Интеллектуально-развлекательная игра-путешествие по стране Русского языка "Город Существительнск" : Русский язык

Интеллектуально-развлекательная игра-путешествие по стране Русского языка "Город Существительнск" : Русский язык

Цели :
1) Образовательные: повторить, закрепить в форме занимательной игры изученный материал по теме « Имя существительное как часть речи»
2) Развивающие: развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь)
3) Воспитательные: способствовать развитию любознательности, творческого воображения; воспитывать интерес к предмету, взаимоуважение.

Оформление, оборудование:

1)Презентация «Знаю ли я имя существительное»
2) Кроссворд
3)На доске: «Имя существительное- хлеб языка»
« Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»(загадка)
4)Карточки, ромашка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I Вступительное слово учителя.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие по стране Русского языка. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Отгадав загадку, вы узнаете по какому городу Русского языка мы будем путешествовать (загадка на доске).
- Да, этот город называется Существительнск.
Итак, займите места в нашем воображаемом автобусе, устраивайтесь поудобнее, а я познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия. Вы должны быть дружными, сообразительными, наблюдательными и быстро выполнять задания
.
Путешествие по станциям Существительнска.

1) Презентация «Знаю ли я имя существительное».

Учитель:- Посмотрите, перед вами дерево. На нем появятся плоды, если вы сможете правильно ответить на вопросы.(уч-ся отвечают на вопросы)

2) Учитель:- Как вы понимаете смысл слов Л.Успенского? (эпиграф)

- Да, о справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.
3) Полигон «Словесная перестрелка»
- Назвать существительное во мн. числе:
рука -
житель –
учитель –
человек –
ведро –
бедро –
метро –
цыпленок –
- А теперь наоборот – мн.ч. преобразовать в ед.ч.:
венцы –
концы –
щипцы –
орехи –
успехи –
доспехи –
- Слова м.р. преобразовать в слова ж.р.
повар –
купец –
портной –
- Слова ж.р. – в слова м.р.:
жница –
львица –
оса –
4) Площадь орфографии

а) Выборочный диктант: 1 ряд записывает сущ. 3скл., 2 ряд – остальные.
Мышь, задач, карандаш, тишь, дрожь, камыш, сокровищ.
-Продолжи запись, подобрав синоним:
доктор (врач)
поддержка (помощь)
родник (ключ)
сильный вихрь (смерч)
сила (мощь)
суп со свеклой и др. овощами (борщ)

  • Какую орфограмму повторили?

б)- Как поживают суффиксы существительных -чик, -щик?(работа с сигнальными карточками)
-От данных существительных образовать существительные с суффиксом-чик-щик(слова на экране)
Переплет- переписать-
Доклад- рассказать-
Бетон- зимовать-
Обман- заказать-
Спор- выдумать-
Стекло- разведать-

в) Творческое задание(в парах) :вставить пропущенные буквы, составить предложения:

Легким морозц…м ,бежать рысц…й,снежным дворц…м, под ослепительным солнц…м,задел плеч…м, неповторимым пейзаж…м.

5)СТАНЦИЯ разносклоняемых и несклоняемых имен существительных.

а)ИГРА «Собери семью разносклоняемых существительных»
(на листах написаны существительные, надо выбрать только разносклоняемые)
-В чем особенность разносклоняемых сущ.?
-Что необходимо помнить о написании этих сущ.?
-Вспомните пословицы с разносклоняемыми существительными.

б)Кроссворд. В ответах на вопросы использовать только несклоняемые существительные.

ВОПРОСЫ для кроссворда:
1.Название одной из российских футбольных команд.(«Динамо»)
2.Сигнальный щит, на котором автоматически показывают какие-либо результаты.(Табло)
3. Напиток из семян шоколадного дерева.(Какао)
4. Низкорослая шотландская лошадь.(Пони)
5. Сорт цветных ниток для вышивания.(Мулине)
6. Воздушное пирожное.(Безе)
7. Парный танец. (Танго)
8. Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.(Тире)

6. УЛИЦА Любопытная
1. Отгадайте, о ком идет речь -о девочке или о мальчике?

« Умница! - сказала мама.
«Что же ты за непоседа!»-воскликнула бабушка.
«Ну и копуша же ты!»-не выдержал отец.

-Как ,по-вашему, можно определить, к кому относятся эти слова? Что они обозначают?
Добавьте в предложения слово, чтобы было ясно, к кому обращаются.

  • Что можно сказать о роде таких существительных?

в) На листочках у вас написаны существительные общего рода (на экране рисунки) Поставьте рядом со словом +, если существительное отрицательно характеризует человека и -,если не дает отрицательной оценки:
Забияка-
Рева-
Обжора-
Работяга-
Соня-
Злюка-
Подлиза-
Непоседа,егоза-
Задира-
Вывод: существительные общего рода могут иметь отрицательную и положительную эмоциональную окраску.
«Работяга»-таких существительных в русском языке в последнее время появилось много (с суффиксом -аг,-яг): бедняга,трудяга,симпатяга,стиляга и др.

7) Давайте отдохнем и присядем на полянке «Театральная» (сценка «Экзамен Митрофана» из комедии Фонвизина «Недоросль»

8) Предлагаю вам спуститься к реке Морфологии ,а одному из вас-попробовать решить логическую задачу.( выполняет ученик на доске)
Логическая задача:
В предложениях,среди 2 одинаковых слов ,найти существительные и аргументировать свой выбор:

1На то и печь,чтобы в ней хлеб печь.
2 Снежное покрывало все поле покрывало.

-Располагайтесь,ребята, на берегу Морфологии поудобнее и постарайтесь быстро выполнить морфологический разбор существительных.(работа в парах, слова на листочках «ромашки»)

9 Станция «Литературная»

-Вспомните, о каких произведениях идет речь:

1. Герои Ж.Верна , проявившие мужество и самоотверженность.(«Дети капитана Гранта»)
2. «Все за одного , один за всех»-это девиз бесстрашных мушкетеров. (А. Дюма «Три мушкетера»)
3 «Не лежалось на окошке, покатился по дорожке» («Колобок»)
4Название приключенческого романа, где главный герой Санька Григорьев.(В.Каверин «Два капитана»)
5 Произведение отечественной литературы, относится к жанру научной фантастики.(А.Беляев «Голова профессора Доуэля»)

-Как на письме оформляются названия произведений,фильмов?
-Какие еще существительные относятся к собственным?

10 «Помоги ученику!»

Учитель:-Ребята, один нерадивый ученик Витя Тройкин не понял тему «Имена существительные собственные и нарицательные» и просит нашей помощи.
Задание: расставить знаки препинания

Улица Ю(ю)билейная,шоколад Б(б)елочка,кинофильм Д(д)невной дозор,сказка Т(т)еремок,город С(с)алехард,яхта Б(б)еда,конфета Т(т)узик, река Т(т)аз, село Г(г)аз-Сале.

ИТОГ МЕРОПРИЯТИЯ:

-Вот и заканчивается наше путешествие. Надеюсь, что оно было для вас полезным и увлекательным.

Учите русский –годы к ряду,
С душой, с усердием,с умом.
Вас ждет великая награда,
И та награда в нем самом.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок ОБЖ по теме "Военная форма одежды военнослужащих, воинские звания и знаки различия" :: Театр здоровья. "О, спорт – ты мир!" :: Урок по теме "Наводнение". 7-й класс :: Вечер ко Дню святого Валентина "Загадочные образы любви" :: Последний звонок. Концерт выпускников "Давайте заглянем в свой школьный альбом" :: Человек-невидимка ( The Invisible Man ) :: Прихожая/Вешалки напольные / TetChair / Вешалка напольная костюмная CH-4089 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD