Тема урока:"Определение". 5-й класс : Русский язык

Тема урока:"Определение". 5-й класс : Русский язык

Цели:

1. Сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене предложения;

  • на алгоритме его нахождения;
  • на синонимии определений, выраженных разными способами;
  • на роли определений для точности и выразительности высказывания;
  • на разграничении определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными

2. Развивать творческие способности.
3. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
4. Оборудование: компьютер, проектор, карточки для работы в парах постоянного состава.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Распространённые и нераспространенные предложения

Слайд 1, Приложение 1

По этому образцу переделаем нераспространенные предложения в распространенные, чтобы текст был более точным, более ярким и насыщенным.

Слайд 2

Распространённые предложения дают больше информации, чем нераспространенные, поэтому нужно учиться распространять предложения второстепенными членами.

3. Новый материал

1) Какую роль играют прилагательные в речи?
    Второстепенные члены предложения – это определение, дополнение, обстоятельство.
    Самостоятельное изучение темы «Определение».

2) Работа в парах.
    Помогите друг другу выучить, что такое определение.

Карточка 1.

1. Прочитайте по очереди друг другу определение, стараясь его запомнить (один читает, второй следит по своей карточке, потом меняйтесь ролями)

а) § 18 стр. 30

2. Проверь себя: попробуй сам себе перескажи.
3. Расскажите по очереди друг другу (выслушай рассказ товарища, глядя в свою карточку). Помогите друг другу хорошо выучить тему.
4. На полях напротив темы поставь оценку за теорию каждый сам себе.
5. Запишите в тетрадь следующие примеры. Подчеркните главные члены, определения. Докажите, что определения нашли правильно. Укажите, чем оно выражено. Помогите друг другу выполнить задание правильно.

а) Мы вошли в березовую рощу.
Березовую – определение, так как:
– зависит от существительного;
– обозначает признак предмета;
– отвечает на вопрос какую?
– выражено прилагательным, согласуется с существительным в роде, числе, падеже.

b) Стоят последние дни поздней осени.
c) В прозрачном воздухе плывут топкие нити паутины.

3) Вывод.
Прилагательное как член предложения – это прежде всего определение.

4) Работа в парах.

Карточка 2

1) Издалека доносился стук дятла.
Дятла – определение, так как:
– зависит от существительного;
– обозначает признак;
– отвечает на вопрос чей?;
– выражено существительным, не согласуется в роде, числе.

2) Она любит платье из шелка.

3) В поход мы взяли посуду из пластмассы.

5) Вывод.

Такие определения называются несогласованными.
Почему?
Определения по способу выражения могут быть согласованными и несогласованными (т.е. они могут согласовываться или не согласовываться с определяемым словом в роде, числе и падеже)
Приведите примеры несогласованных определений
(Дом из дерева хорошо сохраняет тепло).

6) Сейчас вы познакомитесь, каким членом предложения станет прилагательное, если из позиции перед существительным оно переместится в позицию после него?
Глагол связывается крепко-накрепко с прилагательным.
Работа в парах.

Карточка 3

1. Наша прогулка была очень интересной.
Была интересной – сказуемое, т.к.

– была – глагол, выражает грамматическое значение(время);
– интересной – прилагательное, выражает лексическое значение.

2. Осень пришла дождливая.
3. Он ушел счастливый.

Вывод.

Глагол – выражает грамматическое значение (время, начало действия, конец действия), а имя прилагательное – лексическое значение, то есть характеризует подлежащее.

4. Итог урока

Какова синтаксическая роль прилагательного?

Правило.

Признак предмета или явления обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Дополнительный материал к уроку

Можно предложить подготовить сообщение ученику.

1. «Длинное платье».

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье – длинным или коротким.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова о значении прилагательного высокий написано: «…большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платье длинное, а не высокое.

2. «Коричневые глаза».

Вспомним о языковых традициях. Послушайте два коротких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.
«Моя сестра – веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».
«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы».
В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах пишут карие, о волосах – каштановые или (если они светло-коричневые) русые.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок "Гуманизм в произведении "Левша" Н.С. Лескова" :: Образ деревенского "святого" в рассказе А.Платонова "Юшка" и его проекция в современном мире :: "Парус" М.Ю. Лермонтова в контексте его творчества" :: Викторина «Узнай героя фольклорного или литературного произведения». 6-й класс :: Урок-игра для учащихся 6-х классов по теме: "Покрытосеменные растения" :: Эспен в королевстве троллей ( Askeladden - I Dovregubbens hall ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list22.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Веном ( Venom ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD