Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная глина" по работе с подростками, находящимися в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : Школьная психологическая служба

Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная глина" по работе с подростками, находящимися в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : Школьная психологическая служба

Цель: выработка уверенного и конструктивного поведения в проблемной ситуации, самодиагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации, регуляция эмоционального состояния.

Время: 2-2,5 часа.

Материалы: планшеты, ручки, цветные карандаши, бейджики, газета, бумага, бланки теста, глина, доски по количеству участников, влажные салфетки, магнитофонная запись спокойной музыки, мягкая игрушка “солнышко”.

1. Упражнение “Встреча – дележка”.

Цель: дать возможность подросткам рассказать о своих внутренних переживаниях, поделиться хорошими новостями и тем самым создать хорошее настроение в группе и у себя лично.

Время: 10 минут.

Техника проведения: предлагается каждому несовершеннолетнему по очереди рассказать о том, что хорошего с ним произошло с момента последней нашей встречи.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому по очереди рассказать о том, что хорошего с ним произошло с момента последней нашей встречи”.

2. Упражнение “Стукни газетой”

Цель: способствовать быстрому запоминанию имен всех участников группы, развитие доверительных отношений.

Время: 5 минут.

Материал: газета, свернутая в трубочку.

Техника проведения: выбирается ведущий, у которого в руках свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику. И так далее...

Инструкция: “Сейчас мы выберем ведущего, у которого в руках будет свернута в трубочку газета. Он называет имя одного из участников и бежит, чтобы стукнуть по голове газетой. Участник должен быстро сообразить и сказать чье-нибудь имя. Если он растеряется, то получит газетой по голове и становится ведущим. Если он успеет назвать имя, то ведущий бежит к этому участнику”.

Анализ:

  • Что вы чувствовали во время это упражнения?
  • Какое у вас сейчас настроение?

3. Упражнение “Создание визитки”.

Цель: знакомство с группой и с самим собой: со своими эмоциями, чувствами, настроением, создание положительной мотивации к занятию.

Время: 10 минут.

Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.

Техника проведения: участникам предлагаются бейджики, на которых нужно написать свое имя:

Инструкция: “Предлагаю каждому из вас взять по бейджику и написать на нем свое имя”.

Анализ:

1. Как вы себя чувствуете?

2. Какое у вас настроение?

4. Упражнение “Правила работы группы”.

Цель: создание комфортной благоприятной атмосферы в группе, повышение у участников тренинга заинтересованности в прохождении занятий.

Время: 5 минут.

Материал: листы с записанными правилами.

Техника проведения: участникам предлагается перечень правил, которые необходимо соблюдать в процессе проведения тренинга, правила разъясняются. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово “обещаю”, участники группы – тоже.

Инструкция: “Теперь вам будут предложены правила поведения в нашей группе. После каждого пункта прошу проголосовать за принятие (непринятие) данного правила”.

Правила

1. Называть друг друга по имени, обозначенном на “визитке”.

2. Уважать говорящего, не перебивать, слушать, иметь право быть услышанным.

3. Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас — по ходу общения в группе.

4. Говорить от своего имени (“я считаю...”, “я думаю...”).

5. Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.

6. Избегать прямых оценок людей (“мне не нравишься ты”), а говорить о действии того или иного человека (“мне не нравится твой проступок”).

7. Быть открытым в общении.

8. Активно участвовать в происходящем.

9. Контактировать как можно с большим количеством участников группы.

5. Мини-лекция “Агрессия. Виды агрессии”.

В обыденном языке слово “агрессия” означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение.

В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, на которого направлена агрессия, мало принимаются в расчет, или вовсе не принимаются. Человек, который ведет себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

Рассмотрим основные виды агрессии.

1. Прямая агрессия – вероломное нападение на жертву.

2. Скрытая – агрессия происходит со стороны третьего лица, не причастного к конфликту.

3. Пассивная агрессия – это сочетание борьбы и бегства от решения конфликтной проблемы. Целью пассивной агрессии является нанесение вреда другому, скрывая при этом свои агрессивные мотивы. Способы пассивной агрессии: а) неодобрительные замечания в адрес другого за его спиной; б) поиск различных неубедительных отговорок, оправдывающих отсутствие положительной реакции на просьбу; в) игнорирование планов и предложений другого; г) отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы, бойкот.

4. Замороженный гнев – это гнев, который может долгое время оставаться в исходном состоянии. Он проявляет себя в форме недоброжелательства или затаенной злобы. Например, есть люди, не разговаривающие друг с другом по двадцать лет – настолько каждый из них полон закостеневшей обиды. Это нереализованная агрессия.

5. Врожденная агрессия характеризуется целенаправленно осознанным намерением нанесения вреда другому.

6. Потенциальная агрессия характеризуется накоплением недовольства.

7. Ритуальная агрессия проявляется в тех случаях, когда, например, кто-то “огрызнулся” на вас в транспорте, вы “огрызаетесь” в ответ.

8. Физическая агрессия – это целенаправленное нанесение телесных повреждений

9. Моральная агрессия – это целенаправленное унижение человека критиканством, замечаниями. Критиканство – это придирчивое, мелочное, негативное высказывание в адрес другого человека.

10. Социально-приемлемая агрессия встречается в спортивной деятельности, где создаются ситуации, в которых человек не должен проигрывать.

11. Неявная агрессия – приколы, розыгрыши, представленные в юмористической форме.

12. Спровоцированная (кем-либо или какими-либо внешними обстоятельствами) агрессия.

13. Аутоагрессия – агрессия, направленная на себя. Например, суицид (самоубийство).

6. Проигрывание проблемной ситуации.

Цель: диагностика поведения в конфликтной ситуации, выработка конструктивной линии поведения в проблемной ситуации.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подростки становятся в очередь друг за другом. Один из них пытается “пройти без очереди” через них.

Инструкция: “Представьте себе, что вы стоите в очереди в магазине. Один из покупателей хочет пролезть к кассе без очереди. При этом толкает каждого из вас, наступает вам на ноги, обзывает вас”

Анализ:

  • Как вы будете реагировать на такое поведение?
  • Какие чувства у вас возникали?

По вашему мнению, как нужно реагировать на данную ситуацию?

7. Психологический тест “Поведение в конфликтной ситуации”

Цель: выявление стиля решения конфликтов.

Время: 10 минут.

Материал: бланки теста по количеству участников, ручки.

Техника проведения: подростки отвечают на вопросы предложенного теста и самостоятельно подсчитывают баллы.

Инструкция: “Ребята, нам всем довольно часто (иногда чаще, чем хотелось бы) приходится нервничать по тому или иному поводу, а порой и без такового. Временами мы можем попадать в ситуацию, когда приходится поругаться и поскандалить. Но вот ведут себя все по-разному. Кто-то сразу начинает орать до потери пульса, а кто-то в состоянии решить все проблемы, не прибегая к мощи своего голоса и силе кулака.

Предлагаем вам пройти тест на определение вашего стиля решения конфликтов. Свои ответы вам необходимо заносить в предложенную таблицу в соответствии с порядковым номером вопроса.

Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы: часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.

Тест

Итак, как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?
1. Угрожаю и дерусь...
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.

Анализ:

Самый высокий балл и определяет Ваш стиль решения конфликта.

А B C D E
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15

Колонка “А” соответствует “жесткому” типу решения конфликтов. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.

Колонка “В” - “примиренческий” стиль. Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, “две головы лучше, чем одна”. Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.

“С” - “компромиссный”, сразу согласны на компромисс.

“Д” - “мягкий” стиль. Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

“Е” - “уходящий”, Ваше кредо – “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.

“Жесткий” стиль хорош, когда необходимо немедленное действие, когда Вы правы, а на доказательство правоты нет времени. “Примиренческий” поможет в решении, выгодным для обеих сторон и сохранит нормальные отношения между спорящими.

8. Мозговой штурм “Я снимаю напряжение!”

Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подростки рассказываю о том, как они снимают напряжение. Далее психолог знакомит подростков с разными способами снятия нервно-психического напряжения.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю вам по очереди рассказать о том, как вы снимаете напряжение после ссоры с друзьями или конфликта с родителями”. Ответы участников.

Далее психолог знакомит подростков с разными способами снятия нервно-психического напряжения.

Способы снятия нервно-психического напряжения:

1.Релаксация.

2.Спортивные занятия.

3.Контрастный душ.

4.Стирка белья.

5.Мытье посуды.

6.Рисование. Пальчиковые рисования. Кляксы.

7.Скомкать газету и выбросить ее.

8.Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.

9.Газету порвать на мелкие кусочки, “еще мельче”. Затем выбросит.

10.Слепить из газеты свое настроение.

11.Закрасить газетный разворот.

12.Громко спеть любимую песню.

13.Покричать то громко, то тихо.

14.Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и “буйную”.

15.Смотреть на горящую свечу.

16.Вдохнуть и выдохнуть глубоко до 10 раз.

17.Погулять в лесу, покричать.

18.Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

9. Работа с глиной

Цель: обучение снятия напряжения с помощью глины, анализ своих ощущений, чувств.

Время: 15 минут.

Материал: глина, доски по количеству участников, влажные салфетки, магнитофонная запись спокойной музыки.

Техника проведения: подростки по инструкции психолога работают с глиной под спокойную музыку.

Инструкция: “Сегодня мы будем выполнять необычное упражнение. Мы поработаем с глиной. Почему именно с ней? По мнению психологов, работа с глиной помогает анализировать свои ощущения, чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнения определенных действий.

Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова. Сейчас разминайте глину только пальцами обеих рук... только ладонями ... пальцами правой руки... пальцами левой руки... Положив кусок глины в руки, посидите минуту. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины таким, какой он есть; “подружитесь” с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины и подержите его. Он легкий? Тяжелый? Отщипните кусочек. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните большие и маленькие кусочки. Сожмите глину. Теперь разгладьте её. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили. Слепите шар. Проткните его. Ели глина расплющивается, опять слепите шар и проткните его. Ударяйте по глине. Шлепайте по ней... ощупайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Слепите шар. Работа с глиной подошла к концу. Можно открыть глаза”.

Анализ:

  • Что больше всего понравилось делать с глиной? (ощущать кусок глины в руках, отщипывать, сминать, протыкать ее, пошлепывать по ней, поглаживать.)
  • О чем вы думали, когда работали с глиной?

10. Притча “Брошенный камень”

Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.

Время: 10 минут.

Техника проведения: подросткам зачитывается притча, затем идет её обсуждение.

Инструкция: “В заключение нашего занятия мы хотим вам подарить одну поучительную историю для того, чтобы каждый из вас применил эти слова к себе и, возможно, своей будущей жизни

Один успешный молодой человек ехал в машине последней модели и радовался жизни, когда ощутил удар о дверцу своей любимой игрушки. Он тут же затормозил, выскочил из салона и увидел, что брошенный кем-то камень сильно оцарапал его новенькое авто. Не тратя времени, он вскочил в машину и развернул ее на сто восемьдесят градусов, решив вернуться и найти место, откуда был брошен камень. Мужчина был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он бросился к мальчику, который оказался виновником происшествия, схватил его за худенькие плечи, толкнул к капоту и заорал:

— Ты что наделал, негодяй? Ты соображаешь, что натворил? Это новая машина, и камень, который ты бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это сделал?

— Пожалуйста, простите, господин! Пожалуйста! Я не знал, что делать! Я бросил камень потому, что никто не останавливался! — Слезы текли по щекам мальчика, он указывал рукой куда-то в сторону.

— Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной коляски, а я не могу его поднять... он много весит, я слишком маленький. Я хотел попросить помощи!

Всхлипнув, он спросил у владельца машины:

— Вы не могли бы помочь мне посадить его в коляску? Пожалуйста. Он сильно ударился... Тронутый до глубины души, молодой человек поднял подростка-инвалида с земли, усадил в коляску, вытащил свой шелковый платок и постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул пыль и, когда убедился, что все более или менее в порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшего ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке было столько нежности и любви, что теплело на сердце.

— Господин! Большое спасибо!

Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая перед собой коляску, постепенно удалялся по направлению к очень скромному дому.

Владелец новенького авто так и не починил дверцу своей машины, оставив царапину специально, чтобы всегда помнить — нельзя так беспечно нестись по жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни, привлекая к себе внимание.

Иногда нам достаточно шепота, чтобы наши сердце и душа отозвались на нужду близких. Но иногда для этого в нас должны попасть камнем. Так стоит ли обижаться, если в тебя попал камень? Может, это значит, что ты просто кому-то нужен?

11. Обратная связь. Анализ занятия. Упражнение “До следующей встречи”.

Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.

Материал: мягкая игрушка “солнышко”.

Техника проведения: участники передают друг другу мягкую игрушку и рассказывают о полученных впечатлениях на занятии.

Инструкция: “У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Анализ:

  • Что вам дало сегодняшнее занятие?
  • Что нового узнали?
  • Что будете использовать в дальнейшей жизни?

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению, пора прощаться, всем спасибо сегодня за работу, до свидания, до встречи!”.

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час – экскурсия "Мое Красное" :: Воспитание коммуникативной личности :: Классный час на тему "О заботливом отношении к людям" :: Конференция "Роль отца в обществе" :: Сейсмические волны :: Кузя и семейка троллей ( Hugo ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / Анрекс / Полка навесная Wiena ВТ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD