицидом. Важно осознавать, что “жизнь, в которую включается ребенок, многосложна, противоречива и динамична”, и понятие “смерть” является одной из ее составных частей. Это понятие, так или иначе, присутствует в играх, в которые играют дети, в историях, которые они слышат, в книгах, которые они читают, в телевизионных программах и фильмах, которые они смотрят. Чтобы уменьшить страх и тревогу подростков по отношению к смерти, с одной стороны, а с другой — для профилактики суицидального поведения в данном возрасте, представляется важной организация определенной системы ознакомления подростков со всеми обстоятельствами, касающимися понятия “смерть” и ухода человека из жизни. Одновременно с помощью описания реальных последствий суицида (греховность, неприглядный вид) снимается “ореол романтичности”, который так часто притягивает подростков.

Во второй части занятия учащиеся анализируют причины, по которым люди уходят из жизни. Происходит актуализация собственного жизненного опыта, осознание уровня собственной эффективности преодоления проблем. Подростки учатся справляться с конкретными трудными жизненными ситуациями, что позволит им использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях.

В третьей части занятия происходит поиск внешних и внутренних индивидуальных ресурсов, которые помогают справиться с трудными ситуациями. Упражнения “Копилка приемов и методов помогающих пережить трудные жизненные ситуации”, “Я не один” помогают составить четкий индивидуальный план действий, который будет необходим, если в жизни возникают трудности. А упражнение “Дерево жизни” позволяет сформулировать и вербализовать собственное представления о ценности и целях жизни, а также закончить занятие на позитивной ноте.

Для поддержания работоспособности на занятии использованы приемы активизации детей: эементы арт-терапии, смена видов деятельности и другие. Удачно сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. Важным элементом занятия является доска, расположение материалов на которой вызывает определенные образные ассоциации, способствующие достижению цели занятия.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ВСТУПЛЕНИЕ

Цель: Определение темы. Вербализация, визуализация понятия “суицид”

Психолог: Мы начинаем классный час, но прежде я попрошу вас послушать (включается аудиозапись- подростки читают следующие слова:

Мы пишем письма,
они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них,
У них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Как велика пропасть между нами,
читающими эти строки,
и теми, кто решился на это?
Как сильно нужно измениться человеку,
чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь – шаг.
Они не были рождены такими,
но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать)

Обсуждение:

  • Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
  • Назовите тему нашего классного часа.
  • Что такое суицид?

Психолог: “Суицид – акт преднамеренной смерти, это способность человека самостоятельно прекращать собственное существование. Самоубийство – убить себя.

По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.

Обсуждение:

  • Что такое жизнь?
  • Что такое смерть?

Упражнение “Визуализация”

(работа может быть организована в парах, в малых группах)

Психолог: А давайте попробуем нарисовать жизнь и смерть, так как вы их представляете?(2-3 мин)

(Оформление доски рисунками (Приложение 1) сектор 1-рисунки “Жизнь”, сектор 3-рисунки “Смерть”)

Обсуждение: Чем отличаются рисунки?

Психолог: изображая жизнь, мы часто используем яркие краски, образы, которые символизируют развитие, рост, изменения. Смерть, как правило, изображается в виде статичных, размытых, темных образов.

Обсуждение:

  • Но так ли представляют смерть подростки, решившиеся на самоубийство?
  • А как?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап

Цель: Информирование об отношении к данному явлению в обществе, о ложной “романтичности” суицида

Психолог: Часто можно увидеть кадры из фильмов или прочитать в книгах как погибают герои: красиво, быстро, без боли. Подросток, решившись на самоубийство, представляет свое молодое красивое тело в гробу, окруженном друзьями и родственниками, которые оплакивают утрату. Подростки идеализируют смерть. Она им представляется красивой и романтичной, но в реальности все происходит совсем по-другому.

Отрывки о самоубийствах

  • Принятие токсических веществ, в том числе таблеток в больших количествах, приводит к непроизвольной рвоте, даже в бессознательном состоянии. Чаще всего смерть наступает даже не от отравления организма лекарственными препаратами, а от того, что человек задыхается собственными рвотными массами. Если человек остается жив, то он остается инвалидом.
  • При утоплении - труп синий, тело разбухшее, иногда покусанное рыбами. Если человек остается жив, то разрушается мозг, страдают легкие.
  • При повешивании лицо черное опухшее, глаза вываливаются из орбит, вываливается язык. Труп настолько плохо выглядит, что его часто хоронят в закрытом гробу. Если человека спасают, повреждается гортань, шейный отдел позвоночника, нарушается психическое состояние человека, т.к. мозг человека может обойтись без кислорода лишь пять минут.
  • Прыжок с крыши.Чаще всего человек от удара о землю превращается просто в фарш, в месиво. Кости и внутренние органы вываливаются на всеобщее обозрение. Череп от удара деформируется так, что не разобрать, где нос, где рот, а где уши. Самоубийца лежит на асфальте в луже крови, на которую тут же слетаются мухи.
  • Перерезание вен.  Перед тем как потерять сознание, у человека начинается агония. Лицо сводит судорогой, кровь оттекает, начинается непроизвольное слюноотделение. Так же, как и при повешении, расслабляются сфинктеры заднего прохода, человек плавает в ванне вместе с собственными фекалиями. Если человека находят не сразу, то к этой красоте добавляются еще и изменения, присущие утопленникам.

Представили эту картину? Картина не слишком красивая.

(можно предложить детям высказать свое мнение, но особо настаивать не надо)

2 этап

Цель:

  • Выяснение причин суицидальных намерений.
  • Анализ собственного жизненного опыта подростков.

Психолог: Смерть - закономерная и неизбежная заключительная стадия существования любого живого организма. 

Смерть человека в возрасте – это горе для близких, но это естественно. Смерть молодого человека от болезни или несчастного случая – это трагедия. Самоубийство- это трагедия вдвойне.

Обсуждение:

Какие же причины двигают человеком, когда он решается на столь необдуманный шаг – покончить жизнь самоубийством? Почему это случается с подростками? (ответы)

(Учащиеся называют причины, формулируют понятие. Оформление доски рисунками

(Приложение 1) сектор 2 - психолог записывает причины мелом на доске)

  • Как можно назвать одним словом? (подвести к понятию “Трудные жизненные ситуации”)
  • У кого из вас были в жизни трудные жизненные ситуации, поднимите руку? Вы их решали?

Упражнение “Трудные жизненные ситуации”- 1 часть

Цель: актуализация собственного опыта и вербализация собственных тревог

(Работа проводится в микрогруппах (2 - 4 человека)

Задание: Напишите на листке бумаги 5 трудных жизненных ситуаций, случившихся в вашей жизни недавно или в жизни подростков о которых вы слышали от знакомых, узнали из СМИ.

3 этап

Цель: Подготовка к выполнению

2 части упражнения “Трудные жизненные ситуации”

Психолог: у каждого из нас в жизни были трудные жизненные ситуации. Мы их разрешаем, используя различные приемы и методы. Я хочу рассказать вам притчу.

Притча “Шалаш”.

В океане корабль попал в сильнейший шторм. Единственный человек, уцелевший после гибели корабля, был выброшен волной на необитаемый остров. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись вконец, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Однажды вечером, возвращаясь из похода в поисках пищи, он увидел, что его шалаш объят пламенем. Огненный столб взметнулся высоко в вечернее небо. Человек был в отчаянии. “Господи, почему это случилось со мной, за что?” - рыдал он у тлеющих останков своего жилища.

Рано утром человек увидел приближающийся к острову корабль. Оказалось, что корабль появился здесь не случайно.

“Как вы узнали, что я здесь?” - спросил человек у капитана корабля. (Можно спросить у детей их вариант ) “Мы увидели твой дымовой сигнал”, - ответил капитан.

Обсуждение:

  • Сколько раз во время рассказа человек находился в отчаянии?
  • Что происходило дальше?
  • Можно ли сказать, что если по-хорошему посмотреть, в каждой ситуации можно найти, что- то положительное?
  • Чему научила эта ситуация человека?

Психолог: умение проанализировать ситуацию, посмотреть на неё со стороны, увидеть не только отрицательные, но и положительные последствия в каждом случае, является одним из способов разрешения трудной жизненной ситуации и поиска выхода из неё.

4 этап

Цель: Освоение навыка анализа трудных жизненных ситуаций.

Упражнение “Трудные жизненные ситуации” -2 часть

(Работа проводится в микрогруппах (2 - 4 человека)

Задание: найдите “+” и “-” в тех ситуациях, которые вы написали вначале.

Обсуждение:

После выполнения упражнения учащиеся рассказывают, а психолог комментирует и, если надо рассказывает о том, как можно воспринимать те или иные жизненные ситуации.

5 этап

Цель: знакомство с приемами и методами, помогающими пережить трудные жизненные ситуации

Упражнение “Копилка помогающих секретов”

Работа проводится в группах (4-6 человека)

Задание: Запишите, что помогает вам пережить трудности, встречающиеся в вашей жизни.

Обсуждение: После выполнения упражнения идет представление работы. Психолог может дополнить ответы детей и рассказать им о тех приемах и методах. Которые не были озвучены подростками)

6 этап

Цель: Осознание, того что человек не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один

Психолог: Бывают случаи, когда люди испытывают такие сильные эмоциональные переживания, что сами не могут разобраться с возникшей ситуацией. Тогда им на помощь могут прийти другие люди. Кто?

Упражнение “Я не один”

Цель: анализ социального окружения с целью выбора людей, способных оказать помощь

Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Обсуждение:

  • Сколько человек вы представили?
  • Где найти помощь?

(если не прозвучит в ответах детей, психолог должен напомнить о всех психологических службах, которые существуют в районе проживания)

Упражнение “Кораблик помощи”

(Можно использовать любой шаблон кораблика с парусами )

Психолог: Вспомните притчу, в которой на помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию пришел корабль. Я хочу подарить вам кораблики, на которых размещена важная информация о людях, которые смогут помочь вам в трудную минуту:

- На первом кораблике написано слово “друзья”, на нем вы можете записать имена и теле фоны друзей, которые поддержат вас в трудных ситуациях.

- На втором кораблике написано “взрослые”, на нем уже есть координаты школьного психолога, а вы можете добавить ещё имена и телефоны взрослых, которые могут вам помочь.

- На третьем кораблике представлены номера телефонов доверия, специалисты которых бесплатно, анонимно и круглосуточно выслушают вас и окажут психологическую помощь и поддержку.

Вы можете использовать эти кораблики в качестве закладок, а можете прикрепить на стену в своей комнате, чтобы всегда знать, что есть люди, готовые вам помочь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель: Осознание ценности жизни, формулировка цели того, ради чего стоит жить

Психолог: Мы постоянно в жизни что-то выбираем: людей, поступки, собственное будущее. Я хочу спросить вас, что вы выбираете в данном случае (показать на доску с рисунками)? А почему?

(После этого психолог вывешивает “Макет дерева” (можно использовать любой шаблон нарисованный или распечатанный на листе не меньше формата А3). Он располагается на доске поверх “причин суицида”, записанных в начале урока (Приложение 1, сектор 2)

Упражнение “Дерево жизни”

Цель: Упражнение на формирование собственного представления о ценности и целях жизни

Задание: У вас есть стикеры в виде листочков и фломастеры. Я предлагаю вам написать на стикере, почему вы выбирает жизнь, и приклеить его в качестве листочка на “Дерево жизни”.

Психолог: А закончить наш классный час я хочу словами блогера Татьяны Лавровой:

“Жизнь прекрасна! – и я это знаю. Я могу смело повторять эти слова раз за разом. Да, она сложна, и у каждого она складывается по-особому. Что ж, все мы разные, и повторов просто не может быть. У каждого свои взлёты и падения, свои чёрные и белые полосы, свои удачи и огорчения.

И всё же! Жизнь прекрасна, несмотря ни на что!

Как бы тяжко не было у нас на душе, сколько бы обиды, горести и боли не свалилось на наши хрупкие плечи, нужно выстоять, выдержать и не сломаться. Ведь мы не одни в этом мире.

Рядом с нами друзья и близкие, с нами мир, который мы любим, который стараемся превратить в свой уютный тёплый дом. Мы входим в него несмышлёнышами, а покидаем умудрёнными старцами. Это – наша жизнь, и другой – не дано!

Так сделаем её прекрасной для себя и своего окружения. Постараемся увидеть красоту в природе, что окружает нас, в работе, которой мы занимаемся, в наших близких.

"Сколько ни говори "халва", сладко не будет" - гласит пословица. Может и не будет сладко, а улыбка обязательно останется!

Давайте улыбаться, и тогда жизнь наша станет прекрасной!”

Читать еще:


Новые материалы:

Уроки обобщающего повторения по теме "Логарифмическая функция. Решение логарифмических уравнений, неравенств" :: Разработка урока алгебры в 10-м классе "Введение в комплекные числа" :: Интегрированный урок "Ох уж эти числительные!" :: Урок по теме "Вводное повторение". 8-й класс (по учебнику Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф. "Геометрия 7–9 класс") :: Интересные задачи с практическим содержанием :: Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти ( Maze Runner: The Death Cure ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list18.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Рэмпейдж ( Rampage ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD