Тренинг для педагогов «Творческий учитель – успешные ученики» : Школьная психологическая служба
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Тренинг для педагогов «Творческий учитель – успешные ученики» : Школьная психологическая служба

Место проведения: кабинет психолога, классная комната (кабинет).

Количество участников: 8- 10 человек.

Продолжительность: 1,5 часа.

1. Вводное слово

Добрый день, уважаемые участники, я рада приветствовать вас на нашем занятии. Сегодня нас ждет несколько необычная и даже немного сказочная работа. У вас будет возможность проявить свою творческую жилку, фантазию.

Цель: профилактика эмоционального выгорания учителя через творчество.

Задачи:

  • развитие коммуникативной компетентности;
  • обучение навыкам эмпатийного слушания;
  • развитие позитивного самовосприятия;
  • развитие творческого потенциала участников;
  • овладение способами саморегуляции эмоционального состояния.
  • поиск ресурсов (эмоциональных, творческих, профессиональных, жизненных).

План тренинга

№ п/п Название упражнения Время
1 Вводное слово 3 мин.
2 Правила работы группы. 3 мин.
3 Упражнения для разогрева  
3.1 Упражнение № 1. “Наши ожидания”. 5 мин.
3.2 Упражнение № 2. “Порядковый счет”. 5 мин.
4 Теоретическая часть 10 мин.
4.1 Упражнение 3. “Стратегии самопомощи”. 5 мин.
5 Сценка про Деда Мороза, который устал дарить людям радость. 10 мин.
5.1 “Подарок для Деда Мороза” 10 мин.
5.3 Дарение подарка 3 мин.
5.4 Обсуждение 7 мин.
5.5 Упражнение 4. “Список эмоций”. 5 мин.
6 Психологическая поддержка и обратная связь. 5 мин.
6.1 Упражнение 5. “Чему Я научился”. 5 мин.
7 Рефлексия “Мне сегодня...” 10 мин.
8 Подведение итогов занятия. 5 мин.
90 мин.

2. Правила работы группы

Для успешной, плодотворной, творческой работы группы, необходимо установить правила:

  • дружелюбная атмосфера;
  • доверие;
  • уважение к мнению другого;
  • не перебивать ведущего (тренера) и говорящего в группе;
  • высказываться по очереди или по желанию;
  • после тренинга друг друга не обсуждать (не осуждать).

3. Упражнения для разогрева:

Упражнение 1. “Наши ожидания”

Цель: выявление ожиданий участников.

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга?

Ответьте на вопросы:

  • Почему я пришла (пришел) на тренинг?
  • Моё настроение? (Участники рисуют смайлики настроения) и показывают группе.
  • Мои ожидания и ценности? (Участники по кругу говорят свои ожидания от тренинга).

Ожидания участников тренинга:

  • традиционная форма занятий (лекция, рассказ);
  • сообщение знаний в готовом виде;
  • возможность приятно провести время;
  • возможность “отсидеться”, ничего не делать;
  • ожидание чего-то нового и интересного;
  • чтобы побыстрее все закончилось;
  • я послушаю, но делать ничего не буду, потому что я и так все знаю;
  • ожидание поддержки, что я молодец, хорошо работаю;
  • ожидание выгоды (администрация меня заметит, премию даст).

Ценности:

  • Ученики - это не всё в жизни педагога;
  • Моя жизнь - это не только моя работа;
  • Обучение - это творческий процесс;
  • Учитель должен уметь заботиться о своём здоровье: физическом, психическом, эмоциональном и т.д., (в здоровом теле не плачет дух);
  • я всегда могу рассчитывать на помощь и поддержку в своём коллективе.

Возможные проблемы и конфликты, пути их решения.

Проблемы Пути их решения
Низкая активность участников (не включаются в обсуждения, боятся высказаться, молчат). в начале занятия предлагаем упражнения для снятия эмоционального напряжения и не требующие глубокого личного включения; ведущий демонстрирует уважение, понимание; включаем специальные упражнения на разогрев группы.
Много вопросов не по существу. прием регламента (одинаковое время высказываний для всех участников), корректное наблюдение за временем.
Участник считает, что знает материал лучше, чем ведущий. предлагаем сделать его своим помощником и обсудить рабочие моменты после занятия.
Участники активно включаются в работу и много хотят рассказать о своих случаях из жизни. регламент, обсуждение “своих” историй во время перерыва, собрать множество интересных историй для специального (отдельного) занятия.

Для снятия коммуникативного и эмоционального напряжения предлагается выполнить следующие упражнения для разогрева группы.

Упражнение 2. “Порядковый счет”

Цель: на сплочение группы, формирование доверия.

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого и т.д. счет чисел по порядку.

4. Теоретическая часть

Эмоциональное “выгорание” определяется в отечественной и зарубежной психологии как долговременная, стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности, и поэтому рассматривается как личностная деформация сотрудника под влиянием длительного профессионального стажа, эмоционального напряжения.

Причины эмоционального выгорания педагога

Основной причиной профессионального выгорания является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы - врачу о больном, преподавателю об ученике, консультанту о клиенте.

То есть в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается профессий типа "человек-человек", например, между руководителем и подчиненным, учителем-учеником, учителем-родителем.

В свою очередь, рабочее обязательство проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день ведет к стрессу.

Вывод - в профессиях врача, учителя профессиональное выгорание неизбежно.

Здесь все зависит от множества факторов:

  • интенсивности труда,
  • условий труда,
  • личных психологических факторов.

Считается, например, что средний период профессионального выгорания педагога составляет около 5 лет.

Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как:

  • недостаток признания окружающими,
  • неудовлетворительная материальная компенсация эмоциональных затрат;
  • нехватка подкрепляющих стимулов.

Вопрос в том, когда оно наступает.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит - восстановить эмоционально-психологический баланс.

Упражнение 3. “Стратегии самопомощи”.

Подумайте и запишите ответы на вопросы: “Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?”.

5. Сценка “Как Дед Мороз устал дарить людям радость”.

Цель: в метафорической форме рассказать о нескольких признаках состояния эмоционального выгорания, настроиться на творческую работу

Действующие лица: Снегурочка и Дед Мороз.

Снегурочка обращается к учителям со словами: Уважаемые учителя, скоро Новый год, время волшебства и подарков, время мечтаний и приятных сюрпризов, давайте погрузимся в эту сказочную предновогоднюю атмосферу, отдохнем и помечтаем.

Мимо проходит уставший, раздраженный Дед Мороз.

Снегурочка: Здравствуй, Дедушка, ты что такой невесёлый?

Дед Мороз: Здравствуй, внученька, устал я, надоело мне все, не буду больше Дедом морозом, не хочу.

Снегурочка: как же так, что случилось, дедушка?

Дед Мороз: устаю я очень, и никакой благодарности ни от кого не дождешься, весь год работаю, работаю, а все только и делают, что разбирают подарки, да уходят, даже спасибо забывают сказать. Эх, неблагодарная у меня работа!

Снегурочка: ну что ты, Дедушка, у тебя помощников вон сколько: и звери лесные, и птицы быстрые.

Дед Мороз: зайцы вместо того, чтобы помочь снеговиков сделать, все морковки для носа погрызли, белки шишки должны были раскрасить, да только побросали все и убежали по деревьям скакать. Всё!! И не уговаривай меня, увольняюсь!!! Больше не буду работать Дедом Морозом!

Снегурочка: Дедушка, а как же ребята без праздника останутся?

Дед Мороз: у них родители есть, вот пусть их и развлекают.

Снегурочка: Дедушка, а как же взрослые без волшебства?

Дед Мороз: не нужно оно им, никто в меня не верит, все сами умные, считают, что сами все могут сделать.

Снегурочка: Дедушка, а как же звери лесные?

Дед Мороз: да, жалко конечно, но они меня обидели, ничего не хотят делать как надо, только балуются.

Снегурочка: Дедушка, а посмотри сколько к тебе девочек пришло (показывает на участников тренинга). Красивые все, глаза то какие умные. Это не простые девочки, они все в школе с ребятами занимаются, может они тебе чем помочь смогут?

Дед Мороз: ох, я и не знаю даже, никто мне не поможет, уволюсь я и все тут. А глаза то у девочек и вправду такие умные, да так задором и горят, эх, вот бы и мне хоть немножко эдакого задора, да оптимизма. Ну ладно, не буду пока увольняться, погляжу, может и вправду они мне помогут?

Снегурочка: помогут, помогут, Дедушка. А ты пока вот тут присядь, отдохни.

Снегурочка: (обращается к участникам): ой спасайте, девочки, кажется, Дедушка и вправду решил уволиться, праздника то теперь не будет больше никогда. Ну как, поможем Деду Морозу?

Надо нам посовещаться и придумать, как помочь Деду Морозу снова обрести задор, оптимизм, поверить в людей, в доброту. Я думаю одна голова хорошо, а много - лучше!

Давайте для начала разобьемся на команды, а делать мы это будем так...

Задание для каждой команды “Подарок для Деда Мороза”.

Цель: поиск ресурсов

Материалы: ножницы, клей, бумага, мишура, пуговицы, и другие материалы для поделок.

Инструкция:

Используя предложенные материалы изготовить подарок и подарить Деду Морозу.

Подумайте и обсудите, что поможет Деду Морозу снова обрести радость в жизни, вернуться к любимой работе. Это может быть совет, пожелание, подарок, какое-то лекарство или что-то еще. Здесь есть только одно условие – ваше пожелание или подарок должны быть осязаемыми. Дедушка у нас-то старенький, так что если ему просто сказать на словах, он забудет, поэтому оформите свою идею во что-то, что можно увидеть и потрогать.

Дарение подарков Деду Морозу.

Все участники собираются в общий круг и дарят свои подарки деду морозу, объясняя как это может помочь ему вернуться в рабочее состояние.

Дед мороз с радостью принимает эти подарки.

Дед Мороз: “Ой, спасибо, мне уже намного легче стало, вернусь-ка я к своим делам. А подарки ваши мне очень понравились! Так на душе стало хорошо, не буду я увольняться, что вы, я же Дед Мороз! Только когда вы мне подарочки то дарили, увидел я, что не только мне они будут полезны. Чувствую, что кое-кому и из вас может пригодиться то, что здесь есть (уходит).

Обсуждение:

Цель:

  • Отреагирование и идентификация собственных чувств;
  • Ознакомление с понятием “эмоциональное выгорание”;
  • Обсуждение причин эмоционального выгорания;
  • Поиск собственных ресурсов.

Вопросы для обсуждения:

  • В каком состоянии находился Дед Мороз?
  • Какие причины послужили для того, чтобы Дед Мороз так отчаялся?
  • Можно ли провести параллель между работой Деда Мороза и работой учителя?
  • Знакомо ли вам такое состояние, в котором находился Дед Мороз в начале встречи? (эмоциональное выгорание).
  • Что в профессии учителя способствует эмоциональному выгоранию?
  • Что из созданных вами “подарков” вы бы взяли себе? Почему?

Упражнение 4. “Список эмоций”.

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмоцию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

  • Какое слово было труднее всего показать?
  • У всех ли было одинаковое выражение лица при изображении эмоции? Почему?
  • Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

6. Психологическая поддержка и обратная связь.

Каждому присутствующему дается лист бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия - это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

Упражнение 5. “Чему Я научился”.

Участникам тренинга раздается лист бумаги со следующими неоконченными предложениями: Я научился...

  • Я узнал, что...
  • Я нашел подтверждение тому, что...
  • Я обнаружил, что...
  • Я был удивлен тем, что...
  • Мне нравится, что...
  • Я был разочарован тем, что...
  • Самым важным для меня было...

Сейчас я предлагаю вам подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите предложения.

7. Рефлексия “Мне сегодня...”

  • Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”;
  • Оправдались ли ваши ожидания?

8. Подведение итогов занятия.

Список литературы.

  1. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. СПб., 2008
  2. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
  3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб., 2001.
Читать еще:

Новые материалы:

Игра "Счастливый случай". Внеклассное мероприятие :: Урок по теме: "Конструкционные материалы и металлургический комплекс" :: Развитие творческой мыслительной деятельности и навыков самостоятельной работы учащихся через использование модульной технологии на уроках географии :: Основные аспекты использования информационных технологий на уроках географии :: Главная цель – развитие индивидуальности ребенка :: 1+1. Нарушая правила ( Inseparables ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru