Коррекционно-развивающая программа "Развивайка" : Школьная психологическая служба
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Коррекционно-развивающая программа "Развивайка" : Школьная психологическая служба

Пояснительная записка

Актуальность. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Это позволяет ученику в процессе обучения в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Основная цель программы – коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

Задачи программы:

  • развить познавательные способности (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • формировать внутреннюю позицию младших школьников;
  • развить коммуникативные навыки.

Научное обоснование программы. В серии статей Л.С. Выготского, помещенных в сборнике «Умственное развитие детей в процессе обучения», излагаются основы  теории, согласно которой обучение ребенка является внутренне необходимым и всеобщим моментом его умственного (психического) развития. При этом Л.С. Выготский подчеркивал не тождественность развития и обучения. Обучение выступает в качестве источника развития, формирующего у ребенка такие функции, которые без него вообще в развитии возникнуть не могут. Так, ребенок научился производить какую-либо операцию, но при этом он усвоил и какой-то структурный принцип, чья сфера приложения шире, чем только операции того типа, на которых этот принцип был усвоен. Этот пример, заимствованный Л.С. Выготским из исследований сторонников так называемой структурной психологии, выражает суть отношений между процессом обучения и развитием человека.
На основе углубленного анализа обширных фактических материалов, связанных с этими отношениями, Л.С. Выготский формулирует положение о том, что умственное развитие имеет два уровня:

1 уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым  завершенным его циклам;

2 уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.

Первый уровень можно определить, используя задачи, которые дети определенного возраста решают вполне самостоятельно, второй — используя задачи, которые дети того же возраста решают с помощью взрослых и товарищей, в сотрудничестве с ними. Однако эти же задачи дети через некоторое время (но для разных детей неодинаковое) начинают решать самостоятельно. “Зона ближайшего развития ребенка, — писал Л.С. Выготский, — это расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощью задач, разрешаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными его сотоварищами” Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это “завтра” внутренне связано с тем, что происходит с ним “сегодня” в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, программа, учитывая актуальный уровень развития проводит коррекционно-развивающие мероприятия в зоне ближайшего развития с целью выравнивания.

Нормативно-правое обеспечение:

1. Закон «Об образовании» № 273 ФЗ от 29.12.2012;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

3. Постановление от 18 апреля 2012 г. N 343 «Об утверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации об образовательном учреждении»;

4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10.

Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование способностей, изучение продуктов деятельности, оценивание.

Ожидаемые результаты: при условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.

Условия реализации программы. Данная программа предназначена для работы с детьми 1-2 класса. Занятия проводятся в группах до 15 человек, один  раз в неделю. Общее количество занятий 34. Продолжительность одного занятия – 35-40 минут.

Структура занятия:

1. Психогимнастика. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.

2. Разминка. Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения.

4. Весёлая переменка. Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. Логически-поисковые задания. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию.

6. Корригирующая гимнастика для глаз. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

7. Графический диктант. Штриховка. В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Содержание уроков психологического развития:

  • развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
  • формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Практическая значимость, занимаемое место в курсе: коррекционно-развивающая программа используется в течение учебного года.

Программа включает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень познавательных процессов. («Запоминание 10 слов», «Четвертый лишний», «Кубики Косса», «Домик», «Лесенка», «Умение выстроить сюжет, установить логическую последовательность» и др.)

2. Коррекционно-развивающий блок. Цель - развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и др.

3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате развивающих воздействий.

Ограничение на участие в программе: если обучающийся имеет заключение ПМПК или иной документ, указывающий на диагноз или отклонение в развитии, то занятия проводятся индивидуально.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, экран,  стулья, столы.

Обучающиеся должны уметь:

  • Ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления (вправо, влево, вверх, вниз и др.).
  • Анализировать образец и копировать его без ошибок.
  • Верно выполнять словесные поручения.
  • Правильно называть формы и цвета предметов.
  • Безошибочно выполнять упражнения на коррекцию и развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.
  • Концентрировать свое внимание на задании, проявлять устойчивость внимания, переключение, распределение, зрительно анализировать.
  • Проявлять высокий уровень в запоминании слуховом, зрительном, моторном.

Тематическое планирование

занятий

Тема занятий

1

«Вводное занятие. Давайте познакомимся»

2

«Дорисуй и проверь»

3

«Маршруты»

4

«Буквы в воздухе»

5

«Необычное письмо»

6

«Графический диктант»

7

«Графическая сказка»

8

«Рисунок с противоположным свойством»

9

«Дорожки»

10

«Скопируй рисунок»

11

«Звучащие предметы»

12

«Скопируй точки»

13

«Самый, самый»

14

«Что изменилось?»

15

«Волшебный карандаш»

16

«Запомни и запиши»

17

«Поймай слово»

18

«Четвертый лишний»

19

«Пиктограммы»

20

«Спрятанные фигуры»

21

«Необычное письмо»

22

«Подбери слово»

23

«Послушай и ответь»

24

«Спрятанные фигуры»

25

«Мельница»

26

«Рисуем двумя руками»

27

«Перепутанный рассказ»

28

«Художник»

29

«Ребусы»

30

«Контуры»

31

«Найди отличия»

32

«Лишняя фигура»

33

«Закономерности»

Занятие 1.

Тема. «Вводное занятие. Давайте познакомимся».

Упражнение на знакомство, мотивационная беседа «Два пловца».

Задание 2.

Тема. «Дорисуй и проверь».

Упражнение «Рисуем по клеточкам», Игра «Футбол», «Дорисуй и проверь», «Самый, самый».

Задание 3.
Тема. «Маршруты».
Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Копирование», «Маршрут», «Перекрестное марширование», «Рисунок из фигур».

Задание 4.

Тема. «Буквы в воздухе».

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь», «Буквы в воздухе», «Перекрестное марширование», «Самый, самый».

Задание 5.

Тема. «Необычное письмо».

Упражнение «Колечко», «Графическая сказка», «Повтори движение», «Необычное письмо», «Свеча».

Задание 6.

Тема. «Графический диктант».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Самый, самый», «Раздели лист», «Графический диктант», «Маршрут».

Занятие 7.

Тема. «Графическая сказка».

Упражнение «Лезгинка», «Закрась фигуры», «Графическая сказка», «Самый, самый».

Занятие 8.

Тема. «Рисунок с противоположным свойством».

Упражнение «Лезгинка», «Рисунок с противоположным свойством», «Графический диктант», «Рисунок из фигур», «Самый, самый».

Занятие 9.

Тема. «Дорожки».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Закрась фигуры», «Дорожки», «Маршрут».

Занятие 10.

Тема. «Скопируй рисунок».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Необычное письмо», «Скопируй точки», «Лягушка», «Графический диктант».

Занятие 11.

Тема. «Звучащие предметы».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Спрятанные фигуры», «Поймай слово», «Необычное письмо», «Звучащие предметы».

Занятие 12.

Тема. «Скопируй точки».

Упражнение «Колечко», «Скопируй точки», «Запомни и запиши», «Контуры», «Кулачки».

Занятие 13.

Тема. «Самый, самый».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Самый, самый», «Маршрут», «Переплетенные линии», «Звучащие предметы».

Занятие 14.

Тема. «Что изменилось?»

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Что изменилось?», «Копирование по точкам», «Перекрестное марширование», «Маршрут».

Занятие 15.

Тема. «Волшебный карандаш».

Упражнение «Восьмерка», «Волшебный карандаш», «Скопируй точки», «Лезгинка», «Маршрут».

Занятие 16.

Тема. «Запомни и запиши».

Упражнение «Колечко», «Спрятанные фигуры», «Закрась фигуры», «Поймай слово», «Запомни и запиши», «Кулачки».

Занятие 17.

Тема. «Поймай слово».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Поймай слово», «Волшебный карандаш», «Графический диктант», «Что изменилось?», «Огонь и лед».

Занятие 18.

Тема. «Четвертый лишний».

Упражнение «Лягушка», «Найди отличия», «Сравни», «Четвертый лишний», «Копирование по точкам», «Огонь и лед».

Занятие 19.

Тема. «Пиктограммы».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Пиктограммы», «Найди пару», «Ухо-нос».

Занятие 20.

Тема. «Спрятанные фигуры».

Упражнение «Лягушка», «Найди существенное», «Графический диктант», «Спрятанные фигуры», «Огонь и лед».

Занятие 21.
Тема. «Необычное письмо»
Упражнение «Восьмерка», «Послушай и ответь», «Необычное письмо», «Ухо-нос», «Найди отличия», «Волшебный карандаш».

Занятие 22.

Тема. «Подбери слово».

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь», «Подбери слово», «Запомни и запиши», «найди существенное», «Кулачки».

Занятие 23.

Тема. «Послушай и ответь».

Упражнение «Лезгинка», «Сравни», «Послушай и ответь», «Перекрестное марширование», «Графический диктант».

Занятие 24.

Тема. «Спрятанные фигуры».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Найди существенное», «Найди пару», «Спрятанные фигуры», «Мельницы».

Занятие 25.

Тема. «Мельница».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Найди пару», «Расскажи о…», «Художник», «Мельница».

Занятие 26.

Тема. «Рисуем двумя руками».

Упражнение «Колечко», «Контуры», «Копирование по точкам», «Рисуем двумя руками», «Перекрестное марширование».

Занятие 27.

Тема. «Перепутанный рассказ».

Упражнение «Лезгинка», «расскажи о…», «Перепутанный рассказ», «Перекрестное марширование», «Найди отличия».

Занятие 28.

Тема. «Художник».

Упражнение «Восьмерка», «Закономерности», «Художник», «Послушай и ответь», «Ухо-нос».

Занятие 29.

Тема. «Ребусы».

Упражнение «Лезгинка», «Ребусы», «Раскрась по маршруту», «Перекрестное марширование», «Послушай и ответь».

Занятие 30.

Тема. «Контуры»
Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Копирование по точкам», «Контуры», «Художник», «Часть - целое», «Огонь и лед».

Занятие 31.

Тема. «Найди отличия».

Упражнение «Колечко», «Рисуем по клеточкам», «Ребусы», «Кулачки», «Найди отличия», «Рисуем двумя руками».

Занятие 32.

Тема. «Лишняя фигура».

Упражнение «кулак – ребро - ладонь», «Лишняя фигура», Рисунок двумя руками«, «Ухо-нос», «Рисуем по клеточкам».

Занятие 33.

Тема. «Закономерности».

Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием», «Ребусы», «Закономерности», «Раскрась по маршруту», «Угадай по признакам», «Кулачки».

Список использованной литературы

  1. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова - Вологда, 2000. - 157 с.
  2. Баданина Л. П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога // Начальная шк. – 2007. - N 7. - С. 18-21.
  3. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная шк. плюс до и после. - 2009. - N 12. - С. 59-62.
  4. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 1998. - 358 с.
  5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2005. - 142 с.
  6. Гончарова Г. А. Формирование социально-психологической адаптации школьников и учащихся профессиональных училищ // Гигиена и санитария. - 2012. - N 2. - С. 30-33.
  7. Горбунов Н. П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - N 8. - С. 9-13.
  8. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная шк. - 2009. - N 1. - С. 8-9.
  9. Ивановская О. Г. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная шк. – 1999. - N 1. - С. 61-63.
  10.  Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.
  11.  Крайнова Ю. Н. Адаптация школьников к обучению в среднем звене, как психологическая проблема // Практ. психология и логопедия. - 2009. - N 1. - С. 51-54.
  12.  Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
Читать еще:

Новые материалы:

Повторительно-обобщающий урок по изучению курса "Наглядная геометрия" на тему: "Геометрическое путешествие" :: Урок конструирования по теме "Симметричные фигуры" (3-й класс) :: Урок русского языка в начальной школе "Глаголы-исключения" :: Урок окружающего мира в 1-м классе "Символы нашей Родины" :: Кальций и его соединения :: Четверо против банка ( Vier gegen die Bank ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru