Урок русского языка "Антонимы". 5-й класс : Русский язык

Цели:

  1. Познакомить с понятием «антонимы».
  2. Формировать умение находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к указанным словам.
  3. Обогащать речь уч-ся антонимами.

Ход урока

1. Орг. Момент.

2. Взаимное приветствие.

3. Сообщение темы и целей урока.

Минус - плюс, огонь - вода.
Дерзкий - осторожный!
Все антонимы всегда
Противоположны!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с антонимами.

4. Объяснение нового материала.

Запишем стихотворение в тетрадь.

Найдите слова противоположные по лексическому значению, определите часть речи.

- Сделайте вывод, что такое антонимы?

Стр. 141 знакомство с правилом.

5. Закрепление.

Соотнесите антонимы друг с другом, найдите лишнее слово.

Храбрый

 

 

трусливый

Рано

 

 

поздно

Холод

 

 

жара

Яркий

 

 

тусклый

День

 

 

ночь

Далёкий

 

 

близкий

Нагреть

 

 

остудить

Храбрец

 

 

 

- Почему слова храбрец - трусливый не антонимы?

6. Инсценировка.

(В дверь постучались).

Учитель: Кажется, кто-то опоздал.

Чёрный король ведёт свою армию. Они маршируют, после чего выстраиваются рядом с правителем.

Чёрный король: Равняйсь, Смирно! Воин грубость, здесь?

Грубость: Ты что, не видишь?!

Чёрный Король: Как разговариваешь с Королём?

Грубость: Как учил, так и разговариваю.

Чёрный Король: Научил на свою голову. Воин, Слеза!

Слеза: (хнычет) Я слеза.

Чёрный Король: Что хнычешь?

Слеза: Не знаю, просто хорошо хнычется.

Чёрный Король: Молчать! Воин Глупость. (Молчание) Воин Глупость!! Ты что как пень споишь?!

Глупость: Осмелюсь доложить - не знаю, почему как пень стою. Ничего не знаю!

Чёрный король: Ты хоть знаешь, что Новый год на носу?

Глупость: У кого на носу?

Чёрный король: (Кричит) У тебя на носу. (Глупость пытается увидеть свой нос) И у всех на носу.

Глупость: Разве у всех один нос?

(Смотрит носы рядом стоящих воинов).

Чёрный король: Ох, горе моё, моя радость...Воин ложь! Ты здесь?

Ложь: Нет, я не здесь!

Чёрный король: Как это ни здесь, если ты вот?

Ложь: Вот - это не я! И я - это не вот!

Чёрный король: С ума сойдёшь.

Зло: Сойдёшь, конечно, успешно сойдёшь с ума.

Чёрный король: Это ты, воин Зло?

Зло: Всем назло, это я - воин зло!

Чёрный король: Что-то не все, кого-то потеряли... Ах, где же воин Страх?

Страх: (Дрожа, появляется из-за спин других воинов). Я здесь... Только как бы чего не вышло...

Чёрный король: Повторяю! Как же ничего не выйдет, если Новый год пришёл?!

Грубость: Приплёлся.

Слеза: А, что ему надо?

Глупость: Неужели Новый год?

Ложь: Никакого Нового года!

Зло: (злорадно, потирая руки) Новый год... Новым год... Страх: (Тряся коленями). Сам Новый год?

Чёрный король: Да, Новый год, который может нас оставить в старом году!

Грубость: Так мы там и остались!

Слеза: (Хнычет). Остались...

Глупость: Где остались?

Ложь: Спокойно, нет никакого Нового года.

Зло: А вдруг есть? И если есть - мы в нём должны быть, чтобы всем вредить!

Страх: (Ноет) Это же опасно...

Учитель: А есть ли оружие против страха? (Смелость).

Страх: Мне плохо. (Садится на место).

Учитель: Чем сразить слезу? (Смех, улыбка).

Слеза: Я больше не буду.

Учитель: Как победить Глупость? (Умом).

Учитель: Что можно противопоставить Зло? (Добром).

Зло: Не надо.

Учитель: Чего боится Грубость? (Вежливостью).

Учитель: Чем победить ложь? (Правдой).

Чёрный король: Ну какой я король без армии! Пойду искать новое войско!

Учитель: Вот так знание антонимов помогло избавиться от глупости, зла, слёз, страха, лжи, грубости.

7. Работа со стихотворением.

Умелое употребление антонимов придаёт речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями. Послушайте стихотворение, которое у вас на партах, найдите в нём антонимы.

Тараторка.

Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда стоят на том же месте,
Не совершают путешествий.
Нельзя приехать, не уехав,
И грызть орех, коль нет орехов.
Никто сидеть не может стоя.
Лить из порожнего в пустое.

Что далеко, не очень близко.
Нельзя писать на белом мелом
Что высоко, не слишком низко
И называть безделье делом.
Д. Родари.

- Какие антонимы есть в стихотворении Д. Родари?

8. Загадки.

Отгадайте загадки, составленные на основе антонимов.

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь ...

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня —...

Я — антоним слова «лето»,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ...

Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех,
-Я бываю по неволе
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач
Догадались? Это...

9. Игра «Лото».

Поиграем в « Лото», но для этого вспомни, что такое антонимы?

Играем, используя слова нижнего ряда (слова синего цвета). Играем до 10 первых мест.

10. Итог:

- С чем мы познакомились на уроке?

- Антонимы?

11. Домашнее задание: № 68, упр. 359.

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка открытого урока "Les еcrivains franсais" (французские писатели) :: Использование аутентичных материалов на уроках английского языка :: Программа курса по выбору для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки "Основы технического перевода" :: Система упражнений по развитию навыков устной беглой речи на начальном этапе обучения иностранному языку :: Сценарий проведения праздника "День независимости в США и Франции" :: Чудо-юдо, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / DG-Home / Тумбочка ParcelDG-F-CFT080 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD