Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса : Школьная психологическая служба

I. Организационно-методический раздел.

Пояснительная записка.

Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты и терроризм, преступность делают жизнь человека сложной и опасной. Жизненные трудности, экстремальные ситуации, конфликты в семье, личные трагедии – приводят человека к тяжелым переживаниям, личностным кризисам, иногда к саморазрушению.

Возникло понимание психологической безопасности, как состояния защищенности личности от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В настоящее время вопросы психологической безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед психологами, стала разработка методов и способов преодоления негативных последствий на психику ребенка или подростка.

Ключевая роль формированию уровня культуры безопасности принадлежит предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”. Логическим включением в курс будет являться работа педагога-психолога, которая включает в себя беседы, тренинги и мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков сохранения своего психологического здоровья.

Формы организации — интегрированный или комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; тренинги, беседы.

Цель курса: всестороннее ознакомление кадетов с понятием психологической безопасности, источниками психологических угроз, способами противодействия психологическим влияниям, путями выработки психологической устойчивости в различных критических обстоятельствах, способам снятия эмоциональной напряженности.

Задачи курса:

  • дать понятие психологической безопасности;
  • научить определять потенциальные источники психологической угрозы;
  • рассмотреть различные виды психологических угроз;
  • научить способам повышения психологической устойчивости;
  • обучить приемам саморегуляции и самообладанем в критических и экстремальных ситуациях.
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
  • Кадеты в процессе изучения интегрированного курса “Психологическая безопасность” должны:
  • усвоить основные понятия психологической безопасности;
  • овладеть методами и приемами саморегуляции и самопомощи.
  • уметь использовать полученные знания на практике.

II. Содержание дисциплины. Темы и их содержание.

Тема 1. Понятие психологической безопасности. Проблема психологической безопасности в современном мире. Психологическая безопасность и среда. Качества личности, обеспечивающие психологическую защищенность. Психологические феномены как потенциальный источник психологической опасности. Эмоционально-волевая устойчивость, как один из показателей психологической подготовленности человека к экстремальным ситуациям.

Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Основные пути выработки психологической устойчивости:

  • наработка стереотипов поведения в сложных условиях;
  • умение реально оценивать степень риска при неожиданном возникновении опасности;
  • способность противостоять психологическому воздействию со стороны окружающей среды;
  • умение вести психологическое взаимодействие с лицами, оказавшимися в критической ситуации;
  • умение контролировать нестандартные психологические ситуации.

Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. Способы снятия эмоционального перенапряжения, преодоление чувства страха и неуверенности. Понятие психологического стресса. Борьба со стрессом. Релаксация. Самовнушение.

Тема 4. Психология поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях. Особенности психики людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф.

Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию по М.М. Решетникову; “Стадия витальных реакций”, “Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации”, “Стадия психофизиологической демобилизации”, “Стадия разрешения”, “Стадия восстановления” психофизиологического состояния”.

Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Первая помощь при психологических травмах и других критических психологических состояниях. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями и поведением.

Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние.

Тема 8. Практическое занятие.

Тема 9. Практическое занятие.

Рабочая программа курса.

Наименование тем Кол-во часов
  Тема 1. Понятие психологической безопасности. 1
  Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 1
  Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 4. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию. 1
  Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями. 1
  Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние. 1
  Тема 8. Тренинг выработки психологической устойчивости. 1
  Тема 9. Тренинг саморегуляции и самообладания. 1
  Всего 9

Литература

  1. Баева, И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И.А. Баева. – М., 2008. – 192 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984
  3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996.       
  4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., “Зеркало”. 1994. 251с.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., “Политиздат”. 1987, 286 с.
  6. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996
  8. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 12-18.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2001. – 478 с.
  10. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: ООО “Книжный Дом”, 2006. С.101-103
  11. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2007. – 288 с.
  12. Решетников М.М. и др. Психологические аспекты состояния поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. № 4.
  13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: “Наука”, 1988, 176 с.
  14. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр “Академия” 1997 – 96 с.
  15. Шнайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: “Прогресс-универс”, 1993. 273 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Проектные технологии на уроках информатики в 5-м классе. Действия с фрагментами текста :: Бисероплетение техникой "полотно" с использованием компьютерного моделирования :: Электронные таблицы MS Excel. Построение графиков :: Открытый урок информатики в 7-м классе. Тема: "Представление алгоритма в графической форме" :: Операционная система: назначение и состав :: Кавалерия ( Horse Soldiers ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Компасс / Шкаф комбинированный Компасс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать ноги мужчине

Как накачать ноги мужчине в домашних условиях Гармоничная и красивая мужская фигура привлекает женские взгляды накачанным торсом и подтянутыми ногами. Достигнуть...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Диуретики препараты список для похудения

Мочегонные средства для похудения: чего больше — вреда или пользы? С целью быстро сбросить лишние килограммы многие используют мочегонные средства, которые...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать огромные плечи

Как накачать огромные плечи? Широкие, массивные плечи привлекают внимание даже больше, чем накачанная грудь, давая огромный визуальный плюс всей фигуре....

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Лимон рецепт для похудения

Лимон для похудения - рецепты Хотите вкусно худеть? Пожалуйста! Есть много замечательных диет, благодаря которым вы получите изящество, грацию и заманчивый...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD