Урок развития речи в 5-м классе. Лингвистический анализ текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые" : Русский язык

 Цели:
-способствовать развитию творческого мышления, воображения, коммуникативной компетенции учащихся;
-обучать свободному сочинительству на лингвистической основе;
-воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре.

Задачи:
-раскрыть сущностные характеристики творческой активности учащихся;
-развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
-максимально выявлять, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
-помочь личности самореализоваться, познать себя.

Оформление:
1.Эпиграф: Слова бывают разные…( Ю.Синицын)
2.Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка.( Л.В.Щерба)
3.Текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые»
4.Рисунки учащихся про «глокую куздру», «бокра», «бокренка», «калушу», «калушат», «бутявку»
5.Словарная работа: Лингвистика (греч.) –лингва –язык наука о языке, языкознание
6.Презентация
7.Музыка Е.Шмакова и В.Шмакова «Восьмое чудо света», «Физкультура»
8.Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Л.Кэрролл « Бармаглот»

Ход урока.

I.Организационный момент. Слово учителя:
Ребята! Тема сегодняшнего урока - лингвистическая работа над текстом Л.Петрушевской «Пуськи бятые». Пуськи бятые. Что это такое?
Ю.Синицын пишет: «Слова бывают разные…».У известного лингвиста Л.Щербы есть фраза: «Глокая куздра штеко будланула бокра и куздрячит бокренка».
Посмотрите вокруг. Все на свете имеет свою форму. Мы любуемся формой облаков, удивляемся форме цветка, даже предметы, которые привыкли называть бесформенными (комок глины), на самом деле имеют форму.
У слов есть свои формы и образуются они с помощью грамматических средств.
Живут слова на берегах Лингвистики (греч.)-лингва - язык; наука о языке, языкознание. Жители Лингвистики – это звуки речи, словарный состав языка, части речи, словосочетания и предложения.
Изучая языки (русский, английский, татарский), важно понять, как, какими способами образуются слова. Ребята, помните: словарный запас без грамматики не составляет языка. Знание законов, норм, правил литературного языка составляет культуру речи. Культура речи – часть общей культуры человека.
Сегодня на уроке попытаемся научно осмыслить текст Л.Петрушевской «Пуськи бятые».

II. Восприятие текста. Чтение учителем сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые».
( Закрыли глаза, включили «мысленный экран», слушаем).
-Понятен ли текст?
-К какому жанру относится?(сказка)

III. Лингвистическая работа над текстом:
1.Расставьте знаки препинания в тексте.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку, и волит:
-- Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.А Калуша волит:
--Ой-е-е! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:
--Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые, от бутявок
дудонятся.А бутявка волит за напушкой:
--Калушата подудонились! Калушата подудонились!
Зюмо-зюмо некузявые! Пуськи бятые!

2.Сделайте синтаксический разбор предложения:
Калушата присяпали и бутявку стрямкали, и подудонились.( Простое, двусоставное, распространенное, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными сказуемыми) I- =и =I.

3.Сделайте морфологический разбор:
I По напушке( по чему?) – им.сущ.
II.Н.ф. (что?) напушка;
Пост.:неодуш., нариц., жен.р., 1скл.;
Непост.:ед.ч., дат.п.;
III. (по чему?) по напушке – дополнение.

4.Выписать однокоренные слова:
а)Калуша, калушата, калушаточки
б)Сяпала, усяпала, присяпала
в)Трямкают, стрямкали
г)Дудонятся, подудонились

5.Сделать морфемный разбор слов:
 калушаточки, усяпала, трямкают

6.Найдите в тексте и назовите
1 ряд - имена прилагательные:некузявая, дюбые,бятые;
2ряд – глаголы:сяпала,увазила,волит,присяпала, стрямкали, подудонились,вычучила, вздебезнулась, сопритюкнулась, усяпала, не трямкают,дудонятся,подудонились;
3 ряд – имена существительные:калуша, по напушке, бутявка,калушата, калушаточки, пуськи.

Динамическая пауза(Музыка В.Шмакова, Е.Шмакова «Физкультура»)

IV.Практическая работа над текстом. Свободное сочинительство на лингвистической основе.
1.Беседа по вопросам:
-Ребята, о ком этот текст?( о калуше, калушатах, бутявке);
-Опишите их по схеме(устно):
Форма, масса, характер;
- Как переведете название сказки?
( Птички маленькие. Детки маленькие. Детки шаловливые.)

2.Переводим текст на русский язык.
(Учащиеся работают над текстом под музыку Е.Шмакова, В.Шмакова «Восьмое чудо света»)

3.Заслушиваем тексты.

V.Выводы:
-Ребята! Можно ли, не зная лексического значения слова, определить грамматические средства языка?(да)
- А можно ли думать без слов?(нет)
-Возможно ли заучить слова и узнать язык?(нет)
-Какой же вывод нужно сделать?
Все, что люди создают в мире , действительно, человеческого, совершается при помощи языка. Без него немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и самое сложное.
Учитель: Сегодня на уроке мне хотелось не научить вас языкознанию, а заставить задуматься, попробовать по-новому отнестись к языку, прислушиваться к речи окружающих и своей,понаблюдать за языком.

 VI.Домашнее задание:
Переведите текст и сделайте грамматические задания:

Варкалось. Хливкие шорьки3
Пырялись по наве,
И хрюкотали2 зелюки,
Как мюмзики в мове4.
Л.Кэрролл «Бармаглот»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект открытого урока по литературе по теме "Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»" :: Урок внеклассного чтения. Устный журнал "Поэты пушкинской поры" :: Интегрированный урок русской литературы в 11-м классе "Любить – значит жить жизнью другой" (музыкальное изложение) :: Урок литературы в 6-м классе "Наш выбор – знаменитые романы" :: "Благородное сердце Васи". Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася" :: Развод по-французски ( Papa ou maman 2 ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Стенки для прихожей/Модульные прихожие / МСТ / Стенка для прихожей Диана-12 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Гимнастический мяч упражнения для похудения

Гимнастический мяч: упражнения для похудения : Уже несколько десятков лет в фитнесе используется такое новшество, как гимнастический мяч. Этот универсальный...

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD