Урок по теме "Правописание частиц" : Русский язык

Урок по теме "Правописание частиц" : Русский язык

Цель:

  1. Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
  2. Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
  2. Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  3. Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка;
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).

Ход урока

Организационный момент.

1. Организация демонстрации овладения учащимися имеющимися знаниями.

– Какую часть речи изучаем?
– Назовите разряды частиц и приведите примеры. (Используется прием “снежный ком”.)

Обобщение учителя.

2. Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Задание: заполнить (дополнить) таблицу. (Учащиеся работают в парах.)

Разряды Примеры частиц
Усилительные  
  Вряд ли, едва ли, авось
Отрицательные  
  Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
Восклицательные  
  Именно, как раз
Выделительные, ограничительные  
  Это, вон, а вон, вот, а вот
Формообразующие (сослагательное наклонение глагола)  
  Пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Определение цели и задач урока:

– Перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик?

  1. Так пойдика, попляши!
  2. Я хотел бы знать наверняка.
  3. Пойдешьли ты сегодня на тренировку?
  4. Подумайже об этом.

– Учащиеся высказывают предположения.
– Какова же цель и задачи нашего урока?

Учащиеся высказываются. Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.”

Задачи:

  1. Понять правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  2. Продемонстрировать знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

4 .Учебно-практическая задача.

– Прочитайте сочетания и запишите их, распределив на две группы. (Самостоятельно.)

Знал бы ты, дел-то много, был ли ты, смотри-ка, ну-ка, смотри же.

– Проверка. Почему так распределили?
– Определим разряд частиц, роль каждой частицы.
– Сделаем вывод: как пишутся частицы. (Составим таблицу.)

Дефисные написания Раздельные написания
   

5. Сообщение учащимися пределов познания (как максимум, как минимум).

(Написание частицы бы мы знаем – звучит правило о написании частицы бы с глаголом сослагательного наклонения. Написание частицы ЛИ мы не изучали – надо писать ее отдельно от слова и т.д.)

6. Организация изучения нового материала. (Групповая работа.)

1) Продолжить запись, приведя 5–6 примеров:

1-я группа: ли Знал ли, …
– то Сестра-то ушла, …

2-я группа: же Какой же ты друг …
– ка Посмотри – ка вправо…

3-я группа: бы Хотел бы пойти?...
– то Он-то был на собрании….

Выполняя работу, учащиеся демонстрируют уровень овладения новым способом действий.

2) Запишите предложения, в которых выделенное слово пишется раздельно.

(Задание с “ловушкой”.)

А) Как (бы) ни старался, не может прибавить себе роста.
Б) Оденьтесь теплее, что (бы) не простудиться.
В) Ребята! Не Москва (ль) за нами?
Умремте (ж) под Москвой, как наши братья умирали.
Г) Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

– Почему не записали второе предложение? (Здесь подчинительный союз.)
– В какой речевой ситуации звучат данные частицы? Для какого стиля речи характерны?

7. Обобщение изученного. Проведение диагностической работы.

– Напишите эссе:

1) Что я понял о правописании частиц ли, же, бы, -то, -ка, -таки?
2) Какие вопросы возникли?
3) Что осталось непонятым?

8. Домашнее задание:

На выбор:

  1. № 453 (306), правило.
  2. Выписать из художественных произведений предложения с каждой частицей.
  3. Придумать сказку о приключениях частицы -ка, можно о другой.
Читать еще:


Новые материалы:

Календарный план физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в школе на 2014/2015 учебный год :: Использование современных оздоровительных систем физических упражнений :: Конспект проведения урока физической культуры по легкой атлетике в 6-м классе :: Изготовление экспонатов в технике акварельного подкрашивания :: Литературное чтение на тему: "Загадаю я загадку…" 2-й класс :: Берлинский синдром ( Berlin Syndrome ), 2016 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Полки / Мебель Смоленск / Полка книжная П-01 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD