Урок на тему "Устойчивые выражения". 4-й класс : Русский язык

Урок на тему "Устойчивые выражения". 4-й класс : Русский язык

Цель урока:

  • Научить детей применять в речи устойчивые выражения.
  • Развивать умение строить предложения с применением устойчивых
  • выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей.
  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление познать его многообразие.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, Фразеологический словарь, у детей учебники 2 и 3 части.

Ход урока

1. Орг момент.

Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи. Чуть позже я вам сообщу тему нашего урока, а сейчас послушайте страничку из "Веселого задачника" Бориса Заходера.

2. Работа над новым материалом.

А)

Как это принято у змей,
Кусают за ногу
Гадюки,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети,
Ноги в руки!

Почему такой странный совет дает вам писатель Б. Заходер?

Что означает выражение Брать ноги в руки?(слайд 1) Презентация.

Николай Сладков "Три загадки"

Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!

А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.

- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения: (слайд 1)

Где раки зимуют. Ииз кожи вон лезет. Сспит с открытыми глазами?

Ответ: Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"

Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: (слайд 2) Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.

Тема нашего урока называется (слайд 3) "Устойчивые выражения"

Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 3)

(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 10000 фразеологизмов)

Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.

Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)

Б) Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.

В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения?

Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации? Что они означают? (слайды 4-9)

В) Работа с учебником

Стр.30 упражнение 23 (устно.)

Письменно упражнение 24.

Г) К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 10)

  • Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)
  • Обведешь вокруг пальца. - Обманешь (2 л., ед.ч.)
  • Выбьетесь из сил. - Устанете (2 л., мн.ч.)
  • Зарубим на носу. - Запомним (1 л., мн.ч.)

(Проверь себя. Слайд 11.)

Д) замени слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике.

(2 ч. Стр. 190) (слайд 12)

  • Лентяйничать - Баклуши бить.
  • Крепко дружат - Водой не разольешь.
  • Удрать, сбежать - След простыл.

Е) Работа в парах (на столах карточки с устойчивыми выражениями)

Задание: Выбрать по два выражения, объяснить смысл, т.е. подобрать слово - синоним.

3. Итог урока.

  • Понравился ли урок?
  • Что нового узнали?
  • Для чего в нашей речи присутствуют устойчивые выражения?

4. Домашнее задание: учебник 23 часть стр.31 № 25, 26.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие критического мышления и познавательной активности учащихся на уроках английского языка :: Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") :: Открытый урок литературы в 5-м классе по теме "Анализ стихотворения И.Северянина "В парке плакала девочка"" :: "Леонардо да Винчи - титан эпохи Возрождения" :: Открытый урок по алгебре в 9-м классе: "Замечательные кривые" :: Большой, 2016 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Люстры / Максисвет / Люстра на штанге 6508 1-6508-3-SG E14 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD