Урок развития речи в 5-м классе. Лингвистический анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые" : Русский язык
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок развития речи в 5-м классе. Лингвистический анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые" : Русский язык

 Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Задачи:
-раскрыть сущностные характеристики творческой активности учащихся;
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.

Оформление:
1.Эпиграф: Слова бывают разные…( Ю.Синицын)
2.Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка.( Л.В.Щерба)
3.Текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
4.Рисунки учащихся про «глокую куздру», «бокра», «бокренка», «калушу», «калушат», «бутявку»
5.Словарная работа: Лингвистика (греч.) –лингва –язык наука о языке, языкознание
6.Презентация
7.Музыка Е.Шмакова и В.Шмакова «Восьмое чудо света», «Физкультура»
8.Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл « Бармаглот»

Ход урока.

I.Организационный момент. Слово учителя:
Ребята! Тема сегодняшнего урока - лингвистическая работа над текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые». Пуськи бятые. Что это такое?
Ю.Синицын пишет: «Слова бывают разные…».У известного лингвиста Л.Щербы есть фраза: «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка».
Посмотрите вокруг. Все на свете имеет свою форму. Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка, даже предметы, которые привыкли называть бесформенными (комок глины), на самом деле имеют форму.
У слов есть свои формы и образуются они с помощью грамматических средств.
Живут слова на берегах Лингвистики (греч.)-лингва - язык; наука о языке, языкознание. Жители Лингвистики – это звуки речи, словарный состав языка, части речи, словосочетания и предложения.
Изучая языки (русский, английский, татарский), важно понять, как, какими способами образуются слова. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет культуру речи. Культура речи – часть общей культуры человека.
Сегодня на уроке попытаемся научно осмыслить текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые».

II. Восприятие текста. Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».
( Закрыли глаза, включили «мысленный экран», слушаем).
-Понятен ли текст?
-К какому жанру относится?(сказка)

III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

2.Сделайте синтаксический разбор предложения:
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.

3.Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

5.Сделать морфемный разбор слов:
 калушаточки, усяпала, трямкают

6.Найдите в тексте и назовите
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

Динамическая пауза(Музыка В.Шмакова, Е.Шмакова «Физкультура»)

IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе.
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;
- Как переведете название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

2.Переводим текст на русский язык.
(Учащиеся работают над текстом под музыку Е.Шмакова, В.Шмакова «Восьмое чудо света»)

3.Заслушиваем тексты.

V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей,понаблюдать за языком.

 VI.Домашнее задание:
Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Читать еще:

Новые материалы:

Использование стандартных компонентов Microsoft Office :: Волшебник Интернет. 9-й класс :: Open Office. org Calc. Построение и форматирование диаграмм :: Модуль из первых трех уроков по теме "Технологии мультимедиа" :: Урок изобразительного искусства "Чудеса цвета" :: Вечеринка ( The Party ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru