Дидактический материал по русскому языку "Пушкинские страницы", 6-й класс : Русский язык

И в жизни сей мне будет утешенье:
Мой скромный дар и счастие друзей.

А.С.Пушкин

Пушкин говорит с нами всю нашу жизнь. И постепенно входит в неё как знакомец. Вот почему важно знать, какой он был. С кем дружил, кого любил. А чего терпеть не мог.

Имя существительное

И.И. Пущин (1798-1859)

1. а) Выразительно прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно назовите все имена существительные. Почему некоторые из них заключены в кавычки?

Учился А.С. лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или “Илиаду” и “Одиссею”.

Не довольствуясь тем, что ему д…вали, он часто заб…рался в к…бинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из клас…иков фр…нцузских и философов 18 века. Страсть эту ра…вили в нём … р…дители, читая ему вслух занимательные книги.

… немудрено, что 9-летнему мальчику зах…телось попробовать себя в искус…тве подр…жателя и …делаться автором. Первые его попытки были … на французском языке, хотя учили его и русской грамоте.

(Ольга Павлищева, сестра поэта)

б) Прочитайте. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов, пользуясь толковым словарём. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие к…меди и самому ра…ыгрывать их перед с…строю, которая в этом случае сост…вляла всю публику и пр…изн…сила свой суд. Однажды она как-то осв…стала его пьеску “Пох…титель”.

Он (не)обиделся и сам на себя нап…сал эпиграмму (по-французски).

Скажи, за что “Пох…титель”
Освистан партером?
Увы, за то, что бедняга сочинитель
Похитил его у Мольера.

2. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Подготовьте текст для письменного пересказа.

В жизни Пушкина лицейская дружба оставила неизгладимые следы. До сих пор, когда произносят слово “лицей”, в воображении встают : братство, благородство, высокие помыслы, любовь к свободе.

А друзья – ах, какие были друзья!.. Спасали, верили, любили, приезжали в ссылку.

Учителям в Лицее было нелегко с ним. Такой шалун, озорник и непоседа! Но это была не энергия хулиганства. А энергия таланта. И сверстники и взрослые быстро догадались, что Саша Пушкин – талант. Всегда он был счастлив в друзьях и учителях.

(Ольга Кучкина. “Пушкин”)

3. Найдите в тексте имена собственные. Выполните морфологический разбор 2-3 имён существительных мужского и женского рода.

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Это все знают. Но всё-таки стоит представить себе: признанный, крупный, приближенный к царю поэт и – толстогубый мальчик, то весёлый, то задумчивый, с выпуклыми глазами под высоким лбом, смесь русской и негритянской крови. Как Державин угадал, что из него вырастет Пушкин?

(Н.Я. Эйдельман “Пушкин и декабристы”)

4. Словарный диктант.

Стари(н, нн)ые сказки, соверше(н, нн)ое знание, обыкнове(н, нн)о, к…сается, к…снулся, искре(н, нн)ость, односторо(н, нн)ость, глубокомысле(н, нн)ый, распол…жжение, в геометрии, в поэзии, грамматика, обычай, из…снять, ничего, (не)произведёшь, душевное спокойствие, вдохновение, творческий под…ём.

<Рисунок 1>

5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Необычайной была дружба этих двух людей. “Шесть лет соед…нения” в Лице… . Затем, в 1817-1819 г.г. довольно редкие встречи в Петербург… , у общих знакомых. Наконец, единственный день, проведённый вместе, - 11 января 1825 г., когда Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском.

И всё. Больше они никогда (не)виделись. 11 лет Пушкин знал, что Пущин заживо похоронен “в мрачных пропастях земли”. Но дружба (не)осл…бела :

М…лю св…тое провиденье:
Да голос мой душ…твоей
Д…рует то же ут…шенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Выпишите сначала существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а потом – неодушевлённые. Назовите имена собственные и нарицательные.

Пущин и Пушкин сразу же подружились. Их комнаты оказались рядом. Александру досталась комната под № 14. Пущину-№ 13.

Два месяца, что отделяли вступительные экзамены от открытия Лицея, провели вместе, гуляя в Летнем саду и развлекаясь в доме на Мойке. Первый лицейский друг был обретён. Он оказался бесценным.

7. Прочитайте. Укажите несклоняемое существительное. Определите род, число и падеж всех имён существительных. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Учился Пущин пр…красно. Л…цейские прозвища, данные ему товарищ…ми, были Иоанн Великий, или эквивалент того же имени – Больш…й Жанно. Пушкин считал, что рус…ким языком Больш…ой Жанно вл…деет пр…восходно. Лучше всего его друг док…зал это в своих “Записках о Пушкине”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

8. Найдите в тексте имена собственные. Запишите те из них, которые показались вам особенно забавными, смешными.

Влияние личности и образа мыслей Пущина на Пушкина очень значительно. Большой Жанно не раз охлаждал горячую голову темпераментного Француза, которого в Лицее звали ведь ещё и “помесью обезьяны с тигром”. Верный своему характеру, Пущин никогда, с отроческих лет, не боялся сказать другу правду.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

9. Прочитайте. Объясните постановку запятых при обращении. Первые четыре выделенных слова разберите как часть речи письменно, остальные – устно. Напишите свободный диктант по этому тексту.

В числе немногих лицеистов Пущин был выпущен в военную службу – офицером в гвардию. Никого это не удивило. Стройный красавец, один из первых на кавалерийских занятиях, проводившихся в Лицее (здесь, между прочим, и Пушкин не отставал), Пущин обещал стать блестящим гвардейским офицером. Соученики его, правда, шутили в одной из так называемых национальных песен Лицея:

Не тужи, любезный Пущин,
Будешь в гвардию ты пущен…
Мы ж нули, мы нули,
Ай люли, люли, люли.

В.В. Кунин “Друзья Пушкина”

10. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите предложение, соответствующее схеме: А: “П”. Подчеркните обращения.

Но неподдельное глубокое уважение товарищей сопровождало Большого Жанно чуть ли не с детских лет. Он был для лицеистов живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. К нему невозможно было даже применить известную лицейскую прибаутку, которой чугунники охотно потчевали друг друга: “Ах, братец, если бы ты был столь же умен, насколько глуп, - мудрее тебя, братец, не найти на целом свете”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

Для любознательных:

К выпуску первого курса каждый лицеист получил чугунное кольцо на память. Они всю жизнь так и называли сами себя: “чугунники”.

11. а) Прочитайте. Определите основную мысль текста. Выпишите слова, в которых пропущены буквы:

1) в окончании,

2) в корне,

3) в приставке.

Пущин стоял чуть-чуть особняком: лицейское братство было ему близко, лицейское панибратство не всегда. Но всего ближе был ему будущий пароль дек…бристов: “ честь, польза, Россия”.

14 декабря 1825 г. на площад… Пущин принял командование теми ч…стями, командиры которых струсили и п…прятались. Вовремя п…дав нужную команд…, спас от гибели многих солдат. Он ост…вался на площад… до картечных выстрелов и п…кинул ее одним из последних. Бывший на нем плащ деда-адмирала ок…зался пр…стреленным в нескольких местах.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Письменно ответьте на вопрос: “Какие черты личности Пущина раскрываются в этом отрывке?”

12. Спишите, обозначьте условия выбора орфограмм. Определите род выделенных слов.

В 1842 году в Тобольск…, в ссылк… у Пущина р…дилась доч…Анна. Она была очень музыкальной. И Пущин нап…сал п…сьмо Матюшкину с просьб… пр…слать рояль. Ему пр…слали не рояль, а настоящее произведение иску…тва: белый, с великолепной инкрустацией. Деньги на этот рояль с…брали лицеисты по по…писк… . И гордый Пущин бе…прекословно пр…нял этот дар.

(С.В. Русина)

13. Напишите письмо одному из ваших друзей и расскажите в нём, что нового узнали вы об А.С. Пушкине и его лицейском друге И.И. Пущине. Какое обращение вы используете в начале письма? Каким обращением закончите?

14. а) Диктант. Озаглавьте текст. Подчеркните существительные и обозначьте их падеж. На какие виды орфограмм пропущены буквы? Первое предложение третьего абзаца разберите синтаксически.

Кони н…сут(?) ся среди сугробов. Вдруг крутой поворот. Сани неож…дано ост…новились у крыльца при гром… к…локольчика.

Пущин оглядывает(?)ся и вид…т на крыльц… Пушкина. Он ст…ит б…сяком, в одной рубашк…, с подн…тыми вверх руками. Друзья обнялись.

Пр…б…жала ст…руха и застала друзей в об…ятиях. Пушкин и Пущин в…шли (в)комнату, которая была возле крыльца. …кно вых…дило (во) двор, через которое он увид…л кибитку. В комнат… ц…рил поэтический бе…порядок. Кругом в…лялись листы бумаг…, обкусанные пер…я.

<Рисунок 2>

б) Узнали ли вы, кто была старуха, встретившая И. Пущина? Как её звали?

Имя прилагательное

А.А. Дельвиг (1798-1831)

<Рисунок 3>

1. Прочитайте. Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте падеж, род, число имён прилагательных. Подчеркните их как члены предложения.

“Никто на свете не был мне ближе Дельвига”, - написал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга. Антон Дельвиг носил баронский титул. Дельвиг - старший был помощником коменданта Московского Кремля. По отцу он происходил из прибалтийских немцев. Дельвиг с Пушкиным гордились тем, что родились и провели детские годы в древней столице. Однако встретиться до Лицея им не довелось.

(В.В.Кунин “Друзья Пушкина”)

2.а) Выпишите из текста имена прилагательные. Определите, к какому разряду они относятся.

В Лицее Дельвиг отличался только познаниями в российской словесности, да и те не склонен был проявлять в классе. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане: он дремал.

Тогда и родилась полулегенда – полубыль о небывалой, феноменальной, неодолимой и всепобеждающей лености барона Дельвига. Пушкин отдал дань этим общим представлениям о Дельвиге:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Обозначьте в прилагательных приставку “не”. В стихотворном тексте подчеркните обращения.

3. а) Надпишите над прилагательным сокращённо падеж, число и род. Подчеркните относительные прилагательные как члены предложения. Докажите, что они являются относительными.

Дельвиг охотно поддерживал свою репутацию безмятежного ленивца:

Я благодарности труда
Ещё, мой друг, не постигаю!
Лениться, говорят, беда,
А я в беде сей утопаю.

Он даже сочинил шутливую надпись для своей будущей могилы: “Прохожий, здесь лежит философ – человек. Он проспал целый век ”.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подберите синонимы к слову безмятежный. Разберите 2-3 прилагательных письменно.

4. а) Прочитайте. Какие черты личности Дельвига раскрываются в этом отрывке?

Дельвиг не суетился, а размышлял. Он вовсе не чурался общества сверстников и пошалить был любитель. Лицеисты вспоминали, что Дельвиг был физически крепок: побороть его удавалось только лицейскому силачу Броглио. Медлительность Дельвига и впоследствии не проявлялась в тех случаях, когда нужно было вступиться за честь свою и друзей. Например, однажды он вызвал на дуэль литератора, агента 3 отделения Ф.В. Булгарина , и если бы Булгарин не струсил и не уклонился от поединка, быть бы кровавому столкновению.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

б) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Укажите разряды имён прилагательных по значению и форме.

5. Спишите. Обозначьте относительные и притяжательные прилагательные. Назовите фразеологизм в последнем предложении. Укажите условия выбора орфограммы – гласного в окончаниях прилагательных.

Пресловута… лень не помешала Дельвигу после Лицея стать душой пушкинск…го круга писателей, организатором многих литературн…х начинаний. К тому же Дельвиг сочинял стихотворн…е послания, песни, идиллии, оды. Это при том, что Дельвиг никаких наследствен…х капиталов на имел и должен бал всегда заботиться о хлебе насущном.

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

6. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Над качественными именами прилагательными надпишите букву к, над относительными – букву о. Произведите на материале текста разные виды разбора.

Когда первый курс приближался к выпуску, директор Е. А. Энгельгардт попросил Дельвига (сначала- Пушкина, но он так и не собрался) написать прощальную песню, которую можно будет спеть на выпускном вечере. Дельвиг исполнил просьбу и написал гимн Лицея, который знали наизусть все, кому в разные времена довелось учиться в этом заведении:

Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

(В.В. Кунин “Друзья Пушкина”)

7. Знаешь ли ты части речи? Укажите известные вам части речи. Какие слова вызвали у вас затруднение?

Эпиграмма

Ха-ха, хи-хи, Дельвиг пишет стихи.

Полагают, что ее написал Пушкин.

Для любознательных.

Эпиграмма – короткое сатирическое произведение.

8. Прочитайте выразительно текст. Подчеркните имена прилагательные в форме сравнительной степени как члены предложения. Над прилагательными сокращенно надпишите, какого они разряда.

Дельвиг навестил Пушкина в Михайловском в апреле 1825 года. Эту встречу реже описывают, чем зимний приезд Пущина. Но радости было не меньше. А.С.Пушкин посвятил этому событию и своему другу трогательные строки:

Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

А.С. Пушкин “19 октября” 1825г.

Для любознательных.

Пермесские девы – музы (от реки Пермесса, стекающей с горы Геликон).

Читать еще:


Новые материалы:

Организация дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка :: Урок письма в 7-м классе с использованием ИКТ "Маленькое чудо - письмо" :: Система работы над ошибками :: Урок русского языка в 4-м классе. Тема: "Правописание окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах (закрепление)" :: Программа элективного курса "Фразеологизмы как средства выразительности речи" :: Оверлорд (Overlord), 2018 :: Дом и дача/Интерьер/Зеркала/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Зеркала / Неман / Зеркало Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD