Скрытый гнев как проявление пассивно-агрессивного поведения девиантных подростков : Школьная психологическая служба

В наше время «кризис», «стресс», «напряженность» и т.п. очень часто употребляемое и актуальное слово. Всем понятно, что они относятся к некоторым особенным моментам в жизни, которые могут приводить к печальному исходу. Поэтому бытует мнение, что их надо избегать и сними надо бороться. Однако это не всегда так и при ближайшем рассмотрении становиться  понятным. Нужно только их принять как данность. Мы ограничимся таким проявлением девиантного поведения подростков как гнев и его проявления.

Для  девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы как повышенная тревожность, дефекты ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании и обучении.

Для полноценного существования такие подростки нуждаются в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития. С другой стороны преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к обратным эффектам: конфликтам, стрессу, агрессии, девиациям. [3]

Подростковые девиации отличаются личной включеностью, заниженной критикой к собственному поступку и возможностью рецидив. При этом зачастую самим подростком поступок оценивается как выражение самостоятельности и проявлением некоего «геройства».
Наиболее часто такие подростки, применяя агрессию, совершают правонарушения в отношении сверстников и других лиц.
И если подростки с нормой в поведении в 16 лет почти плавно переходят в период молодости (юности), то девиантные подростки затягивают с этим. Чувство взрослости появилось, а что с ним делать они не знают. И в юности у них не становиться главной задачей: приобретение профессии, определение социального статуса и т.д.

Для преодоления этого кризиса мы должны помочь сформировать им свое собственное мировоззрение, не потеряв их самобытность.[2]
Каждый подросток, отдает он себе в этом отчет или нет, имеет некое содержание – психологическое «ядро» – смысл жизни. Активность подростка реализуется через многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Их кризис – это невозможность осуществить цикл воплощения себя, свой жизненный замысел. Внешне он вроде бы такой же, но прежнюю активность он направляет уже на другое, он утратил чувство, что ему нужно. И тут появляется гнев: на себя, на окружающих, на все и всех.

Многие взрослые считают, что гнев подростка – нечто ненормальное, и его проявления надо подавлять и пресекать. Это опасное заблуждение. Одна из самых важных вещей, которым надо учить подростков, а особенно склонных к девиациям – это как справляться с гневом.
Само по себе чувство гнева не может быть плохим или хорошим. Гнев – нормальное явление и может возникать в любом человеке. Проблема заключается не в самом гневе, а в том, как управлять им. Вот в чем большинство испытывает затруднения.

Пассивно-агрессивное поведение

Пассивно-агрессивное выражение гнева в противоположность честному, прямому и словесному возвращается своему «владельцу». Пример: оттягивание времени, медлительность, упрямство, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое и «забывчивость». Подсознательная цель пассивно-агрессивного поведения подростка – вывести взрослых, занимающихся его воспитанием или обучением, из равновесия. Такое поведение – отказ брать на себя ответственность за свое собственное поведение.

Пассивно-агрессивные способы выражения гнева – способы уклончивые, коварные, и разрушительные для личности самого подростка. К несчастью, подросток не отдает себе отчета в том, что его сопротивление вызвано желанием рассердить окружающих и высвободить свой запертый гнев.

Причиной большинства проблем с подростками, начиная от плохих отметок и заканчивая наркоманией, суицидом, является этот тип поведения.[6]

Нужно иметь в виду, что в первую очередь пассивно-агрессивное поведение неосознанно, в нем нет логики. Хорошим примером здесь может быть студент, который действительно способен хорошо учиться, старается, но учиться плохо. В этом тоже нет логики.

Во-вторых, можно говорить о пассивно-агрессивном поведении подростка в таких случаях, когда что бы  вы ни делали и что бы ни предпринимали, ничего не помогает. Это происходит потому, что скрытым, подсознательным мотивом поведения является желание разозлить родителя или  человека, имеющего над ним власть – «втихую отыграться». Если взять вышеупомянутый пример со студентом то, несмотря на все попытки помочь ему взрослых, желаемого результата не принесут даже репетиторы или перемена учебного плана. Будьте уверены, вне зависимости от ваших усилий, он не станет учиться лучше.

Очень важно распознавать пассивно – агрессивное поведение, скрытый гнев. Вся трагедия состоит в том, что если подросток к 16-17 годам не научиться зрелому отношению к гневу и не избавиться от пассивно-агрессивного поведения, то линия поведения укорениться в нем и станет неотъемлемой частью его жизни. Он (она) будут вести себя так и по отношению к преподавателям, работодателям, супругам, детям и т. д. Это приведет к серьезным проблемам в повседневной жизни и сделает людей окружающих такого человека, бесконечно несчастными.

Для подростка запирающего свой гнев внутри себя это еще оборачивается психосоматическими проблемами: головные боли, язвы внутренних органов, кожные заболевания, аллергии. И что особенно печально, укоренившееся пассивно-агрессивное поведение становиться реакцией на любую вызывающую гнев ситуацию, с которой он сталкивается.[4]

Почему пассивно-агрессивное поведение широко распространенно? Потому что большинство  не понимает, что такое гнев и не знает, как с ним справляться. Им кажется, что в гневе есть что-то неправильное и следует дисциплиной «вытравлять» его. Если ваш подросток сердиться, и вы кричите ему: «Прекрати так говорить! Я этого не позволю!» – что ему остается делать? Он может только две вещи: не послушаться вас и «продолжать так говорить», или послушаться и «перестать так говорить». Если он выберет последнее и перестанет выражать свой гнев, то гнев будет просто подавлен. Он будет жить в подсознании в состоянии неразрешенности, поджидая случая, чтобы позже найти выход через девиантное поведение.

Когда подросток гневается неуместный юмор в его адрес для того, чтобы не допустить открытого проявления гнева, не дает ему возможность научиться правильно вести себя в подобных ситуациях.

Есть несколько причин, позволяющих считать пассивно-агрессивное  поведение худшим из способов выражения гнева:

  • оно легко укореняется, становясь устойчивой формой поведения, присущей человеку на протяжении всей жизни;
  • оно может исказить личность человека и сделать общение с ним довольно затруднительным;
  • оно оказывает влияние на взаимоотношения человека со всеми людьми;
  • это одна из поведенческих форм, наиболее трудно поддающихся коррекции.

Шкала гнева

Чем более незрел человек, тем не правильнее он выражает гнев, и наоборот. От подростков не стоит ожидать, что они будут всегда выражать гнев правильно. Но как раз этого мы ждем от них, требуя не сходить с ума. На самом деле мы должны шаг за шагом учить подростков справляться со своим гневом.

15 способов поведения в гневе:

  1. Приятное поведение
  2. Поиск решения проблемы
  3. Направление гнева только на источник
  4. Направление гнева исключительно на первоначальные причины недовольства
  5. Логические и позитивные размышления
  6. Неприятное и шумное поведение
  7. Ругань
  8. Распространение гнева на других, «невиновных» людей
  9. Предъявление претензий, не относящихся к проблеме, вызвавшей гнев
  10. Швыряние предметов
  11. Порча имущества
  12. Словесные оскорбления
  13. Эмоционально разрушительное поведение
  14. Силовое оскорбление
  15. Пассивно-агрессивное поведение

Большинство путей выражения гнева скорее отрицательные, чем положительные. Каждая ступенька вверх представляет собой лучший способ выражения гнева.[5]

Для закрепления у подростков правильного способа  выражения гнева нужно многократно и терпеливо общаться с ними. Помнить, что иногда придется начинать с начала и что зрелость приходит постепенно, это медленный, тяжелый и часто болезненный процесс. Мы должны позволять подростку выражать гнев только словами и учить его, как это делать лучше. Не одобряйте выраженный поведением гнев. Мы должны быть непреклонны и не позволять им грубых поступков, вызванных гневом. Это различие между словесным и поведенческим гневом крайне важно.[1]

Любое человеческое взаимодействие может вызвать гнев. Еще один важный момент: гнев будет возрастать, становиться все более  неуправляемым и даже опасным, если с ним не бороться. И тем разрушительнее он, чем труднее с ним справиться. Поэтому мы должны искать пути, чтобы подавить его в зародыше, если он основан на непонимании, либо проследить за тем, чтобы он выходил наружу и исчезал, если он справедлив. Чтобы подросток достиг такого уровня зрелости, который требуется для разумного управления гневом, необходимо учить его, что, в свою очередь, предполагает большие затраты времени и сил.

Да, на пути их взросления возможны трудно поправимые, тяжелые и даже трагические поступки, подросток может даже заболеть, оказаться психически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: они становятся более зрелыми, собранными, добрыми, человечными, смелыми, сильными, мудрыми – вырастают, поднимаются на новую ступень развития.
Все это при условии нашего неравнодушия, безусловной любви и искренности!
А иначе зачем?

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

МИФ

РЕАЛЬНОСТЬ

Подростковый возраст – время появления всевозможных патологий, «период бури и натиска»

Подростковый возраст не является временем патологий. Это нормальный период развития человека. Большинство подростков хорошо справляются со всеми возрастными проблемами

Все подростки похожи друг на друга. Один  подросток совершенно ничем не отличается от другого

Ни один период в жизни человека не характеризуется столь быстрыми изменениями, как подростковый. Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велик, может быть и разрыв в умственном, социальном и эмоциональном развитии подростков

Подростки – это дети

Некоторые подростки – еще дети, но многие уже (в половом отношении) взрослые люди

Развитие у всех подростков непрерывно, универсально и синхронно

 

Физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие подростков происходит не синхронно. Хорошо развитые физические мальчики и девочки не всегда и не обязательно бывают столь же хорошо развиты умственно и социально. Подростки же с задержками физического и полового развития, наоборот, могут быть готовы к выполнению вполне серьезных обязанностей на ряду со взрослыми

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями

Подростковый возраст – переходный возраст человека, и для него характерны свои особенности. Исходя из этого, не следует преувеличивать проблемы и трудности


Список литературы

  1. Тутушкина М.К. Практическая психология. Учебник. – СПб.: Дидактика Плюс. 2006.
  2. Мылкина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО. 2004.
  3. Тутушкина М.К. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Дидактика Плюс. 2003.
  4. Мылкина – Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.:  ЭКСМО.2006.
  5.  Кэмпбелл Р.  Как полюбить своего подростка. – СПб.: БАХРАХ – М. 2002.
  6.  Реана А.А. Психология подростка. – М.: ОЛМА – ПРЕСС. 2006.
Читать еще:


Новые материалы:

Игра-викторина "Слабое звено. Англоязычные страны". 10-й класс :: Урок на тему "Путешествие в сказочную школьную страну". 7-й класс :: Виртуальное путешествие "Бонн – старейший немецкий город на Рейне" :: Урок на тему "Развернутые отрицательные предложения с глаголом to have" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list6.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Интернет в обучении иностранному языку :: Шерлок Гномс ( Gnomeo & Juliet: Sherlock Gnomes ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD