Урок развития речи в 5-м классе. Лингвистический анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые" : Русский язык

Урок развития речи в 5-м классе. Лингвистический анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые" : Русский язык

 Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Задачи:
-раскрыть сущностные характеристики творческой активности учащихся;
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.

Оформление:
1.Эпиграф: Слова бывают разные…( Ю.Синицын)
2.Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка.( Л.В.Щерба)
3.Текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
4.Рисунки учащихся про «глокую куздру», «бокра», «бокренка», «калушу», «калушат», «бутявку»
5.Словарная работа: Лингвистика (греч.) –лингва –язык наука о языке, языкознание
6.Презентация
7.Музыка Е.Шмакова и В.Шмакова «Восьмое чудо света», «Физкультура»
8.Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл « Бармаглот»

Ход урока.

I.Организационный момент. Слово учителя:
Ребята! Тема сегодняшнего урока - лингвистическая работа над текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые». Пуськи бятые. Что это такое?
Ю.Синицын пишет: «Слова бывают разные…».У известного лингвиста Л.Щербы есть фраза: «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка».
Посмотрите вокруг. Все на свете имеет свою форму. Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка, даже предметы, которые привыкли называть бесформенными (комок глины), на самом деле имеют форму.
У слов есть свои формы и образуются они с помощью грамматических средств.
Живут слова на берегах Лингвистики (греч.)-лингва - язык; наука о языке, языкознание. Жители Лингвистики – это звуки речи, словарный состав языка, части речи, словосочетания и предложения.
Изучая языки (русский, английский, татарский), важно понять, как, какими способами образуются слова. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет культуру речи. Культура речи – часть общей культуры человека.
Сегодня на уроке попытаемся научно осмыслить текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые».

II. Восприятие текста. Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».
( Закрыли глаза, включили «мысленный экран», слушаем).
-Понятен ли текст?
-К какому жанру относится?(сказка)

III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

2.Сделайте синтаксический разбор предложения:
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.

3.Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

5.Сделать морфемный разбор слов:
 калушаточки, усяпала, трямкают

6.Найдите в тексте и назовите
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

Динамическая пауза(Музыка В.Шмакова, Е.Шмакова «Физкультура»)

IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе.
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;
- Как переведете название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

2.Переводим текст на русский язык.
(Учащиеся работают над текстом под музыку Е.Шмакова, В.Шмакова «Восьмое чудо света»)

3.Заслушиваем тексты.

V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей,понаблюдать за языком.

 VI.Домашнее задание:
Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле". 4-й класс :: Дифференцированный подход на уроках математики по УМК "Школа 2100" :: Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2-й класс :: Урок окружающего мира по теме "Лесные опасности" (технология РКМЧП). 2-й класс :: Внеклассное мероприятие по природоведению. 4-й класс. Тема: "Мы — часть природы" :: Кавалерия ( Horse Soldiers ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list26.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Мстители: Война бесконечности ( Avengers: Infinity War ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD