Урок русского языка по теме "Прямое и переносное значение слова" : Русский язык

Урок русского языка по теме "Прямое и переносное значение слова" : Русский язык

Цели и задачи урока:

Образовательные: Дать понятия: прямое и переносное значение слова, троп, метафора, эпитет, олицетворение.

Развивающие:

  1. Научить различать прямое и переносное значение слова.
  2. Научить находить слова с переносным значением в речи.
  3. Сформировать навык правильного употребления слова с переносным значением в речи.

Воспитательные: Обратить внимание учащихся на богатство выразительных средств русского языка, красоту родной речи.

Ход урока

1. Выразительное чтение текста учителем (картинка и текст на экране, слайд 1 Презентация). Задание классу: Какое слово употреблено в необычном значении? Раскройте его значение.

Весенний кот.
Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки.
Разукрашенный, цветущий, полеживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан, весенний, особенный, котовий, но тюльпан так и не появлялся.
«Наверное, у котов хвосты цветут позднее, – думал я. – Летом, в июле».
Ю. Коваль.

Одно из значений многозначного слова бывает первичным, исходным, а другое – вторичным, переносным. Например, слово глухой в первичном значении характеризует человека, который лишен слуха или плохо слышит (глухой старик), а в сочетаниях глухой переулок, глухой забор, глухой голос, глухая ночь – переносное значение.

Слово, употребленное в переносном значении – "расцвел".

Расцвести – 1. Распустить бутоны, дать цветки. 2 перен. Стать лучше, сильнее, выше в каком-н. отношении. Талант расцвел. 3 Стать радостным, просиять. Лицо расцвело улыбкой.

Автор интересно сочетает прямое и переносное значение слова. Кот радуется приходу весны и похорошел на глазах.

Сегодня мы научимся различать прямое и переносное значение слова в речи, работать с выразительными средствами русского языка.

2. Почему выбран именно такой термин – переносное значение? Название как бы переносится с одного предмета на другой. При этом мы основываемся на сходстве предметов или явлений.

3. Упр. 338, сделать по заданию – Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение и в каких – прямое. Объясните переносное значение слов. Ледяная глыба – ледяной (объяснение) взгляд, море (объяснение) пшеницы – голубое море, копирует чертеж – копирует (объяснение) походку.

4. Упр. 337 – Работа в парах. Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются.

5. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение. Слайды:

Метафора – понятие, яркий пример, картинка. Пример: (слайд 2)

Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет.

Эпитет. Пример: (слайд 3)

Сны золотые, шёлковые ресницы

Олицетворение. Пример: (слайд 4)

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
М. Исаковский.

6. Решаем лингвистическую задачу. Примеры тропов на интерактивной доске (слайд 5) – Найти выразительное средство, определить вид тропа. Объяснить значение.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
С. Маршак

Гаснет день. За косогором
Разливается закат,
Звонкий месяц выйдет скоро
Погулять по крышам хат.
М. Исаковский

Вот утро севера – сонливое, скупое...
А. Фет

Стеклянный, редкий и ядреный,
С весёлым грохотом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
И. Бунин

7. На экране картинка, музыка. (слайд 6) Может, случится чудо и у нас на уроке родятся уникальные, авторские, ваши метафоры, эпитеты или олицетворение. Подберите эпитет или сравнение к слову роса.

Д/З – Упр. 342 или доделать творческое задание.

Подведение итогов, оценки, чтение по желанию творческих работ.

8. Ребята, в чем же тайна художественно текста? Что помогает автору создавать художественные произведения? Это тропы, слова в переносном значении.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок алгебры по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с использованием исторического материала :: Интегрированный урок-презентация (математика + английский язык) "История развития математики и вычислительной техники" :: Развитие логического мышления на уроках математики :: Смотр знаний по теме "Четырехугольники" (8-й класс) :: Урок математики по теме: "Деление суммы на число" :: Взрывная блондинка ( Atomic Blonde ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list38.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Планета обезьян: Война ( War for the Planet of the Apes ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD