Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса : Школьная психологическая служба

Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса : Школьная психологическая служба

I. Организационно-методический раздел.

Пояснительная записка.

Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты и терроризм, преступность делают жизнь человека сложной и опасной. Жизненные трудности, экстремальные ситуации, конфликты в семье, личные трагедии – приводят человека к тяжелым переживаниям, личностным кризисам, иногда к саморазрушению.

Возникло понимание психологической безопасности, как состояния защищенности личности от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В настоящее время вопросы психологической безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед психологами, стала разработка методов и способов преодоления негативных последствий на психику ребенка или подростка.

Ключевая роль формированию уровня культуры безопасности принадлежит предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”. Логическим включением в курс будет являться работа педагога-психолога, которая включает в себя беседы, тренинги и мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков сохранения своего психологического здоровья.

Формы организации — интегрированный или комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; тренинги, беседы.

Цель курса: всестороннее ознакомление кадетов с понятием психологической безопасности, источниками психологических угроз, способами противодействия психологическим влияниям, путями выработки психологической устойчивости в различных критических обстоятельствах, способам снятия эмоциональной напряженности.

Задачи курса:

  • дать понятие психологической безопасности;
  • научить определять потенциальные источники психологической угрозы;
  • рассмотреть различные виды психологических угроз;
  • научить способам повышения психологической устойчивости;
  • обучить приемам саморегуляции и самообладанем в критических и экстремальных ситуациях.
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
  • Кадеты в процессе изучения интегрированного курса “Психологическая безопасность” должны:
  • усвоить основные понятия психологической безопасности;
  • овладеть методами и приемами саморегуляции и самопомощи.
  • уметь использовать полученные знания на практике.

II. Содержание дисциплины. Темы и их содержание.

Тема 1. Понятие психологической безопасности. Проблема психологической безопасности в современном мире. Психологическая безопасность и среда. Качества личности, обеспечивающие психологическую защищенность. Психологические феномены как потенциальный источник психологической опасности. Эмоционально-волевая устойчивость, как один из показателей психологической подготовленности человека к экстремальным ситуациям.

Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Основные пути выработки психологической устойчивости:

  • наработка стереотипов поведения в сложных условиях;
  • умение реально оценивать степень риска при неожиданном возникновении опасности;
  • способность противостоять психологическому воздействию со стороны окружающей среды;
  • умение вести психологическое взаимодействие с лицами, оказавшимися в критической ситуации;
  • умение контролировать нестандартные психологические ситуации.

Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. Способы снятия эмоционального перенапряжения, преодоление чувства страха и неуверенности. Понятие психологического стресса. Борьба со стрессом. Релаксация. Самовнушение.

Тема 4. Психология поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях. Особенности психики людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф.

Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию по М.М. Решетникову; “Стадия витальных реакций”, “Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации”, “Стадия психофизиологической демобилизации”, “Стадия разрешения”, “Стадия восстановления” психофизиологического состояния”.

Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Первая помощь при психологических травмах и других критических психологических состояниях. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями и поведением.

Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние.

Тема 8. Практическое занятие.

Тема 9. Практическое занятие.

Рабочая программа курса.

Наименование тем Кол-во часов
  Тема 1. Понятие психологической безопасности. 1
  Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 1
  Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 4. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию. 1
  Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями. 1
  Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние. 1
  Тема 8. Тренинг выработки психологической устойчивости. 1
  Тема 9. Тренинг саморегуляции и самообладания. 1
  Всего 9

Литература

  1. Баева, И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И.А. Баева. – М., 2008. – 192 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984
  3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996.       
  4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., “Зеркало”. 1994. 251с.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., “Политиздат”. 1987, 286 с.
  6. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996
  8. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 12-18.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2001. – 478 с.
  10. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: ООО “Книжный Дом”, 2006. С.101-103
  11. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2007. – 288 с.
  12. Решетников М.М. и др. Психологические аспекты состояния поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. № 4.
  13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: “Наука”, 1988, 176 с.
  14. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр “Академия” 1997 – 96 с.
  15. Шнайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: “Прогресс-универс”, 1993. 273 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики по программе М.И. Моро по теме "Число 8, 9. Письмо цифры 8" :: Конкурс знатоков русского языка. 2-й класс :: Спортивно-познавательная игра "Зов джунглей" :: Урок "Звуки и буквы". 1-й класс :: Урок математики по теме: "Сложение и вычитание чисел в пределах 100" с использованием технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) П.М.Эрдниева) :: Лев ( Lion ), 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Двуспальные / HOBBY Home Collection / Комплект двуспальный CALVINA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD