Развитие личностных ресурсов детей подросткового возраста как условие профилактики употребления ПАВ : Школьная психологическая служба

Подростковый возраст – особый период в развитии личности. Не зря его часто называют критическим. Подросток проходит «стажировку» на взрослого человека, еще не являясь им в полной мере. Складывается образ «Я», формируются жизненные и профессиональные планы, система ценностных ориентаций. Этот процесс сопровождается специфическими подростковыми реакциями (эмансипация от взрослых, группировка, хобби, самоутверждение). Подростки являются особо уязвимыми для наркогенного заражения. Им трудно справиться с плохим настроением и скукой, найти адекватный способ решения проблем жизненного смысла. Они не подготовлены преодолевать трудности.

Задача профилактической работы: сформировать способности, умения, навыки эффективного решения трудных ситуаций. Развитие способности к совладающему поведению предполагает формирование у подростка определенных личностных качеств – ресурсов. Ресурс – это то, что помогает противостоять трудной ситуации и эффективно решать ее. К ресурсам личности  Н.Е. Водопьянова относит знания, умения, навыки, опыт, модели конструктивного поведения, дающие возможность человеку быть более адаптивным и устойчивым к возникшим трудностям.

Свои ресурсы необходимо не только использовать при разрешении проблемы, а также «консервировать», то есть укреплять задолго до того, как подросток окажется в проблемной ситуации.

Работа по профилактике употребления психоактивных веществ включает в себя следующие направления:

  • формирование навыков общения и межличностного взаимодействия;
  • формирование навыков эмоциональной саморегуляции;
  • формирование позитивных личностных качеств.

Мы используем разнообразные формы психолого-профилактической работы с подростками: как групповые, так и индивидуальные. Групповые формы работы: психологическая игра, неделя психологии, психологическая конференция, тренинг, деловая игра, клуб «Подросток», круглый стол, фестиваль «Мир игры», психологическая олимпиада, конкурсы, коллаж, психологическая акция и др. Индивидуальные формы работы: занятие, консультация, письма детям, беседа, домашнее задание, ведение дневника, интервью, подбор литературы, написание реферата, разработка памяток и др.

Формирование навыков общения и межличностного взаимодействия.

В ходе занятий учим подростков умениям слушать, устанавливать контакт, высказывать свою точку зрения, просить о помощи, умению сказать «нет». Учим ребят ориентироваться в проблеме, отстаивать свои интересы, находить компромисс. Психологические игры «Все вместе», «Постройка моста» и другие способствуют закреплению умений понимать друг друга, строить совместную продуктивную деятельность.
Для развития навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций с подростками проводим дискуссии на темы «Что такое конфликт?», «Легко ли понять друг друга?». В ходе ролевой игры «В мире вещей» разыгрываем конфликты из жизни предметов (стол и солонка, парта и пенал, вилка и ложка), рассматриваем разные способы поведения в конфликте. Проигрывая ситуации, дети определяют, какой способ быстрее приведет к разрешению конфликта.

Проводим упражнения на выделение и ранжирование проблемных ситуаций, помогаем осознать субъективность в оценивании уровня трудности различных ситуаций. Техники «Шесть шляп», «Последствия» наглядно показывают, что произойдет, если ситуацию оставить без внимания.

Особое внимание уделяем обучению умениям противостоять групповому давлению и уверенному отказу от употребления психоактивных веществ. Помогаем подростку осознать, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. Учим различать виды объединения людей: группа, коллектив, компания, их цели и способы взаимодействия. Перед учащимися ставим проблемный вопрос: Что полезное тебе принесла группа? Кого ты считаешь знакомыми, а кого – друзьями? Можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с твоими интересами. Алгоритм «Оптимального Отказа» помогает воспитаннику выстоять групповому давлению.

В психологической акции «Право выбора» учащиеся выразили свое отношение к проблеме употребления психоактивных веществ, выделили причины зависимого поведения и предложили пути решения. В ходе акции ребята составили коллаж на тему «Мы выбираем жизнь».
Трудности вызывают у подростков взаимоотношения с противоположным полом. Знакомим с понятиями «дружба», «влюбленность», «любовь», предлагаем задуматься о своей будущей семье и взаимоотношениях в ней. В занятия включаем сказки, игры, обсуждение историй, ролевые игры и дискуссии. Акцент делаем на ценностях: в чем заключается счастье семьи, талисман счастья, драгоценность семьи. Рассматриваем вопросы подростковой сексуальности, проблемы инфекций, передаваемых половым путем, формирования навыков ответственного поведения. Дети получают информацию в доступной форме.

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции в трудных ситуациях.

Наибольшие трудности у подростков наблюдаются в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, недоверчивости, вспыльчивости, эмоциональной холодности. Мы включаем игры и упражнения, которые помогают снять напряжение, знакомят со способами саморегуляции своего эмоционального состояния, например: «Листок гнева», «Мой обидчик», телесно-ориентированные техники, слушание музыки, библиотерапию и т.д. Через тему «Зачем и как регулировать настроение?» развиваем умение осознавать и выражать чувства в социально приемлемой форме. Дети составляют «Цепочку чувств от злости к спокойствию», коллаж и памятку «Способы повышения настроения».

Формируем у подростков умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций в различных жизненных ситуациях: в общении со взрослыми, сверстниками, в школе, детском доме, на улице. Закрепление знаний происходит через дискуссию на тему «Конфликты! Можно ли их избежать?», упражнения «Копилка трудностей», «Парное рисование»; моделирование ситуаций.

Мозговой штурм «Аукцион идей», упражнение «Совет друга» помогают найти способы для снятия негативных переживаний. Через упражнения «Провал сделки», «Ресурсное место» знакомим ребят с приемами, с помощью которых можно улучшить процессы эмоциональной саморегуляции и внутреннего самоконтроля. Конструктивные способы реагирования на ситуации, вызывающие гнев, злость и тревогу, воспитанники изучают с помощью плакатов «Как я справляюсь со своей тревогой», «Как я справляюсь со своим гневом». Для закрепления полученных знаний провели конкурс рецептов «Как поднять настроение».

Формирование позитивных личностных качеств.

Игры и упражнения направлены на формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Примерами заданий являются упражнения «Я горжусь собой», «Цветок достижений», «Мои особенности и преимущества». Упражнения «Темные и светлые мешочки», «Я-реальное, Я-желаемое», «Волшебная лавка» учат подростков видеть собственные достоинства и недостатки и принимать их в качестве необходимой части своего «Я».

Упражнения «Контакт глазами», «Поделись со мной» направлены на воспитание позитивных качеств личности. В игре «Волшебное зеркало» ребята находят сильные стороны каждого участника группы. Упражнения «Шаги к успеху», «Преодолей препятствие» способствуют развитию умений и навыков, необходимых для преодоления трудностей.

Склонность мыслить позитивно является важным ресурсом преодоления трудностей. Позитивное мышление влияет на выбор копинг-стратегий. Данную задачу мы решаем через  изменение иррациональных суждений на рациональные, формирование позитивного восприятия себя и окружающих, конструктивных стратегий совладания с трудностями, присутствие чувства юмора.

Каждая трудная ситуация нас чему-то учит, из любой проблемы можно извлечь урок. Восточная мудрость гласит «Упал, не вставай с пустыми руками». В малых группах проводим обсуждение различных психологических проблем, моделирование трудных ситуаций. Используем задания с применением терапевтических метафор, сказки, притчи и др. Информируем учащихся о конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в различных проблемных ситуациях. Мы эффективны, если владеем несколькими стратегиями.

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умения принимать правильные решения мы проводим через упражнения «Провокационные тезисы», «Мифы», «Спорные утверждения», в которых побуждаем ребят высказываться «за» и «против» на предложенные тезисы, например: «От одной сигареты не развивается зависимость». Для осознания подростком проблемы, связанной с табакокурением, алкоголизацией, наркоманией, и изменения взглядов на проблему проводим упражнение «Жизнь с болезнью», в котором наглядно видно, что за любое удовольствие надо платить… и не только деньги. Зависимость требует жертв в виде лишения близких людей, любимых увлечений, здоровья, семьи, работы. Зависимый человек не может контролировать ситуацию. Каждому ребенку предоставляем возможность самому найти решение задачи. В упражнении «Альтернативные способы получения удовольствий» дети предлагают интересные варианты такие, как общение с другом, природой, животными, занятия спортом, слушание музыки, рисование и другие.

Регулярно оформляется стенд, где были отражены темы «Победим стресс», «Считаешь ли ты себя самостоятельным?». Для детей подросткового и юношеского возраста оформлены памятки на темы «Психология настроения», «Как стать уверенным в себе» и др.
Для трудных подростков создан клуб «Подросток». На заседаниях клуба рассматриваем темы: «Здоровье – мое богатство», «Самопомощь в стрессовой ситуации», «Мой выбор». На первом заседании клуба познакомили подростков с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающимися со взрослыми и сверстниками. Работая в группах, ребята составили «Портрет современного подростка», перечислили его индивидуальные особенности.

Для закрепления полученных знаний мы проводим психологические конференции «Дороги, которые мы выбираем», «Как мы разрешаем конфликты», «Мой эмоциональный мир». Тексты выступлений и презентации готовят сами подростки. Выступления ребят имеют большой плюс: с подростками и юношами говорят на своем понятном языке.

Наши учащиеся занимают активную жизненную позицию. Они участвуют в различных мероприятиях: помощь ветеранам и участникам войны, забота о бездомных животных, сбор макулатуры, выездные концерты, конкурсы детского творчества, спортивные мероприятия, театральная деятельность.

Ресурсы помогают человеку адаптироваться к трудностям, поэтому, чем больше ресурсов имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с проблемной ситуацией.

Читать еще:


Новые материалы:

Сочиняем сказки вместе с детьми :: Коррекционная развивающая адаптивная программа подготовки детей к школе "Развивайся, играя!" :: Комплексное занятие по аппликации в средней группе с детьми ЗПР "Терем-теремок" :: Оберег для мамы :: Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ :: Анна Каренина. История Вронского, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Фран / Шкаф Фран ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD