Урок русского языка по теме "I и II спряжения глаголов настоящего времени". 4-й класс : Русский язык

Цель. Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени через сказки А.С. Пушкина.

Задачи:

Познавательные:

  • развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям;
  • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
  • учить работать с толковым словарём С. И. Ожегова.

Развивающие:

  • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
  • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе со стихами;
  • логическое мышление, память.

Воспитательные (мировоззренческие):

  • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма,
  • чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; отрывки из музыкальных произведений Г. Свиридова, М.А. Римского-Корсакова.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит музыка Г. Свиридова.

У.:

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.

Актуализация знаний

Ребята, чтобы узнать, кому принадлежат эти строки, я предлагаю вам выполнить криптограмму "Кто автор?"

 Рисунок 1.

Д.: Эти строчки посвящены автору замечательных сказок Александру Сергеевичу Пушкину.

У.: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Сегодня наш урок пройдёт по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы "I и II спряжения глаголов настоящего времени".

Минутка чистописания.

У.:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

До сказочной страны мы доплывем на корабле царя Салтана.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Дети записывают предложение в тетрадь.

Словарно-орфографическая работа.

У.: Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь?

Ученики раскрывают словарь С. И. Ожегова и читают толкование слова.

У.: Где встречается это название у Пушкина?

Д.: В поэме "Руслан и Людмила".

У.: Перед вами известный отрывок из поэмы "Руслан и Людмила". Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

Работа в парах.

Рисунок 2.

Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет.

У.: Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол "лишний"? Определите спряжения глаголов.

Дети выполняют задания.

У.: Как будете различать глаголы I и II спряжения?

Д.: По личным окончаниям.

Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту - глаголы II спряжения.

У.: Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.

Дети выполняют задание.

Рисунок 3.

Ходишь, идёшь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несёшь, тужишь, служишь, бредёшь, чахнешь, пахнешь.

У.: Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

Д.: У глаголов 2-го лица пишется ь после шипящих.

У.: Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.

Мальчики записывают глаголы I спряжения, а девочки - глаголы II спряжения.

У.: На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

Звучит отрывок из музыкального произведения Н. А. Римского-Корсакова "Три чуда".

У.: Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Как автор называет белочку?

Д.: Затейница.

У.: Как объяснить слово затейница?

Ученики обращается к толковому словарю С. И. Ожегова.

У.: Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

Д.: Затейливый, затевать, затея, затейник.

У.: Разберите слово затейница по составу.

Дети выполняют задание.

У.:

Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву...

Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

У.: Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

Дети работают с карточками по рядам.

 Рисунок 4.

блистают латы

У ворот

идут в палаты

И стоят

Все теперь

в глазах царя

Тридцать три

богатыря

Д.:

Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.

Рисунок 5.

звезда горит

Под косой

Смотрят - что ж?

луна блестит

Княгиня - диво

А во лбу

Д.:

Смотрят - что ж?
Княгиня - диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.

Рисунок 6.

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьёт крылом

топит

плывёт

клюёт

торопит

Д.:

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.

После того как все четверостишия "расшифрованы", дети выписывают глаголы в два столбика: в первый - глаголы I спряжения, во второй - глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.

Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки.

У.: Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.

Рисунок 7.

Гл. I спр. Гл. II спр.
идут стоят
блистают смотрят
плывёт блестит
клюёт торопит
бьёт топит

Итоговая рефлексия.

У.: Вот и подходит к концу наш урок. Понравился ли он вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы должны заполнить перфокарты.

Рисунок 8.

Итог урока.

У.: Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни - Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: "Что за прелесть эти сказки!"

За работу на уроке детям выдаются "золотые" и "серебряные" орешки.

Домашнее задание.

  • Выписать из своей любимой сказки Пушкина по десять глаголов I и II спряжения.
  • Выучить четверостишие и подготовится его писать по памяти.
Читать еще:


Новые материалы:

Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в начальной школе. Школьный консилиум :: Характер человека :: Учитель и проблемы дисциплины :: Поговорим об эмоциях :: Статья "Учет акцентуации характера при адаптации студентов к условиям колледжа" :: Призрачная нить ( Phantom Thread ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Полки и Стеллажи/Полки/Полки настенные / ОГОГО Обстановочка / Полка навесная Play 4 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Очищающие напитки для похудения в домашних условиях

Домашние напитки для похудения — девять лучших рецептов! Всем большой привет! Друзья мои, если вас волнует тема лишнего веса, похудения и всего остального из этой...

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Сколько в день нужно качать пресс

...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD