Урок по теме "Категория состояния как часть речи". 7-й класс : Русский язык

Тема: Категория состояния как часть речи (7 класс)

Цели:

  • Обучающие:
    • дать понятие о категории состояния как части речи,
    • научить детей распознавать эту часть речи среди других,
    • использовать слова категории состояния в своей речи;
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся;
  • Воспитательные:
    • воспитывать толерантное отношение друг к другу;
    • развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;
  • Мотивационные:
    • сформировать у детей интерес к изучению русского языка;
  • Диагностические:
    • осуществить первичную диагностику общего уровня обученности детей;
  • Управленческие:
    • обеспечить четкую организацию учебного занятия.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • набор карточек с заданиями;
  • учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
  • доска.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Звучит музыка (П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»). Учитель читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Мороз и солнце» (1-й слайд Презентации).

– Какое настроение у вас вызвало это произведение? Оцените свое настроение при помощи карточек-подсказок.
– Вы сейчас называли слова, которые характеризуют ваше состояние.

2. Определение темы и целей урока

(Слайд 2)

– Сегодня вы познакомитесь с новой частью речи – категорией состояния, научитесь отличать слова категории состояния от наречий и употреблять их в речи.
Запись в тетради числа и темы урока.

3. Аналитический этап

1. Работа над определением категории состояния как части речи.

– Категория состояния – это самостоятельная часть речи. А какими признаками обладает любая часть речи?
(значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении)

а) Составление 1-й части схемы. (Слайд 3)

– Перед вами стоит задача: выяснить, что обозначает категория состояния, какими морфологическими признаками обладает, какую синтаксическую роль выполняет в предложении. Пользуясь материалом, представленным в учебнике (параграф 45), подготовьте ответы на вопросы (устно):

1) Какая часть речи называется категорией состояния. Какое значение выражают слова категории состояния – СКС? §45, упр. 276
2) В чем особенность СКС? §45
3) Какую синтаксическую роль выполняют СКС в предложении? §45
4) Как отличить наречия от СКС?

(Вопросы записаны на доске)

– Если есть вопросы, поднимите руку, я подойду.

Учитель консультирует.

б) Составление 2-й части схемы. (Слайд 3)

– Какое значение имеет категория состояния? Приведите примеры.
– Какими морфологическими признаками обладает?
– Какую синтаксическую роль выполняет в предложении?
– Сформулируйте правило. Приведите примеры.

2. Физминутка (Слайд 4)

Дети закрывают глаза и отдыхают под музыку (Франц Шуберт «Серенада»).

– Какое настроение овладело вами во время прослушивания этой музыки?
– Как вы думаете, зачем я предложила вам послушать этот музыкальный отрывок?

3. Различение слов категории состояния и других частей речи

– Сейчас проанализируем 2 предложения. (Слайд 5)
– Запишите предложения. Чем они различаются? Что в них общего? (слово ЛЕГКО)
– Определим, какую синтаксическую функцию выполняет слово ЛЕГКО в 1ом и во 2ом предложении. Одна ли это часть речи?
– Так на что надо обратить внимание, чтобы различить наречия и слова категории состояния?

(Схема на доске)

4. Работа со стихотворением. (Слайд 6)

– Прочитайте стихотворение выразительно.
– Найдём слова, похожие на категорию состояния и наречия
– Выпишем в два столбика части предложений с наречиями и СКС (пишу заголовки граф)

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

– А сейчас прочтите окончание стихотворения и найдите слова, которые обозначают состояние

4. Этап обобщения информации (Слайд 7)

– Вернёмся к определению категории состояния как части речи. Что же это такое? (1-2)
– Наша цель – научиться употреблять слова КС в речи

Работа с репродукциями картин (Слайды 8, 9)

– Какое настроение у вас создается при виде этой репродукции? Используйте СКС при ответе. Задание выполняете в паре, поэтому будьте внимательны друг к другу, старайтесь помочь товарищу.

5. Этап представления полученных результатов работы

(Презентация: представление получившихся рассказов – Послушаем, что у вас получилось)

6. Домашнее задание: напишите мини-сочинение на тему «Мой день рождения», используя СКС.

– Итак, что такое категория состояния? Дайте определение.
– Чему вы сегодня научились?

7. Выставление оценок

– Вы получили удовлетворение от урока? Как вы оцените своё состояние? Используйте СКС.
– Спасибо. А мне было легко, свободно, уютно, хотя и немного волнительно.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок информатики в 8-м классе по теме «Работа с редактором формул в Microsoft Word» :: Способы кодирования информации. Метод координат. 5-й класс :: MS Word. Элементы структурирования текста. Организационная диаграмма :: Анимация в Adobe Photoshop :: Системы счисления. Изучение нового материала :: Рок, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Детские столы/Растущие парты / ДЭМИ / Растущая парта ДЭМИ ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как накачаться за год

За сколько можно накачаться? Большинство начинающих спортсменов не могут составить четкую схему действий, ведь невозможно учесть все нюансы на старте, а...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как похудеть с помощью физических упражнений

Волшебное действие физических нагрузок! Худеем правильно! У П Р А Ж Н Е Н И Я Д Л Я П О Х У Д Е Н И Я К А К У Б Р А Т Ь Ж И Р С Ж И В О Т А И Б О К О В К А Л Л А Н Е Т И К А Д Л Я П О Х У Д Е Н И Я Система упражнений...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD