Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения". 6-й класс : Русский язык
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения". 6-й класс : Русский язык

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Предметные:

  • вспомнить теоретический материал о неопределенных местоимениях;
  • совершенствовать орфографические навыки написания неопределенных местоимений;
  • формировать практические умения по осознанному применению полученных знаний в практике.

Метапредметные:

  • Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Регулятивные: уметь сохранять заданную цель.

Личностные: способность ставить цели.

Использованная литература:

1. «Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников Рыбченкова Л.М.» Просвещение 2013г
2. «Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс»  Рыбченкова Л. М., Добротина И.Г. Просвещение 2013г
3.«Учебник русского языка в двух частях». Автор учебника: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.  (Линия УМК «Рыбченкова Л. М. (5-9 классы)») Просвещение 2014г

Этапы урока

Элементы содержания

Цель этапа

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

– Добрый  день! – тебе  сказали.
– Добрый  день! – ответил  ты.
Нас  две  ниточки  связали:
Теплоты  и  доброты.
–  Ребята, начинаем  урок  русского  языка. Будьте    внимательны!
– Запишите число, классная работа. Презентация. СЛАЙД 2


Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Решение кроссворда СЛАЙД 3

– Ответьте на вопросы кроссворда и поймете, какой части речи будет посвящен наш урок.
1. Принадлежащий мне (мой)
2. Возвратное местоимение в родительном падеже (себя)
3. Определительное местоимение, синоним местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ (ВСЯКИЙ)
4. Вопросительное местоимение КАКОЙ по порядку (КОТОРЫЙ)
5. Указательное местоимение, антоним местоимения ЭТОТ (ТОТ)
6. Отрицательное местоимение: НИ ТЫ, НИ Я, НИ ОН. (НЕКТО)
7. Определительное местоимение третья буква в нем – М (САМЫЙ)
8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения КТО-ТО (НЕКТО)
9. Принадлежащий нам (НАШ)
10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. (ОНИ)
11. Неопределенное местоимение: неизвестно ЧТО (НЕЧТО)

Какое ключевое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)
– Дайте определение местоимению.
– Назовите разряды местоимений.

2. Работа со стихотворением

– А вот о каком местоимении мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке, вы мне скажите чуть позже. СЛАЙД 4

Перед вами лежит стихотворение. Автор Юрий Коваль «На яхте»  (СТРОЧКУ ПРОПУСТИТЬ  ДЛЯ ТЕМЫ!)

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то 
Кто-то поплыл, 
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал: 
“Скорей возвращайся назад.”
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

– Запишите:
– Кто плыл на яхте? (кто-то)
– О чём кричали чайки? (о чем-то)
– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)
– Какой дельфин в зелёные волны нырял?  (какой-то)
– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)
– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? СЛАЙД 5
ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

III. Постановка учебной задачи.

1. Работа с кластером

– Посмотрите на кластер и скажите, что нам уже известно, а чего мы еще не знаем о неопределенных местоимениях? СЛАЙД 6

– Какие цели перед собой поставим?

2. Цели урока:

  • Научиться правильно писать неопределенные местоимения
  • Учиться употреблять их в речи.

Цель этапа: учить ставить учебные цели

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1. Работа с таблицей   (РАБОТА В ПАРЕ)   СЛАЙД 7
– Посмотрите на данную таблицу (Приложение). Заполните пустые места в таблице (затем работа проверяется устно)

? РАЗРЯД

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ…

?

?

ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ, ТО ПИШЕТСЯ….

КТО

НЕКТО
КОЕ-КТО

КТО-ТО
КТО-ЛИБО
КТО-НИБУДЬ

КОЕ   У   КОГО
КОЕ С КЕМ
КОЕ О ЧЁМ

КАКОЙ

КОЕ-КАКОЙ

КАКОЙ-ТО

КОТОРЫЙ

НЕКОТОРЫЙ

КОТОРЫЙ-ЛИБО

СКОЛЬКО

НЕСКОЛЬКО

СКОЛЬКО-ТО

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА НА СТР. 82

2. Словарная работа    СЛАЙД 8

В таблице нам встретилось местоимение НЕКТО.

Дайте лексическое толкование
НЕКТО
1) Некий человек, кто-то.
2) Кто-то малоизвестный (обычно в сочетании с именем, фамилией, кличкой)
Придумайте и запишите сложное предложение с этим местоимением.

3. ФИЗМИНУТКА    СЛАЙД 9-14

Цель этапа: выявление места и причины затруднения.

V. Первичное закрепление.

1. Замените выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи.  СЛАЙД 15-16

Друг рассказал мне  нечто интересное  (что-то)
Некто забыл дома тетрадь  (кто-то)
Дай мне что-либо почитать  (что-нибудь)

2. Творческое списывание

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером … постучался к нам.
2. На берегу реки росла … пышная зелень.
3. Расскажите … о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа … книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге … черное.

- Объяснение правописания неопределенных местоимений.

3. Цифровой диктант   СЛАЙД 17-18

Раздельное написание местоимения – 1, через дефис – 2.
Беседовал кое(с)кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), догадайся  кое(о)чем, кое(кого) не было, приобрести что(либо).

Ответы: 1, 2, 2, 1, 2, 2.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, проговаривание алгоритма действия.

VI. Самостоятельная работа

1. Словарный диктант  (работа с карточкой)

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ (дети выбирают уровень сами)

УРОВЕНЬ на «3»

Прочитайте текст. Обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.
Кое с кем это уже случалось, кое у кого  совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.

УРОВЕНЬ на «4»

Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь).

УРОВЕНЬ на «5»

(Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому  (н...)чего (не) расскажу.

Цель этапа: проверить умение применения нового знания в типовых заданиях.

VII. Итог урока

- Какие цели ставили в начале урока?
- Чему научились?

Цель этапа: подведение итога  урока

VIII. Рефлексия деятельности

- Встаньте, если у вас хорошее настроение.
- Повернитесь  налево, если вы считаете, что в неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка – не всегда под ударением.
– Повернитесь направо, если неопределенные  местоимения указывают на неизвестные, неопределенные  лица, предметы, их признаки.
– Повернитесь прямо, если  местоимение НЕКТО имеет форму только И.п.
– Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п   (НЕТ!!!)
– Поднимите руки вверх, если  неопределенные местоимения с приставкой  кое-, суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся слитно (НЕТ!!!!)
– Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

IX. Домашняя работа

По выбору: упр. 475 или 476

Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему "Неопределённые местоимения»

Цель этапа: проверка изученного; развитие творческих способностей учащихся

Читать еще:

Новые материалы:

Эффективность логопедического занятия – стимул к успеху учителя и ученика :: Стратегия позитивного оценивания. Роль оценки в обучении и воспитании :: Электронный портфель учителя информатики :: Использование информационных технологий как фактор повышения эффективности обучения :: Проект урока русского языка во 2-м классе: "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях" :: The Force (), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru