Семинар-тренинг "Синдром профессионального выгорания" : Школьная психологическая служба

Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Форма проведения: семинар-тренинг

Методы проведения: игровой, исследовательский, творческий

Время проведения: 120 мин.

Место проведения: читальный зал

Участники: педагогический коллектив

Оформление и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, музыка “Звуки природы”, энергичная музыка без слов, бланки "Психологическая диета", бланки опросника “Профессиональное выгорание преподавателей”, бланки для обработки полученных результатов, презентация “Синдром профессионального выгорания”, упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения, цветные карандаши, список покупок для упражнения “За стеклом”, портрет Александра Валевского, чистые листочки А4 для пожеланий.

Подготовительная работа:

(Слайд 1)

I. Организационный момент: подготовка участников – создание доброжелательной эмоциональной атмосферы.

1. Вступительное слово педагога-психолога

(Слайд 2)

Цель: сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде и снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

(Слайд 3)

Задачи:

(Слайд 4)

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности преподавателя, т.к.  данная профессия обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств преподавателя.

(Слайд5)

Работа будет построена следующим образом:

II. Теоретическая часть

(Слайд 6)

1. Теоретические знания в области профессионального “выгорания”

По наблюдениям и исследованиям учёных состояние эмоционального истощения чаще встречается у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности:

- педагогов,

- врачей,

- работников социальных служб,

- психологов,

- менеджеров.

Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса, который в русскоязычной психологической литературе переводится как “выгорание” или “сгорание”. В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию “выгорания”. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

(Слайд 7)

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у преподавателя:

Первая (начальная) стадия Вторая стадия Третья стадия
Наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций:

- забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли студенту планируемый вопрос, что студент ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.), в связи с чем ощущается нервно-психическое напряжение;

Наблюдается приглушение эмоций

Исчезают положительные эмоции

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями):

- не хочется никого видеть;

- в четверг ощущение, что уже пятница;

- неделя длится нескончаемо;

- нарастание апатии к концу недели;

- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; “мертвый сон без сновидений”, увеличение числа простудных заболеваний);

- повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать)

Наблюдается полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как “выгорающий” преподаватель, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

(Слайд 8)

Факторы, вызывающие профессиональное выгорание:

- большое количество социальных контактов за рабочий день,

- предельно высокая ответственность, 

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

– строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;

- необходимость быть все время в “форме”,

- семейное положение (лица, не состоящие в браке, разведённые),

- склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям,

- личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения,

- “трудоголизм” (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения) 

- многочасовая работа, повышенная нагрузка, сверхурочная работа,

- внутриличностный конфликт и острый психологический стресс и др.

III. Диагностическая часть

(Слайд 9)

1.  Опросник “Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей” (Адаптировала Водопьянова Е.Н., методика К.Маслач, С. Джексон) Приложение 1

(Слайд 10)

2. Обработка полученных результатов Приложение 2

(Слайд 11)

Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание преподавателей" Приложение 3

(Слайд 12)

3. Своевременная профилактика выгорания включает в себя два направления работы

Организация деятельности

- обеспечение возможности профессионального роста;

- повышение мотивации;

- чёткое распределение обязанностей;

- разработка продуманных должностных инструкций;

- контроль собственного времени: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, организация, составление списков и расстановка приоритетов;

- организация рабочего места (оснащённость, освещенность, температура, удобная мебель);

- спокойный, полноценный перерыв для приёма пищи, отдыха.

Улучшение психологического климата в коллективе

- расширение духовной сферы (спокойная музыка в перемену)

- походы в театр, музеи, пребывание на природе,

- выпуск поздравительных открыток для именинников,

- организация и проведение командообразующих тренингов:

развитие креативности у преподавателей, дабы избежать ригидности мышления

развитие умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения

обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости

(Слайд 13)

IV. Профилактическая часть

Упражнения для снятия стресса, усталости и напряжения Приложение 4

(Музыка “Времена года”)

1. "Воздушный шарик" Цель: снятие напряжения, расслабление мышц с помощью дыхания.

(Слайд 14)

2. “Муха” Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

(Слайд 15)

3.“Растяжка” Цель: растяжку шейных мышц

(Слайд 16)

4. “Стирка” Цель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

(Слайд 17)

5. “Улыбнись” Цель: Улучшение настроения участников и атмосферы в группе.

(Слайд 18)

6. “Карандаш” Цель: Развитие координации движения, мышления.

(Слайд 19)

(Ритмичная Музыка)

7. “Повтори движения” Цель: развитие способности к взаимодействию, умение чувствовать партнёра

(Слайд 20)

8. “За стеклом” Цель: Развитие умения слышать и слушать собеседника

(Слайд 21)

9. “Психологический портрет личности” Цель: способствовать развитию умения создавать портрет личности для благоприятного общения

(Слайд 22)

10. “Пожелания” Цель: Прощальный ритуал

V. Заключительная часть

(Слайд 23)

Психологическая диета Приложение 5

Список используемой литературы

1. Водопьянова Н. Е. Синдром “выгорания” в профессиях системы “человек—человек” // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова и др. СПб., 2001.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с: ил. — Серия “Практическая психология”.

Читать еще:


Новые материалы:

Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе :: Программа по баскетболу для учащихся 1–11-х классов :: Авторская программа по фигурному катанию для учащихся общеобразовательной школы (5-9-й классы) :: Развитие скоростно-силовых качеств :: Методика обучения акробатическим элементам на уроках физической культуры :: Ложные признания ( Les fausses confidences ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Детская мебель/Столы и стулья/Столы / Интеди / Стол письменный Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD