Обобщая знания, полученные на уроках , закрепляем орфограммы : Русский язык

Обобщая знания, полученные на уроках , закрепляем орфограммы : Русский язык

ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыков.

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и систематизировать теоретические знания по изученной теме; вырабатывать умения выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты; способствовать развитию речи уч-ся.

(Тема и цели урока записаны на доске)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя

– Ребята, обратите внимание на цель и тему урока. На что они указывают?

– Как вы думаете, из каких частей речи состоит предложение, называющее тему урока?

– Что мы изучали на последних уроках? (деепричастие)

– Назовите деепричастие в этом предложении. Какие морфологические признаки деепричастий вам известны?

3. Итак, сделаем морфологический разбор деепричастия ОБОБЩАЯ.

(работа у доски)

ОБОБЩАЯ – особая форма глагола – деепричастие.

  1. Н. Ф. – обобщать
  2. МОРФ. ПРИЗНАКИ: несов . вид, неизмен. форма.
  3. Закрепляем (как?) обобщая.

4. Объясните знаки препинания.

– Что такое деепричастный оборот?

– Что вы знаете о знаках препинания при деепричастном обороте и деепричастиях?

– Всегда ли выделяются деепричастные обороты?

– Что является исключением?

– Фразеологические обороты.

– А что такое фразеологический оборот?

ФРАЗЕОЛОГИЗМ (от греч. фразис –выражение, оборот речи + логос – слово) – устойчивое словосочетание, равное по значению одному слову.

5. Приведите примеры фразеологических оборотов.

говорить положа руку на сердце;
слушать затаив дыхание
согласиться скрепя сердце;
работать не переводя дух;

На доске записаны предложения. Укажите, где запятые необходимы?

В каких предложениях деепричастия можно заменить глаголом, а в каких – наречием?

Хозяйка ловко месила тесто засучив рукава. Строители работали засучив рукава.

Девочка сидела на скамейке сложив на коленях руки. Бабушка не любила и не умела сидеть сложа руки.

Запятыми не выделяются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, молча, стоя, сидя, шутя и т. д.)

6. Редактирование текста

На плакатах записаны четверостишия с пропущенными знаками препинания. Перепишите, расставьте недостающие запятые.

Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка снег почуя
Плетется рысью как-нибудь. (А. Пушкин)

Холмы вырастая и в сумерках тая
И думу какую-то в складках тая
О том и молчат что совсем непростая
Совсем непростая планета моя. (Л. Козырь)

7. Образование деепричастий.

Игра «Кто быстрее?»

Делая морфологический разбор деепричастия, вы указывали вид.

Из предложенных глаголов необходимо образовать деепричастия: 1 вариант – деепричастия совершенного вида; 2 вариант – деепричастия несовершенного вида.

  • читать
  • рисовать
  • загореть
  • расстилать
  • открывать
  • распахнуть
  • прекратить
  • разговаривать
  • увидеть
  • накрыть

Побеждает тот вариант, который первым выполнит задание и объяснит его.

Объясните, каким правилом вы руководствовались при выполнении этого упражнения?

При помощи чего можно образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида? (при помощи суффиксов)

8. Развитие речи

Дома вам необходимо было придумать небольшие миниатюры-сказки на лингвистическую тему о деепричастии или о какой-то орфограмме, причастной этой форме глагола. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики зачитывают сочинения-миниатюры)

– Вы помните, когда в русском языке появился термин «Деепричастие»? (в XVII веке) Это слово введено М. Смотрицким, образовано путем соединения частицы дее (от дяти – делать) со словом причастие. Таким образом, оказывается, что деепричастие «причастно» к действию.

Часто бывает, что к одному глаголу могут относиться два, а то и более деепричастий, которые создают живописную картину действий.

Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька! (Э. Асадов)

9. Какая орфограмма у нас осталась без внимания? (Не с деепричастиями)

– Что вы знаете о правописании частицы не с деепричастиями?

– Кто подготовил рассказ на лингвистическую тему о данной орфограмме?

(Слушаем рассказ уч-ся)

10. Восприятие текста на слух

(стихотворение английского поэта Роберта Саути «Ладорский водопад» в переводе В. А. Жуковского). Выписать все деепричастия из стихотворения (в столбик). Попробуйте заменить их глаголами. Что у вас получилось? Ваши выводы?

11. Обобщение урока

12. Итог

13. Д. З.

Повторить контрольные вопросы и задания; составить предложения с деепричастиями на каждую орфограмму по данной теме.

Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок физики на тему "Лампа накаливания". 8-й класс :: Использование цифровой лаборатории "Архимед" на уроках физики и во внеурочной деятельности :: Урок физики на тему "Физика и здоровье человека" :: Расчет сложных цепей постоянного тока по I и II законам Кирхгофа :: Тема урока:."Решение задач с помощью рациональных уравнений" :: Золото ( Gold ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list37.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Еретики ( The Heretics ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD