Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса : Школьная психологическая служба

Программа интегрированного курса ОБЖ-психология "Психологическая безопасность" для кадетов 9-го класса : Школьная психологическая служба

I. Организационно-методический раздел.

Пояснительная записка.

Техногенные и экологические катастрофы, военные конфликты и терроризм, преступность делают жизнь человека сложной и опасной. Жизненные трудности, экстремальные ситуации, конфликты в семье, личные трагедии – приводят человека к тяжелым переживаниям, личностным кризисам, иногда к саморазрушению.

Возникло понимание психологической безопасности, как состояния защищенности личности от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора. В настоящее время вопросы психологической безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед психологами, стала разработка методов и способов преодоления негативных последствий на психику ребенка или подростка.

Ключевая роль формированию уровня культуры безопасности принадлежит предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”. Логическим включением в курс будет являться работа педагога-психолога, которая включает в себя беседы, тренинги и мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков сохранения своего психологического здоровья.

Формы организации — интегрированный или комбинированный урок, семинары и круглые столы; индивидуальные консультации; тренинги, беседы.

Цель курса: всестороннее ознакомление кадетов с понятием психологической безопасности, источниками психологических угроз, способами противодействия психологическим влияниям, путями выработки психологической устойчивости в различных критических обстоятельствах, способам снятия эмоциональной напряженности.

Задачи курса:

  • дать понятие психологической безопасности;
  • научить определять потенциальные источники психологической угрозы;
  • рассмотреть различные виды психологических угроз;
  • научить способам повышения психологической устойчивости;
  • обучить приемам саморегуляции и самообладанем в критических и экстремальных ситуациях.
  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
  • Кадеты в процессе изучения интегрированного курса “Психологическая безопасность” должны:
  • усвоить основные понятия психологической безопасности;
  • овладеть методами и приемами саморегуляции и самопомощи.
  • уметь использовать полученные знания на практике.

II. Содержание дисциплины. Темы и их содержание.

Тема 1. Понятие психологической безопасности. Проблема психологической безопасности в современном мире. Психологическая безопасность и среда. Качества личности, обеспечивающие психологическую защищенность. Психологические феномены как потенциальный источник психологической опасности. Эмоционально-волевая устойчивость, как один из показателей психологической подготовленности человека к экстремальным ситуациям.

Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Основные пути выработки психологической устойчивости:

  • наработка стереотипов поведения в сложных условиях;
  • умение реально оценивать степень риска при неожиданном возникновении опасности;
  • способность противостоять психологическому воздействию со стороны окружающей среды;
  • умение вести психологическое взаимодействие с лицами, оказавшимися в критической ситуации;
  • умение контролировать нестандартные психологические ситуации.

Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. Способы снятия эмоционального перенапряжения, преодоление чувства страха и неуверенности. Понятие психологического стресса. Борьба со стрессом. Релаксация. Самовнушение.

Тема 4. Психология поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях. Особенности психики людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф.

Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию по М.М. Решетникову; “Стадия витальных реакций”, “Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации”, “Стадия психофизиологической демобилизации”, “Стадия разрешения”, “Стадия восстановления” психофизиологического состояния”.

Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Первая помощь при психологических травмах и других критических психологических состояниях. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями и поведением.

Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние.

Тема 8. Практическое занятие.

Тема 9. Практическое занятие.

Рабочая программа курса.

Наименование тем Кол-во часов
  Тема 1. Понятие психологической безопасности. 1
  Тема 2. Проблема психологической устойчивости в обеспечении безопасности жизнедеятельности. 1
  Тема 3. Психологические методы мобилизации в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 4. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях. 1
  Тема 5. Типы психофизиологических реакций человека на чрезвычайную ситуацию. 1
  Тема 6. Что такое психологическая травма. Признаки психологической травмы. Апатия. Ступор. Истерика. Плач. Методы и приемы владения своими эмоциями. 1
  Тема 7. Угроза жизни. Горе. Смерть. Основные этапы переживания горя. Что нужно делать, чтобы не впасть в отчаяние. 1
  Тема 8. Тренинг выработки психологической устойчивости. 1
  Тема 9. Тренинг саморегуляции и самообладания. 1
  Всего 9

Литература

  1. Баева, И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды / И.А. Баева. – М., 2008. – 192 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984
  3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1980. Волович В.Г. Академия выживания. – М.: 1996.       
  4. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., “Зеркало”. 1994. 251с.
  5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М., “Политиздат”. 1987, 286 с.
  6. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  7. Кудряшов Б.Г. Энциклопедия выживания. – Краснодар: Советская Кубань, 1996
  8. Лобанова А.В. Изучение факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности подростков / А.В. Лобанова, Л.С. Музыченко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 12-18.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб., 2001. – 478 с.
  10. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума (Санкт-Петербург, 5-7 июня 2006 г.) /Под общ. ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш /Пер. Н.Л. Регуш, С.А. Чернышевой. - СПб.: ООО “Книжный Дом”, 2006. С.101-103
  11. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. – СПб., 2007. – 288 с.
  12. Решетников М.М. и др. Психологические аспекты состояния поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия. Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. № 4.
  13. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: “Наука”, 1988, 176 с.
  14. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребёнку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – 2-е изд. – М.: Изд. центр “Академия” 1997 – 96 с.
  15. Шнайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. - М.: “Прогресс-универс”, 1993. 273 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок по теме "Remy's restaurant" в 3-м классе :: Использование рейтинговой системы оценки знаний по предмету "Английский язык" у учащихся старших классов :: Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе :: Конспект урока в 5-м классе "What does it mean?" :: Технология современного урока. Заседание методического объединения начального образования :: Кухня. Последняя битва, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list14.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Эспен в королевстве троллей ( Askeladden - I Dovregubbens hall ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD