Урок-модуль "Не" с различными частями речи" 8–9-й классы : Русский язык
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок-модуль "Не" с различными частями речи" 8–9-й классы : Русский язык

Учебные элементы                              Учебный материал с указанием задания. Руководство по усвоению учебного материала.
Учебный модуль (УМ 2)

Учебный элемент:
УЭ 1

Входной контроль. Тест. Цель: диагностировать уровень подготовленности по теме «Не с различными частями речи»  на начальном этапе работы.  
А1.  В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Люди, (не) бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.
2) Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
3) В детстве Чехов был (не) истощим на выдумки.   
4) Андрей вошел в еще (не) освещенный холл гостиницы.

А2.   В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Нужная книга (не) прочитана.
2) Клементьев ушел, (не) ответив на наши вопросы.
3)  Это был (не) друг мой , а просто знакомый.
4) (Не) высказанный упрек светился в глазах Софьи Николаевны.

А3.   В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Утром по степи, (не) успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер.
2) Поэма состоит из отдельных  (не) завершенных глав.
3)Очень (не) легкий выдался денек! 
4) Мачеха сразу  (не) взлюбила падчерицу.

Сверьте свои ответы с приложением №1*.
За каждое правильно выполненное задание  поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ  1 – 1 балл.  Приступайте к выполнению УЭ 2.                                                                                   

 

 

Выполните тест 
( не более 5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.
Оцените свою работу.

(УМ 3)
УЭ 2
Цель: актуализировать знания и умения по теме  «НЕ с существительными, качественными прилагательными (полными и краткими) и наречиями на о, е».   
Задание 1.
Повторите   правило написания  не   с существительными, с качественными прилагательными в кратких и полных формах и наречиями на О, Е.
Правило:   Не с  существительными, качественными  прилагательными  в полной и краткой формах, наречиями на о-, е-  пишется слитно, если  не  употребляется без  не  или можно подобрать синоним  без  не; пишется раздельно, если  есть противопоставление с союзом а   или   рядом есть  слова вовсе не, далеко не, совсем не, нисколько не (отрицательные местоимения и наречия).
Задание 2. 
Выполните упражнение: раскройте скобки.
1 вариант
(не) легкое решение                                       (не) широкая, но длинная река
вести себя (не) принужденно                        кабинет (не) папин
читать (не) громко, но выразительно          (не) фарфоровая чашка
мне это вовсе (не) интересно                      очень (не) красивый зонт
2 вариант
1) Галки и вороны кружились  (не) сметными полчищами над вершинами деревьев.
2) Мы стояли на краю (не) глубокого оврага.
3) Перед (не) настьем коршуны кружатся (не) спокойно.
4) Под корневищами дубов темнеет снег (не) уловимо, густые поросли кустов охвачены (не) движным дымом.
5) (Не) вольно к этим  грус(?)ным берегам меня влечет  (не) ведомая сила.
6) Снежинки падали (не) редко, а густо, сплошной пеленой.
7)  Я сидел у окна и с (не) терпением ожидал окончания всех приготовлений.
3 вариант
(Не) большое, но крепкое  крылечко дома  еще  (не) много пахло сосной. Двери были раскрыты настежь, но  хозяев в доме  (не) оказалось. Вскоре с улицы прибежала Наташа. Я попросил показать мне сад. Мы (не) торопливо вышли из дома. В саду я  (не) ожиданно увидел  вовсе  (не) высокие  яблоньки и (не) пролазный  малинник. Рядом росли (не) обыкновенные  иссиня – черные кедры, по  - медвежьи угрюмы и (не) приветливы. По саду разливался смолистый аромат.

Сверьте свой ответ с приложением №2*.
Если ответ верен, то поставьте в свою карточку  учета знаний в УЭ 2- 1балл за задание 1 варианта, 2 балла за задание 2 варианта, 3 балла за задание 3 варианта. Если есть ошибки, поставьте 0 баллов  и обратитесь за помощью к учителю. Приступайте к  выполнению УЭ 3.

Выполнять упражнения можно  в соответствии с выбранным вариантом (1 -простой уровень,  2 -средний, 3 - сложный), но можно при выполнении отдельных заданий переходить с уровня на уровень

 

Выполняется в тетради  (8 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.
Оцените свою работу.
Будьте объективны.

(УМ3)
УЭ 3
Цель: актуализация знаний по теме «НЕ с причастиями».
Задание№1
Повторите  правило написания  не   с причастиями.
Правило: Не   с причастиями пишется раздельно, если причастие употреблено в краткой форме или есть зависимые слова (причастный оборот), а  также  если есть противопоставление с союзом а. Слитно пишется не с причастиями, если не употребляется без не, нет зависимых слов или  противопоставления с     союзом а..
Задание №2
Выполните упражнение: раскройте скобки
1 вариант.
Тропинка (не) освещена                                                       еще  (не) умеющий читать
(Не) убранное поле                                                               (не) расчищенные дорожки
Задача (не) решенная, а только начатая                              далеко (не) решенный вопрос
2 вариант.
1) (Не) засеянное поле (не) зазеленеет.
2) (Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.
3) (Не) жданный урожай голову кружит.
4) (Не) брани и (не) хвали того, кто (не) испытан тобою ни в деле, ни в пути.
5) (Не) умеющий ходить портит дорогу, (не) умеющий говорить портит речь.
3 вариант.
Расставить недостающие знаки препинания и раскрыть скобки.
В кабинете стало светло, но Пушкин (не) замечавший этого продолжал писать.   Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из – за стола и подошел к дивану чтобы прилечь но окинул разбросанные по столу бумаги и стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по еще (не) расчищенным от снега улицам. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами. Давно ему (не) дышалось так легко.    
Если нет ошибок, то поставьте в карточку учета в УЭ 3 –  1 балл за задание 1 варианта, 2 балла за задание 2 варианта, 3 балла за задание 3 варианта.
Если есть ошибки, поставьте 0 баллов  и обратитесь за помощью к учителю.       
Приступайте к выполнению УЭ 4.
 

 

 

 

Выполните (8 минут)  на листочках и сдайте на проверку учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.
Оцените свою работу.

(УМ 3)    УЭ 4 Цель: актуализация знаний и умений по теме «НЕ с глаголами и деепричастиями».
Задание№1
Повторите  правило написания  не   с глаголами   и деепричастиями, а затем выполните упражнение.
Правило: Не   с глаголами  и деепричастиями  пишется обычно раздельно, кроме случаев, когда  они  без  не  не  употребляются
Задание №2.
Выполните упражнение: раскройте скобки.
1 вариант.
(не)  исследовал местность;              (не) досмотрел представление
(не) ставя книгу на полку;                (не) смотря  по сторонам;
(не) досыпая из – за волнений;         (не) истовствовал всю ночь;
2 вариант.
1) Лукерья рассказ  свой вела (не) весело, (не) жалуясь и (не) напрашиваясь на участие.
2)Он (не) умеет переводить, (не) смотря в словарь.
3) (Не) смотря на духоту, она куталась в оренбургский платок.
4)Дождей  больших еще (не) было, и грязь на дорогах (не) успела размокнуть.
5) Умный знает и все – таки спросит, а (не) вежда и (не) знает и (не) спросит. 
3 вариант.   
Береза.
Удивительное дерево береза! (Не) один художник рисовал березовые рощи. Скромное, (не) броское дерево, но (не) пройдешь мимо, (не) заметив его. Кто (не) знает березового сока! В (не) большой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь (не) сколько минут и пьешь (не) напьешься из кружечки. (Не) торопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают (не) утомимые грачи, (не) успевшие еще закончить гнездо. Но (не) забудь замазать ранку глиной или смолой. (Не) достаточно воспевать березу,  нужно беречь этого доброго друга человека.

 Поменяйтесь тетрадями, проверьте сначала работу соседа самостоятельно, а затем   сверьте     ответы с образцом (см. приложение № 4*).
Сверьте свой ответ с образцом выполнения в приложении №4.
Если нет ошибок, поставьте в карточку учета знаний в УЭ 4 -  1балл за задание 1 варианта, 2 балла за задание 2 варианта, 3 балла за задание 3 варианта.  
Если есть ошибки, поставьте 0 баллов  и обратитесь за помощью к учителю. Приступайте к УЭ 5

Выполняется в тетради   (7 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль.
Оценивает работу  сосед по парте.

УМ 3)
УЭ5
Цель: актуализировать знания по теме «НЕ с местоимениями».
Задание№1.
Повторите  правило написания  не   с местоимениями.
Правило: Не с местоимениями пишется раздельно, если его от местоимения отделяет  предлог;  раздельно, если нет предлога.
Задание №2.
Выполните упражнение: раскройте скобки.
1 вариант         
(не) к кому обратиться                                   (не)  с чем сравнить написанное
(не) на что надеяться                                      увидеть (не) что сказочное
(не) чего делать                                              испытывать  (не) которую неловкость
(не) за что благодарить                                  достаточно  (не) скольких примеров
2 вариант
1) Через (не) которое время  (не) большая группа оленей появилась на поляне.
2) По темному небу золотым узором звезд написано (не) что торжественное, чарующее душу.
3) (Не) с кем мне поговорить и (не) кого послушать.
4) (Не) от кого было ждать ей поддержки.
5) Больше ждать было  (не) кого.

Сверьте свой ответ с образцом выполнения в приложении №5*.
Если нет ошибок, поставьте в карточку учета знаний в УЭ-5-  1балл за задание 1 варианта, 2 балла за задание 2 варианта.
Если есть ошибки, поставьте 0 баллов  и обратитесь за помощью к учителю. Приступайте к  УЭ 6.
3 вариант
Составьте  3  предложения  с отрицательными местоимениями, которые пишутся слитно с НЕ, и 3 предложения с отрицательными местоимениями, которые пишутся раздельно с  НЕ.

Карточку учета заполняет учитель. Приступайте к выполнению  УЭ 6.

 

 

 

Выполните (5 минут)          
работу в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдайте учителю на проверку.

(УМ 3)
УЭ 6
Цель: актуализировать знания по теме «НЕ с наречиями»
Задание№1.
Повторите  правило написания  не   с наречиями.
Правило: Не с отрицательными наречиями (образованными от вопросительных наречий когда? где? куда?) пишется всегда слитно.
Задание№2
Выполните упражнение: раскройте скобки.
1 вариант
(не) куда идти                                               (не) зачем волноваться
(не) откуда ждать помощи                          (не) когда разговаривать
(не) где поставить палатку                          (не)сколько  домов
2 вариант
Выполните упражнение: раскройте скобки и расставьте, где это необходимо, знаки препинания.
1) Они (не) не спали трое суток, почти (не) ели и даже (не) пили, (не) когда было, и (не) где было взять воды.
2)Утка  отлетев (не) сколько в сторону  опустилась в осоку.
3)До отхода поезда было еще (не) мало времени, спешить было (не) зачем.
4) Письма мне ждать было (не) откуда.
5) Такая была давка что яблоку (не) где было упасть.
3 вариант.
(Не) зачем летом оставаться в городе. Прошлое лето я провел у тети в деревне. (Не) редко я ходил на речку через (не) большой лесок. (Не) обыкновенно приятно бежать босиком по тропинке между (не) старыми еще деревьями. Ветер (не) много щекочет лицо, (не) вольно хочется вдохнуть поглубже этот ароматный воздух. В ветвях (не) угомонно щебечут птицы. Выходишь из леса. Солнце (не) милосердно печет, а ведь в лесу было совсем (не)  жарко. Вот и речка. Вода (не) сколько холодноватая, но (не) куда деться от жары, и я бросаюсь в воду, (не)  чувствуя холода.

Сверьте свой ответ с образцом выполнения в приложении №6*. Если нет ошибок, поставьте в карточку учета знаний в УЭ 6 -  1балл за задание 1 варианта, 2 балла за задание 2 варианта, 3 балла за задание 3 варианта.Если есть ошибки, поставьте 0 баллов  и обратитесь за помощью к учителю. Приступайте к выполнению  УЭ 7.

 

 

Выполняется  в тетради (5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоконтроль.
Оцените свою работу. 

(УМ 4)
УЭ 7
Выходной контроль.              
Цель: проанализировать успешность овладения знаниями по теме «НЕ с различными частями речи».
Задание для 1,2,3 вариантов: решите тест (см. в Приложении №7).   
Выполните   тест  (5 минут)  и сдайте на проверку учителю.

 *Приложения можно получить у автора статьи 

Читать еще:

Новые материалы:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Осень. Осенняя одежда» в старшей группе :: Урок французского языка в 6-м классе по теме: "Qui cherche trouve!" по УМК "Синяя птица" Н.А. Селивановой :: Формирование навыков техники чтения на английском языке через использование комплексов упражнений коммуникативной направленности на начальной ступени обучения :: Информационные технологии в обучении английскому языку :: Программа логопедического обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Центре помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей "Наш дом" :: Заложники, 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Российские студенты продолжают сходить с ума. Теперь и в Орле!

Не успел один несчастный влюбленный студент из Бауманки угробить сначала предмет своей влюбленности, а потом и себя, как в Орле уже, наоборот, девушка поступает со своим возлюбленным еще круче, и тоже исключительно из романтических чувств. Правда, на себя ей решимости уже не хватило.

Масленица - 2018

Бакшевская Масленица (Маслострой) - самая массовая самодеятельная масленица современной России - ждет новых участников!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru