Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. "В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»" : Русский язык

Интегрированный урок по развитию речи, музыке и живописи в 9-м классе. Подготовка к сочинению — описанию картины. "В.М. Васнецов — «истинный богатырь русской живописи»" : Русский язык

Цель:

  • Развивать образное мышление обучающихся посредством музыкальных и художественных произведений;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;
  • собрать материал для сочинения – описания картины художника.

Задачи:

  • проанализировать жанровые, “сказочные”, исторические картины художника;
  • охарактеризовать героя музыкальными и изобразительными средствами;

Оборудование урока:

  • Программа “Живопись”. Мультимедийная презентация;
  • Картинная галерея В.М. Васнецова (цветные репродукции картин в формате А14);
  • Музыкальные фрагменты: М. К. Чюрленис “Прелюдия” фа-мажор, “Прелюдия” си-мажор, “Музыкальный момент” фа-диез-минор; Н. Раков “Тарантелла”; В. Присовский “Мечты”; А. П. Бородин “Богатырская симфония”.

Формы работы:

  1. Экскурсия.
  2. Групповая работа по картинам
  3. Музыкальные характеристики.

Базисные понятия:

  • аккорд – самостоятельное созвучие трех и более звуков;
  • арпеджированные аккорды – последовательное исполнение звуков аккорда;
  • диапазон – расстояние от самого низкого до самого высокого музыкального инструмента или певческого голоса;
  • имитация – подражание, подобие;
  • регистр – часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса;
  • симфония – жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине XVIII века.

Эпиграф:

Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. (В.М. Васнецов).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами находимся в картинной галерее одного из самых знаменитых художников XIX века Виктора Михайловича Васнецова.

Его называли “истинным богатырем русской живописи” не только благодаря образной связи с “богатырской” темой его живописи, но и благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, “национального” направления в русском искусстве.

Цель нашего урока – расширить представление о творчестве В.М.Васнецова, определить основные темы его творчества и собрать материал для сочинения-описания картины художника

  1. Краткая справка о художнике (искусствовед - школьник).

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году в далеком вятском селе в семье деревенского священника. Он рано начал рисовать, но по традиции должен был унаследовать профессию отца. Его отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

Вятская губерния славилась тогда местными художниками. Вышивка, резьба по дереву, разрисованные ложки и мебель, глиняные расписные игрушки. Знаменитые вятские пряники – все это видел любознательный и пытливый мальчик.

Природа края с ее холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Используя каждую свободную от учебы минуту, Васнецов рисует. На последнем курсе оставляет духовную семинарию и уезжает в Петербург в Академию художеств.

  1. Экскурсия

- Мы начинаем нашу экскурсию, в которой каждому из вас предстоит быть активным зрителем. Для плодотворной работы каждая группа получила вопросы и задания к работе, а также план сочинения-описания.

(Экскурсию по галерее ведут искусствоведы – школьники: делают обзор каждого периода творчества, рассказывая о картине, задают вопросы ученикам-зрителям)

  1. Жанровые картины Васнецова

- Первые шаги Васнецова в искусстве били непосредственно связаны с общим увлечением русских художников 1860–1870-х годов социально-обличительными темами. Его первые работы - жанровые картины “Молочница” и “Жница” (1867) - были разыграны в лотерею. На вырученные деньги Васнецов едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а затем становится учеником Академии.

В Академии началась дружба с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов он навсегда запомнил П.П.Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь успехам. “Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым”, - вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год. В печати молодого художника хвалили за зоркую наблюдательность, живую характерность типажа, доброжелательный юмор и демократические симпатии, с которыми он изображал чиновников, мещан, купцов, крестьян и просто “людей без роду и племени”. “Как типист Васнецов, бесспорно, будет одним из лучших русских художников, - отмечала критика. – Типы его оригинальны, разнообразны, в них нет карикатурности”.

Наблюдательность и огромный интерес к жизни народа проявились в его первых картинах “Нищие”, “Чаепитие”, “Рабочий с тачкой”, “Старуха кормит кур”. Следующие работы – “Книжная лавочка” (1876) и “С квартиры на квартиру” (1876) – закрепили за ним положение художника – жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

Особый успех выпал на долю картины “С квартиры на квартиру”.

Вопросы:

  1. Всмотритесь в картину “С квартиры на квартиру” (1876). Каково ваше впечатление от картины?
  2. Охарактеризуйте героев.
  3. Что вы можете сказать о деталях картины?
  4. Каков колорит картины?

В.В.Стасов одобрял художника за “трогательный, хватающий за душу сюжет”. На картине изображены несчастные одинокие старики, бредущие через замерзшую Неву в поисках дешевой квартиры с единственным дорогим им существом – мопсом, столь же старым и жалким. Небольшие узелки в руках составляют все их имущество.

Судьба бедных одиноких стариков, выброшенных на улицу в холодный морозный день, ищущих пристанища, взволновала художника. Глубокой печалью веет от картины, повествующей о бесприютной старости, о трагедии никому не нужных людей. Жизненная выразительность фигур, искренность сочувствия художника обездоленным определяют достоинства этой картины.

Задание:

- Послушайте произведения известного литовского композитора начала XX века Микалоюса Константинаса Чюрлениса (1875-1911) “Прелюдия” и “Музыкальный момент”.

- Какая из них, на ваш взгляд, передает характер картины?

  • “Прелюдия” - небольшая инструментальная пьеса. Размеренность движения мелодии говорит о том, что некуда спешить, жизнь почти прожита. Нечеткие арпеджированные аккорды как ходьба старого спотыкающегося человека. Музыка оставляет впечатление безысходной жизни, неоткуда ждать помощи.
  • “Музыкальный момент” - небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса. Это многоголосное (полифоническое) произведение. Каждый голос как этап жизни человека – молодость, расцвет, зрелость, старость.

Вопросы:

  1. Какое впечатление производит картина “Преферанс” (1879)?
  2. Каковы особенности освещения?
  3. Охарактеризуйте героев картины.

Ранние жанровые картины художника скромны по живописи, просты по композиции.

Картина “Преферанс” решена сложнее и интереснее других. Её сюжетная и образная разработка лишена однозначности. Изображение играющих в карты стариков преисполнено неподдельного комизма и острой жанровой характерности. Вместе с тем в нем отчетливо проступает авторское осуждение ничтожества и пустоты их страсти. Ни поздний час, ни красота и поэзия лунной ночи не в состоянии вывести игроков из всепоглощающего азарта карточной игры, придающего их существованию оттенок если не драмы, то фарса. Важную роль в картине играет освещение. Яркий золотисто – красноватый свет свечи выделяет лишь лица и руки игроков, фиксируя внимание зрителей на характерности мимики, поз и жестов; отдаленные углы комнаты погружены в глухой полумрак, контрастирующий с голубовато – синим, льющимся из окна лунным светом.

Однако, несмотря на успех у публики и на одобрение друзей и критики, занятия жанровой живописью не приносили Васнецову удовлетворения. В его сознании рождались иные темы, иные образы, смутные, но заманчивые и увлекательные

Задание:

- Послушайте “Тарантеллу” советского композитора Николая Ракова (род. в 1908г.). “Тарателла”- быстрый итальянский танец с характерными прыжками. Как композитору удается передать гротесковый характер происходящего? Каким образом мелодия передает временную удачу в картах?

Скачки в мелодии, то есть движение вверх как удача в карточной игре, а её прерывистость подчеркивает временную удачу.

  1. Исторические картины

- Перебравшись в Москву на постоянное место жительства, отмечает: “Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным”. В его творчестве “происходит решительный и сознательный переход от жанра”. В этом не было ничего неожиданного и внезапного: “Я всегда только Русью и жил. Как я стал из жанриста историком на несколько фантастический лад – на это ответить точно не сумею. Знаю только, что времена самого яркого увлечения жанром меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы”.

Первое серьезное воплощение этих “исторических грез” большое полотно “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880) – было встречено весьма противоречиво: одни расценивали его как отступление от темы. Другие хотели видеть в нем археологически точное изображение древнерусской баталии. И лишь немногие по существу и по достоинству оценили новую работу художника: “Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь, таких ещё не бывало в русской школе,” - писал Репин Стасову.

Вопросы:

  1. Какое литературное произведение легло в основу сюжета картины “После побоища Игоря Святославича с половцами”?
  2. Как художник показывает разделение героев на положительных и отрицательных (лицах, позах, цвете)?
  3. Как решено пространство картины?

- Заимствуя сюжет из древнерусского памятника “Слово о полку Игореве”, Васнецов не стремился к его иллюстрации: дух, поэзию “Слова…” хотел воссоздать он на холсте. Не историческая баталия, а фольклорно – поэтический образ старины волнует его. Вслед за неведомым автором “Слова…” художник славит подвиг во имя Родины. Он лишает картину точных атрибутов батальной сцены и прибегает к условностям: поле боя очищается от грязи и крови, и фигуры павших в бою воинов располагаются в ритмически повторяющиеся группы. В центре – юноша – княжич и русский воин – богатырь. Эти образы являются основными носителями героической идеи картины, их сознательно поэтизирует художник. Подчеркивает нарядность одежд, величественность поз, красоту лиц, не обезображенных смертью. Иначе изображены враги-половцы: их тела искривлены, позы некрасивы.

Новые задачи воссоздания художественного образа привели к существенной перестройке всей живописной системы художника: большой пространственный разворот композиционного построения; использование яркого цветового пятна. Общая гармония достигается уравновешенностью отдельных частей и присутствием легкой сероватой дымки, создающей впечатление сумеречного освещения и влажного вечернего воздуха. Выбор цвета тесно связан с эмоциональным характером каждого образа: он то мягок и нежен, чтобы подчеркнуть лирическую одухотворенность юноши, то торжественно наряден, подчеркивая мужество и благородство витязя, то резок и дисгармоничен в фигурах поверженных врагов.

Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России

  1. “Сказочные” картины

Картина “Алёнушка” (1881)

Жизнь в Москве складывалась для Васнецова счастливо. Здесь он нашел добрых друзей, сумевших понять его искания. Но особенно важную роль в его жизни и творчестве сыграло семейство Мамонтовых, известного мецената, богатого промышленника Саввы Ивановича Мамонтова, собравшего вокруг себя цвет русской интеллигенции. Летом многие художники приезжали в Абрамцево, имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Именно в Абрамцево художник написал одно из лучших своих произведений “Аленушка”.

Вопросы:

  1. Какие картины на сказочные темы написал Васнецов? (“Иван – царевич на Сером волке”, “Три царевны подземного царства”, “Богатыри”, “Спящая царевна”, “Снегурочка”).
  2. Каков колорит картины: какие цвета преобладают? Почему?
  3. Опишите Аленушку. Во что одета? Как выглядит? Почему Аленушку Васнецова трудно назвать сказочным персонажем? (Одета в простой крестьянский наряд: темно-синий сарафан, ситцевую голубую кофту, выцветшую от солнца и непогоды).
  4. Какое время года изображено на картине? Как пейзаж связан с содержанием картины?
    На сером камне около лесного озера одиноко сидит и печально смотрит в воду Аленушка. Вода в озере темная, стоячая, кругом приметы наступления осени: на темной воде плавают желтые опавшие листья. Листва берез золотистая. Листочки клена красные, небо по-осеннему покрыто облаками, виднеется розоватая полоска вечерней зари. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Густой дремучий таинственный лес стеной окружает Аленушку, словно защищая ее от злых напастей. Природа сочувствует горю Аленушки.
  5. Что означают листочки над головой Алёнушки?

Задание:

- Послушайте пьесу советского композитора Василия Присовского “Мечты”. Каким образом передается лирический характер Алёнушки? (Плавность мелодии с мягким сопровождением аккомпанемента подчеркивает светлую грусть героини).

Картина “Богатыри”

“Я работал над “Богатырями”, может быть, не всегда сдолжной напряженностью…но они всегда неотступно были передо мной, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом”.

Вопросы:

  1. Почему художник изображает трех богатырей? С какими литературными произведениями перекликается сюжет данной картины?
  2. Опишите внешность и характер Ильи Муромца (в центре). О каких подвигах Муромца вам известно?
    Васнецов разработал характеры своих персонажей в соответствии с былинными. В центре Илья Муромец. Он прост и могуч, в нем чувствуется спокойная и могучая сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен “благости, великодушия и добродушия” .
  3. Каким вам представляется Алёша Попович (справа)?
    Богатырь справа, самый младший, “напуском смелый” - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости. Он душа-парень, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
  4. Опишите Добрыню Никитича, внешность, характер.
    Третий богатырь - Добрыня Никитич – представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают “вежество” Добрыни, его знания, вдумчивость. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Герои конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена.
  5. Васнецов повышает линию горизонта. С какой целью?
    Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне белых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные краски – зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая особую декоративность полотну. Пейзаж с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.
    В 1898 году “Богатыри” заняли почетное место в Третьяковской галерее.
  6. Какое чувство вызывает картина?

Задание:

- Послушайте “Богатырскую симфонию” русского композитора Александра Порфирьевича Бородина (1833-1877). Дайте музыкальную характеристику основному образу картины. (Основной образ картины – мужественный, суровый, героический. Ритмическая четкость мелодии передает мужественное, героическое начало образов картины. А суровость передана с помощью низкого регистра, унисонного звучания).

Роспись Владимирского собора в Киеве 

В 1885 году В.Васнецов получает приглашение для участия в росписи Владимирского собора в Киеве. У него уже был опыт – роспись абрамцевской церкви Спаса. Это позволяет обратиться ему к созданию монументально – декоративного пространства. Верующий человек, в работе над храмом он начинает видеть свое настоящее призвание. “Его душа рвется к небу. Но прикреплена к земле,” - писал С.Булгаков, безоговорочно принявший его религиозную живопись. Успех васнецовских росписей был огромен. В них видели возрождение русского религиозного искусства.

Задание:

- Послушайте “Прелюдию” М.К. Чюрлелиса. Напевная величественная мелодия, её восходящее движение как стремящееся вверх соборное величие. Спокойное движение всего произведения передает внутреннее сосредоточение человека, состояние которого соответствует величию собора.

  1. Заключение.

- Изумительный труженик, Васнецов страстно искал эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях. Он был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века. “Десятки русских художников берут свое начало из национального источника – таланта В.Васнецова.” - писал М. Несторов.

  1. Домашнее задание:

- Опишите репродукцию любой понравившейся вам картины В.Васнецова, используя вопросы к картине и следующий план.

  1. Информация о художнике.
  2. Описание картины.
  1. Название картины. С чем оно связано?
  2. Чем картина привлекла ваше внимание?
  3. Что изображено на картине? Какова ее историческая основа?
  4. Какова композиция картины:
  1. каков композиционный центр;
  2. что изображено на переднем и заднем планах;
  3. в чем смысл такого размещения героев, предметов?
  1. Опишите героев: во что они одеты; пластика, выражения лиц.
  2. Общий колорит картины. Какие краски использует художник? Почему?
  1. Общее впечатление от картины. Каким человеком предстает для вас личность В.Васнецова?
Читать еще:


Новые материалы:

Совместная работа с родителями по воспитанию трудовых навыков через дополнительное образование :: Игра "Увлекательное путешествие в подводный мир морей и океанов" :: Консультация для родителей "Как добиться послушания от ребенка" :: Воспитание детей через приобщение к природе :: Творческий проект :: Душа компании ( Life of the Party ), 2018 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Биг Бен Модель 586 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD