Обобщающий урок русского языка. Тема: "Имя существительное" : Русский язык

Цель: обобщить знания о существительном, закрепить умение определять род, число, падеж прилагательных; распознавать прилагательные в речи, работать над развитием речи учащихся.

Оборудование: плакаты «Снежная королева», «зеркало», аудиокассета, магнитофон, «снежинки».

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Чистописание

а) 3апишите: Одиннадцатое декабря. Классная работа.

11-е - что это за часть речи? Какое числительное? (порядковое)

- А как отличить порядковое от количественного?

(Отвечает на вопрос какой?) (Отвечает на вопрос сколько?).

Приведите примеры. Преобразование числительных

Одиннадцатое - в количественное числительное – 11, 12 - в порядковое числительное м.р., -ж.р. - ср.р.

Послушайте и отгадайте загадку.

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

- Посмотрите, какие узоры он нарисовал?

- Что это за узоры? (Окончания прилагательных)

ая яя ое ее ой ый ий ые ие

радостная ре..кое х..лодный в..селые

Запишите их и прилагательные, вставив пропущенные буквы.

- Какие орфограммы мы повторили?

- Что можете рассказать о прилагательном по окончаниям?

III.Сообщение темы, цели урока

Сегодня мы повторим тему «склонение имен прилагательных, обобщим свои знания об имени существительном, будем определять падеж прилагательных. Постарайтесь работать грамотно, аккуратно. Будьте внимательны.

Аутотренинг. Введение в тему.

(Под спокойную музыку). Закройте глазки. Прислушайтесь.

- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на парты, ручки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки, краски.
Тихонько скрипит половица,
По классу ходит сказка.

- Откройте глазки.

(Ученики видят иллюстрацию Снежной Королевы). В какой сказке мы оказались?

Снежная Королева разбила волшебное зеркало на мелкие кусочки, а если они разлетятся по свету, то принесут много беды, причинят вред людям.

Чтобы спасти всех от жестокости, коварства, равнодушия нам нужно суметь собрать эти осколки в течение урока. Вы готовы.

IV.Словарная работа

Попробуем собрать I осколок. Перед каждым из вас Снежная Королева оставила снежинку, на которой написаны зимние словарные слова. Вставьте пропущенные буквы.

- Кто закончил - снежинку на край парты.

С..сулька, ин..й, д.. кабрь, изд..лека, б..реза, прекрасный, св..ркать, ..нварь, г..реть„ ..десь, х..рошо, мес..ц, вп..реди.

I ряд

 II ряд

 III ряд

И.п. Снежная Королева

 Снежный ком

Снежное поле

Р.п....

 

 

- Окончания прилагательных выделить.

- Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

- Цепочкой повторяем.

(5 осколок восстановлен).

V.Физминутка.

- Чтобы не застыть, не замерзнуть, нам нужно немного размяться.

Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, тронет руки, тронет нос. Значит, надо не зевать, прыгать, бегать и играть.

VI. Выборочное письмо (под спокойную музыку).

1. - Ребята, прослушайте внимательно запись. 1 ряд выписывает словосочетания с прилагательными мужского рода, 2 ряд - среднего рода, 3 ряд - женского рода.

В зимнем тумане встает холодное солнце. Спит заснеженный лес. Я выхожу на лесную дорогу. Вдруг, словно легкое облако пролетело над лесом. Это веселая стайка клестов пронеслась.

2. - Выделить окончания, определить падеж прилагательных.

3. - Проверка

(6 осколок восстановили).

VII.Творческая работа.

А теперь давайте, распространим предложение, т.е. подберем подходящие по смыслу прилагательные. Пришла…, …, …, …, …, зима.

- Для чего нужны прилагательные? (уточняют и украшают нашу речь)

Запись предложения.

- Как бы вы продолжили ваш рассказ о зиме?

(Ответы учащихся.)

(7 осколок собрали).

(I осколок вставляю).

VIII.Теоретический опрос (по теме «Существительные и прилагательные»).

а) II осколок восстановим, если докажем Снежной Королеве, что мы умеем играть в снежки.

Первый снежок бросаю я Алине:

- Что такое существительное?

(Алина отвечает, а потом задает свой вопрос кому-нибудь и т.д.)

Творческая работа

б) Хорошо играем в снежки.

- Запишите это слово. Теперь запишем однокоренные слова.

- Разбор слов снежный, снежинка по составу.

- А какие бывают, снежинки?

- Какой бывает снег?

- Сравнение: снег - …….. (покрывало, ковер зимы, пуховое одеяло...)

(II осколок вставляю).

Работа над предложением.

Бел.йснег1 искрится на со.нце1.

Вес.ло л.тят пуш.стые сн.жинки3.

Пышн.. букетом пурпурн... цв.тов вспорхнула красив.. стайка1 сн.гирей.

- Орфограммы объяснить; списать;

- Над прилагательными указать падеж, выделить окончания;

- Выполнить синтаксический разбор предложения;

- Выполнить задания 1 и 3 (фонетический, морфологический разборы).

(Восстановлен 3 осколок).

IX. Работа по учебнику.

Чтобы и 4 осколок собрать правильно, откроем учебники на странице 122, упражнение 275. –письменно (цепочкой) (4 осколок - восстановили).

Просклонять словосочетания.

Ребята, а что значит, просклонять?

Составить предложение.

Из первого предложения (На город опустились сумерки) взять сказуемое.

Из предложения (Вдруг послышались легкие шаги) взять определение.

Добавить подлежащее из предложения (Снежинки тают на щеках).

Взять существительное с предлогом, отвечающее на вопрос на что? (На землю лег первый снег). Какое получилось предложение? Опустились легкие снежинки на землю.

Определить падеж прилагательного и существительного.

Синтаксический разбор предложения. (8 осколок собрали).

Письмо словосочетаний (под диктовку у доски).

- Окончание выделить, определить падеж прилагательного. Морозным воздухом, в просторном классе, о зимнем дне, над дальним лесом, в зимнем лесу, яркой звезды, по снежному полю, около лесной сторожки.

(9 осколок собрали)

X. Итог.

Вот мы и собрали зеркало. Прочитайте слово, которое получилось.

Вспомните пословицы с этим словом. Подберите однокоренные прилагательные со словом добро. А вам нравится делать людям добро?

- Какую тему сегодня повторяли?

- Какой момент урока запомнился ярче, понравился вам?

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий музыкально-театральной композиции "Три века русской литературы" :: Дифференциация [б] – [п]. 2-й класс :: Логопедия. Занятие "Развитие речи". 2-й класс :: Формирование правильного произношения у дошкольников (звуки ш, ж, ч, щ) :: Годовой план работы Социально-психолого-педагогической службы в ГБОУ СОШ :: Гуляй, Вася!, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Кресла / Chairman / Софа Chairman Дерби ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD