Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки" : Русский язык

Урок по теме: "Комплексный анализ текста Н.Сладкова "Январь. Белые фигурки" : Русский язык

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова “Аленушка”, И.Грабаря “Февральская лазурь”.

ЭПИГРАФ:

“…и вот сама идет волшебница зима”.

А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна - зеленый, осень – золотой, а зима – белый-белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

3. Проверка домашнего задания.

Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.

4.- А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.

5. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).

Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.

На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

6. Словесное рисование.

Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию (картину) вы бы нарисовали к этому тексту?

Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.

Вопрос: Перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.

Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.

Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом “кадре”.

7. Комплексный анализ текста.

Открываем текст. Прочитайте его выразительно.

А) Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).

Б) В чем, по-вашему, заключается главная мысль? (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно связана идея).

В) Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).

Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид связи предложений в тексте (структурно предложения связаны цепным и параллельным способом).

1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.

2 с 1 при помощи местоимения они.

3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; единство временного плана – план настоящего времени.

4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.

Д) Что доказывает, что это зима? (какая лексика? – зимняя)

Выделить ключевые слова и записать (январь, снега, сугроб, зима, белый).

Е) Определите, слова какой части речи преобладают в тексте?

1 группа – посчитать глаголы (18)

2 группа – прилагательные (14)

3 группа – существительные (32)

Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных (последовательность действий), (это текст-повествование).

Ж) Задание по группам:

I. Определите значение глаголов совершенного вида (указывают на завершенность действия, результат).

II. Найдите среди прилагательных повторяющиеся, определите их грамматическое значение (белый – вызывает в памяти множество образов. Каких?

Белая береза, белый свадебный наряд, белокаменная церковь).

III. Выделите суффиксы существительных. Какие это суффиксы? Какую роль играют в тексте?

Выступление со своими сообщениями (каждая группа).

Выводы:

З) Какие слова, кроме прилагательного “белый”, еще повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).

Почему слово “вдруг” встречается на стыке двух предложений?

Почему слова “зашепчутся” стоят рядом?

Проанализируйте фонемный состав слова.

И) Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? (олицетворение, эпитеты)

Запись в тетрадь:

Олицетворение Эпитеты
Прилетают снега молчаливых снегов
Зашепчутся деревья дремучих
Пришла зима диковинные
Утонул лес причудливые

К) Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все ее предложения (в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о январе, о зиме).

Какие предложения в тексте?

Объясните знаки препинания в первом предложении.

Назовите однородные члены.

Какие виды орфограмм?

Разбор предложения.

Вывод

8. Домашнее задание:

На “3” - нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова “Январь”.

На “4” и “5” - создать свою миниатюру на тему “А за окном зима” по типу миниатюры Сладкова.

9. Итоги урока.

10. Рефлексия.

Читать еще:


Новые материалы:

Совершенствование лексико-грамматического потенциала, развитие речевых способностей учащихся на уроках внеклассного чтения :: Библиотечный урок "Старая-старая книжка" :: Урок-игра "Умей себя вести" :: Интегрированный урок в 6-м классе по теме: "Портрет в искусстве" :: С.Л. Прокофьева. "Сказка про маму" :: Киллер поневоле ( Un petit boulot ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
В гостях у Элис ( Home Again ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD