Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". Урок-путешествие в 5-м классе : Русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”;
  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;
  • формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;
  • воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование к уроку:

  • компьютер, Презентация;
  • доска;
  • учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу «Имя существительное». Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

3. Станция Историческая

Слайд 2.  «Грамматика владеет даже королями». Мольер

Сообщение ученика. Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Слайд 3.

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

Учитель. Ребята, зачем нужно изучать грамматику?
Послушайте отрывок из стихотворения про горе-грамотея.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед…»
«хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
Портфель он «пОртфелем» зовёт.

– Надеюсь, что среди вас нет такого Пети. Вы любите и с удовольствием изучаете русский язык.

4. Станция Теоретическая

Слайд 4.

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.
  • Назовите грамматические признаки имени существительного.
  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

5. Станция Практическая

Слайд 5.

1) Составить пословицу. (На партах листочки с заданием: слова какой части речи даны в пословицах? Назвать грамматические признаки имени существительного). Озвучивание выполненной работы:

Повторение – мать учения.
Ученье – свет, неученье – тьма.

2) Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

Слайд 6.

Город,  ощущение, рельс,  молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

3) Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания
сущ. + прилаг.

Слайды 7-8.

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

4) Определить склонение имен существительных. Торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

Слайд 9 – проверка.

5) Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Слайды 10-11.

Предмет для резания бумаги – ножницы.
Орудие труда грабли.
Название инструмента тиски.
Средство для поднятия теста дрожжи.
Детская игра городки, салки, прятки.
24 часа сутки.

6) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин…  Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

Слайды 12-14.

6. Станция Сообразительная

Слайд 15.

На этой станции нас ждут ребусы и криптограммы. Слайд 16.

ш ю т а б б
к у т а м е
а ш к а а л
в о д и ц х

Слайд 17. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Слайд 18.

о е с л о
н н з я в
р а а р о
у я д г ч
д в о о т

Слайд 19.

Дурное слово, что грязная вода.

7. Ребусы

Слайды 20-21.

8. Станция Музыкальная

Слайд 22.

Звучит произведение Грига «Утро».

– Какие слова и образы возникают перед вами, когда вы слушаете это произведение?
– Как музыка помогает понять прекрасное в природе?

Учащиеся слушают музыку и пишут сочинение-миниатюру.
Сочинения зачитываются, отмечается лучшая работа.

9. Станция Весёлая

Слайд 23.

– Какое предложение является правильным?

Слайд 24.

У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зуб.

10. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока.
Итоги урока, выставление оценок.

11. Станция Домашнее задание

Слайд 25.

Стр. 223 (контрольные вопросы); упр. 562.

Читать еще:


Новые материалы:

Звук [ч'], буква "ч". Правописание сочетаний -ча, -чу. 1-й класс :: Контраст как художественный прием в поэзии. Б.Заходер. "О границах поэтического творчества" :: Сказка "Путешествие бабочки" :: Окружающий мир в 1-м классе "Дом, в котором мы живем" ::
Warning: file_get_contents(http://detishka.ru/sitemap/list5.php) [function.file-get-contents]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1.1 404 Not Found in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 22
Комплексная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях общеобразовательной школы "Познавайка" :: Сплит ( Split ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Ванные комнаты/Мебель для ванных / Ангстрем / Раковина Charm 600 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Как убрать обвисшие бока

Как подтянуть обвисшие бока? - Проблемы с фигурой, в том числе обвисшие бока, могут возникнуть практически у любой женщины. Причем, кожа на талии может...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Можно ли качаться когда болят мышцы

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD