Развитие личностных ресурсов детей подросткового возраста как условие профилактики употребления ПАВ : Школьная психологическая служба

Подростковый возраст – особый период в развитии личности. Не зря его часто называют критическим. Подросток проходит «стажировку» на взрослого человека, еще не являясь им в полной мере. Складывается образ «Я», формируются жизненные и профессиональные планы, система ценностных ориентаций. Этот процесс сопровождается специфическими подростковыми реакциями (эмансипация от взрослых, группировка, хобби, самоутверждение). Подростки являются особо уязвимыми для наркогенного заражения. Им трудно справиться с плохим настроением и скукой, найти адекватный способ решения проблем жизненного смысла. Они не подготовлены преодолевать трудности.

Задача профилактической работы: сформировать способности, умения, навыки эффективного решения трудных ситуаций. Развитие способности к совладающему поведению предполагает формирование у подростка определенных личностных качеств – ресурсов. Ресурс – это то, что помогает противостоять трудной ситуации и эффективно решать ее. К ресурсам личности  Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, опыт, модели конструктивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и устойчивым к возникшим трудностям.

Свои ресурсы необходимо не только использовать при разрешении проблемы, а также «консервировать», то есть укреплять задолго до того, как подросток окажется в проблемной ситуации.

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ включает в себя следующие направления:

  • формирование навыков общения и межличностного взаимодействия;
  • формирование навыков эмоциональной саморегуляции;
  • формирование позитивных личностных качеств.

Мы используем разнообразные формы психолого-профилактической работы с подростками: как групповые, так и индивидуальные. Групповые формы работы: психологическая игра, неделя психологии, психологическая конференция, тренинг, деловая игра, клуб «Подросток», круглый стол, фестиваль «Мир игры», психологическая олимпиада, конкурсы, коллаж, психологическая акция и др. Индивидуальные формы работы: занятие, консультация, письма детям, беседа, домашнее задание, ведение дневника, интервью, подбор литературы, написание реферата, разработка памяток и др.

Формирование навыков общения и межличностного взаимодействия.

В ходе занятий учим подростков умениям слушать, устанавливать контакт, высказывать свою точку зрения, просить о помощи, умению сказать «нет». Учим ребят ориентироваться в проблеме, отстаивать свои интересы, находить компромисс. Психологические игры «Все вместе», «Постройка моста» и другие способствуют закреплению умений понимать друг друга, строить совместную продуктивную деятельность.
Для развития навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с подростками проводим дискуссии на темы «Что такое конфликт?», «Легко ли понять друг друга?». В ходе ролевой игры «В мире вещей» разыгрываем конфликты из жизни предметов (стол и солонка, парта и пенал, вилка и ложка), рассматриваем разные способы поведения в конфликте. Проигрывая ситуации, дети определяют, какой способ быстрее приведет к разрешению конфликта.

Проводим упражнения на выделение и ранжирование проблемных ситуаций, помогаем осознать субъективность в оценивании уровня трудности различных ситуаций. Техники «Шесть шляп», «Последствия» наглядно показывают, что произойдет, если ситуацию оставить без внимания.

Особое внимание уделяем обучению умениям противостоять групповому давлению и уверенному отказу от употребления психоактивных веществ. Помогаем подростку осознать, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. Учим различать виды объединения людей: группа, коллектив, компания, их цели и способы взаимодействия. Перед учащимися ставим проблемный вопрос: Что полезное тебе принесла группа? Кого ты считаешь знакомыми, а кого – друзьями? Можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами. Алгоритм «Оптимального Отказа» помогает воспитаннику выстоять групповому давлению.

В психологической акции «Право выбора» учащиеся выразили свое отношение к проблеме употребления психоактивных веществ, выделили причины зависимого поведения и предложили пути решения. В ходе акции ребята составили коллаж на тему «Мы выбираем жизнь».
Трудности вызывают у подростков взаимоотношения с противоположным полом. Знакомим с понятиями «дружба», «влюбленность», «любовь», предлагаем задуматься о своей будущей семье и взаимоотношениях в ней. В занятия включаем сказки, игры, обсуждение историй, ролевые игры и дискуссии. Акцент делаем на ценностях: в чем заключается счастье семьи, талисман счастья, драгоценность семьи. Рассматриваем вопросы подростковой сексуальности, проблемы инфекций, передаваемых половым путем, формирования навыков ответственного поведения. Дети получают информацию в доступной форме.

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции в трудных ситуациях.

Наибольшие трудности у подростков наблюдаются в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, недоверчивости, вспыльчивости, эмоциональной холодности. Мы включаем игры и упражнения, которые помогают снять напряжение, знакомят со способами саморегуляции своего эмоционального состояния, например: «Листок гнева», «Мой обидчик», телесно-ориентированные техники, слушание музыки, библиотерапию и т.д. Через тему «Зачем и как регулировать настроение?» развиваем умение осознавать и выражать чувства в социально приемлемой форме. Дети составляют «Цепочку чувств от злости к спокойствию», коллаж и памятку «Способы повышения настроения».

Формируем у подростков умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций в различных жизненных ситуациях: в общении со взрослыми, сверстниками, в школе, детском доме, на улице. Закрепление знаний происходит через дискуссию на тему «Конфликты! Можно ли их избежать?», упражнения «Копилка трудностей», «Парное рисование»; моделирование ситуаций.

Мозговой штурм «Аукцион идей», упражнение «Совет друга» помогают найти способы для снятия негативных переживаний. Через упражнения «Провал сделки», «Ресурсное место» знакомим ребят с приемами, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля. Конструктивные способы реагирования на ситуации, вызывающие гнев, злость и тревогу, воспитанники изучают с помощью плакатов «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я справляюсь со своим гневом». Для закрепления полученных знаний провели конкурс рецептов «Как поднять настроение».

Формирование позитивных личностных качеств.

Игры и упражнения направлены на формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Примерами заданий являются упражнения «Я горжусь собой», «Цветок достижений», «Мои особенности и преимущества». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Я-реальное, Я-желаемое», «Волшебная лавка» учат подростков видеть собственные достоинства и недостатки и принимать их в качестве необходимой части своего «Я».

Упражнения «Контакт глазами», «Поделись со мной» направлены на воспитание позитивных качеств личности. В игре «Волшебное зеркало» ребята находят сильные стороны каждого участника группы. Упражнения «Шаги к успеху», «Преодолей препятствие» способствуют развитию умений и навыков, необходимых для преодоления трудностей.

Склонность мыслить позитивно является важным ресурсом преодоления трудностей. Позитивное мышление влияет на выбор копинг-стратегий. Данную задачу мы решаем через  изменение иррациональных суждений на рациональные, формирование позитивного восприятия себя и окружающих, конструктивных стратегий совладания с трудностями, присутствие чувства юмора.

Каждая трудная ситуация нас чему-то учит, из любой проблемы можно извлечь урок. Восточная мудрость гласит «Упал, не вставай с пустыми руками». В малых группах проводим обсуждение различных психологических проблем, моделирование трудных ситуаций. Используем задания с применением терапевтических метафор, сказки, притчи и др. Информируем учащихся о конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в различных проблемных ситуациях. Мы эффективны, если владеем несколькими стратегиями.

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения мы проводим через упражнения «Провокационные тезисы», «Мифы», «Спорные утверждения», в которых побуждаем ребят высказываться «за» и «против» на предложенные тезисы, например: «От одной сигареты не развивается зависимость». Для осознания подростком проблемы, связанной с табакокурением, алкоголизацией, наркоманией, и изменения взглядов на проблему проводим упражнение «Жизнь с болезнью», в котором наглядно видно, что за любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Зависимость требует жертв в виде лишения близких людей, любимых увлечений, здоровья, семьи, работы. Зависимый человек не может контролировать ситуацию. Каждому ребенку предоставляем возможность самому найти решение задачи. В упражнении «Альтернативные способы получения удовольствий» дети предлагают интересные варианты такие, как общение с другом, природой, животными, занятия спортом, слушание музыки, рисование и другие.

Регулярно оформляется стенд, где были отражены темы «Победим стресс», «Считаешь ли ты себя самостоятельным?». Для детей подросткового и юношеского возраста оформлены памятки на темы «Психология настроения», «Как стать уверенным в себе» и др.
Для трудных подростков создан клуб «Подросток». На заседаниях клуба рассматриваем темы: «Здоровье – мое богатство», «Самопомощь в стрессовой ситуации», «Мой выбор». На первом заседании клуба познакомили подростков с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися со взрослыми и сверстниками. Работая в группах, ребята составили «Портрет современного подростка», перечислили его индивидуальные особенности.

Для закрепления полученных знаний мы проводим психологические конференции «Дороги, которые мы выбираем», «Как мы разрешаем конфликты», «Мой эмоциональный мир». Тексты выступлений и презентации готовят сами подростки. Выступления ребят имеют большой плюс: с подростками и юношами говорят на своем понятном языке.

Наши учащиеся занимают активную жизненную позицию. Они участвуют в различных мероприятиях: помощь ветеранам и участникам войны, забота о бездомных животных, сбор макулатуры, выездные концерты, конкурсы детского творчества, спортивные мероприятия, театральная деятельность.

Ресурсы помогают человеку адаптироваться к трудностям, поэтому, чем больше ресурсов имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с проблемной ситуацией.

Читать еще:


Новые материалы:

Из опыта организации проектной деятельности учащихся при обучении истории в школе :: Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе :: Урок истории в 7-м классе "Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации" :: Урок-рассуждение по теме "Россия – Родина моя" ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Интегрированный урок (история + информатика) по теме "Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов" :: Властелины вселенной ( Masters of the Universe ), 2019 :: Дом и дача/Дом и интерьер/Кухонная посуда и принадлежности/Сервировка стола/Предметы сервировки/Новый Год/Праздничный стол/Посуда / АРТИ-М / Набор из 6 тарелок плоских Грегори 722-117 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD