Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте : Русский язык

Цели:

  • дать понятие о деепричастном обороте;
  • формирование навыка разграничения основного и добавочного действия;
  • нахождение деепричастного оборота и выделение его запятыми;
  • способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • фрагмент песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева;
  • рабочие листы учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация

1 слайд

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с деепричастием и подготовимся к сочинению: "Твори добро на радость людям:"

Ребята, как вы думаете, почему я решила поговорить с вами о доброте?

Ответы учащихся.

К сожалению, сегодня мы чаще сталкиваемся с равнодушием, безразличием, нежели с сочувствием, милосердием, отзывчивостью. Почему-то мы стесняемся проявить доброе отношение к людям, а ведь без доброты, по мнению В.А.Сухомлинского, невозможна душевная красота. Как вы думаете, когда появляется у человека чувство доброты?

Ответы учащихся.

Знакомство с темой урока ( 2 слайд) и целями изучения деепричастных оборотов (3 слайд)

4 слайд

Задание 1: выделите в предложении грамматическую основу.

Доброта зарождается в детстве и с годами становится сильнее.

5 слайд Ответ на задание 1 с дополнительным заданием

Объяснение нового материала.

Сколько глаголов-сказуемых в данном предложении?

Дополнительное задание: заменить первый глагол деепричастием и выпишите словосочетание с главным словом деепричастием.

Вспомните, что называется причастным оборотом?

Так что такое деепричастие с зависимыми словами?

6 слайд Ответ на дополнительное задание.

Доброта, зарождаясь в детстве, с годами становится сильнее.

Зарождаясь в детстве

Дополнительное задание: измените предложение, поставив деепричастный оборот в начало и в конец предложения, расставьте знаки препинания.

7 слайд Ответ на дополнительное задание.

8 слайд

Вывод: деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом; деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие; деепричастные обороты всегда обособляются.

9 слайд

Задание 2: выберите грамматически правильное продолжение предложения

Отдавая тепло сердца,

  • на душе появляется радость.
  • мир ответит тем же.
  • человек обретает душевную красоту.
  • возникают ростки светлых надежд.

10 слайд Ответ на задание 2

11 слайд Репродукция картины Шишкина. (физкульт. минутка)

12 слайд

Задание 3: образуйте с деепричастиями и подходящими по смыслу словами словосочетания (смотри слова для справок).

Появляясь, наполняя, просачиваясь, сострадая, распространяясь.

Слова для справок: на свет; сердце ребёнка добротой; в грудь; ближнему; на многое.

Дополнительное задание: придумайте и запишите предложения с образованными вами деепричастными оборотами

13 слайд

Полученные словосочетания:

  • появляясь на свет;
  • наполняя сердце ребёнка добротой;
  • просачиваясь в грудь; сострадая ближнему;
  • распространяясь на многое.

Что вы образовали? (Деепричастные обороты).

14 слайд

Примерные предложения:

Человек, появляясь на свет, имеет способность откликаться на чужую боль. Но эту способность необходимо развивать, наполняя сердце ребёнка добротой. Доброта, просачиваясь в грудь, вызывает покойную радость и желание помочь ближнему. Сострадая ближнему, человек учится любить. Любовь же, распространяясь на многое, даёт человеку новые силы и делает его мудрее.

  • Что у нас получилось? (Текст)
  • Какова тема текста?
  • Какая проблема поднимается в данном тексте?
  • Что обретает человек, если воспитывает в себе доброту?
  • Во всех предложениях текста есть деепричастные обороты. Напомните, пожалуйста, что называется деепричастным оборотом?
  • Какое действие обозначает деепричастие?
  • В каких случаях обособляется деепричастный оборот?

15 слайд

Самостоятельная работа

Задание1: найдите словосочетание, в состав которого входит деепричастие.

  • призывать к милосердию;
  • впуская в сердце;
  • откликнувшийся на беду;
  • воспитано с детства.

16 слайд

Задание 2: найдите предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному.

  1. Надо любить и ценить в человеке человека.
  2. Живое чувство сострадания растёт и ширится в творчестве русских писателей.
  3. Раздумывая о доброте, я вспоминал свои прошлые поступки.
  4. Милосердие надо воспитывать и поддерживать в человеке.

17 слайд

Задание 3: найдите предложение с деепричастным оборотом, расставьте пропущенные знаки препинания.

  1. Человек отдающий доброту другим наполняет своё сердце теплотой.
  2. Творите добро и мир ответит тем же
  3. Изъять милосердие - значить лишить человека нравственности.
  4. Призывая милость к падшим мы воспитываем в себе милосердие.

18 слайд

Задание 4: замените помещённое в скобках словосочетание с глаголом деепричастным оборотом и расставьте знаки препинания.

Человек (направлять шаги тропою доброты) помогает радость найти.

19 слайд Ответы по самостоятельной работе.

Итог урока

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Только ли о деепричастном обороте мы говорили?
  • Можем ли мы с вами сделать мир добрее? Что для этого нужно?

Вывод: Нужно в самом себе развивать чувство доброты, проявлять бескорыстную заботу о ближних. Иначе, как говорит Даниил Гранин, чувство доброты "слабеет и атрофируется".

20 слайд Изображение Храма Христа Спасителя и прослушивание песни "Твори добро" в исполнении Александра Медведева.

Дом. задание: мини-сочинение на тему: "Твори добро на радость людям" с использованием деепричастных оборотов.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Учет индивидуальных особенностей восприятия при обучении английскому языку :: "Праздник английского алфавита". 2-й класс :: Роль игры в преподавании английского языка :: Внеклассное занятие в форме деловой игры "Что? Где? Когда?" :: Урок английского языка по теме "Мой дом". Урок рефлексии. 4-й класс :: Конверт, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для прихожей/Шкафы / Васко / Шкаф Васко ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Решение задач по теме: "Преломление света", 11-й класс : Физика - Хелси и Смарт

Чтобы подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе, нужно его обучать, используя технологии этого общества. Компьютерная модель "Отражение и преломление света", разработанная компанией "ФИЗИКОН", позволяет учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся: компьютерная лабораторная работа и решение задач с последующей компьютерной проверкой.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».

Контрольно-измерительные материалы по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» : Физика

В статье представлены материалы для текущего контроля знаний в 10-м классе по теме «Основы молекулярно-кинетической теории», а именно: основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование, основное уравнение МКТ, температура и ее физический смысл. Три проверочные и две контрольные работы выполнены в нескольких вариантах.

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD