Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". Урок-путешествие в 5-м классе : Русский язык

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:

  • повторить основные темы, изученные в разделе “Имя существительное”;
  • проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения темы “Имя существительное”;
  • формировать умение анализировать и обобщать знания по теме;
  • воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Оборудование к уроку:

  • компьютер, Презентация;
  • доска;
  • учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Формы обучения:

  • фронтальная;
  • индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы отправимся в путешествие по городу «Имя существительное». Нам предстоит побывать на разных станциях. А чтобы вовремя мы отправились в путь, необходимо выполнить различные задания. Сели ровно, открыли тетради, приготовились к путешествию. Доброго пути!

3. Станция Историческая

Слайд 2.  «Грамматика владеет даже королями». Мольер

Сообщение ученика. Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – «буква».

Слайд 3.

Первым российским пособием по грамоте был букварь, изданный во Львове в 1574 году Иваном Фёдоровым.
Первую научную грамматику русского языка создал Михаил Ломоносов в 1755 году.

Учитель. Ребята, зачем нужно изучать грамматику?
Послушайте отрывок из стихотворения про горе-грамотея.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магАзин на обед…»
«хозяйка моет стаканЫ…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
Портфель он «пОртфелем» зовёт.

– Надеюсь, что среди вас нет такого Пети. Вы любите и с удовольствием изучаете русский язык.

4. Станция Теоретическая

Слайд 4.

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.
  • Назовите грамматические признаки имени существительного.
  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Учитель. Теоретическую часть вы знаете отлично. Продолжаем путешествие.

5. Станция Практическая

Слайд 5.

1) Составить пословицу. (На партах листочки с заданием: слова какой части речи даны в пословицах? Назвать грамматические признаки имени существительного). Озвучивание выполненной работы:

Повторение – мать учения.
Ученье – свет, неученье – тьма.

2) Распределить имена существительные в три столбика: мужской, женский, средний род.

Слайд 6.

Город,  ощущение, рельс,  молодёжь, впечатление, картофель, мышь, тётя, парта, солнце, путь, полотенце, движение, вещь, рюкзак, цветок, столица, площадь, умывание.

3) Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания
сущ. + прилаг.

Слайды 7-8.

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль.

4) Определить склонение имен существительных. Торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье.

Слайд 9 – проверка.

5) Назовите существительные, которые употребляются только во множественном числе.

Слайды 10-11.

Предмет для резания бумаги – ножницы.
Орудие труда грабли.
Название инструмента тиски.
Средство для поднятия теста дрожжи.
Детская игра городки, салки, прятки.
24 часа сутки.

6) Мама попросила сходить в магазин и купить продукты, названия которых – имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Возьмите корзинки. Вы отправляетесь в два отдела: кондитерский и молочный. Запишите названия покупаемых продуктов. Кто сумеет купить больше за отведённое время? (Дети записывают: молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин…  Пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва…)

Слайды 12-14.

6. Станция Сообразительная

Слайд 15.

На этой станции нас ждут ребусы и криптограммы. Слайд 16.

ш ю т а б б
к у т а м е
а ш к а а л
в о д и ц х

Слайд 17. Хлеб – батюшка, водица – матушка.

Слайд 18.

о е с л о
н н з я в
р а а р о
у я д г ч
д в о о т

Слайд 19.

Дурное слово, что грязная вода.

7. Ребусы

Слайды 20-21.

8. Станция Музыкальная

Слайд 22.

Звучит произведение Грига «Утро».

– Какие слова и образы возникают перед вами, когда вы слушаете это произведение?
– Как музыка помогает понять прекрасное в природе?

Учащиеся слушают музыку и пишут сочинение-миниатюру.
Сочинения зачитываются, отмечается лучшая работа.

9. Станция Весёлая

Слайд 23.

– Какое предложение является правильным?

Слайд 24.

У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зуб.

10. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока.
Итоги урока, выставление оценок.

11. Станция Домашнее задание

Слайд 25.

Стр. 223 (контрольные вопросы); упр. 562.

Читать еще:


Новые материалы:

Особенности методического сопровождения педагогов ДОУ :: Семейное воспитание и дошкольное образование :: Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Готовимся к празднику Чыл Пазы (хакасский Новый год)» :: Проектно-исследовательская деятельность в старшей и подготовительной группе детского сада :: Интегрированное занятие по тестопластике «Зима. Изменения в жизни животных» :: Призрачная нить ( Phantom Thread ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас полутораспальный Галактика сна-Орфей 1400x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD