Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения". 6-й класс : Русский язык

Урок русского языка на тему "Неопределенные местоимения". 6-й класс : Русский язык

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Предметные:

  • вспомнить теоретический материал о неопределенных местоимениях;
  • совершенствовать орфографические навыки написания неопределенных местоимений;
  • формировать практические умения по осознанному применению полученных знаний в практике.

Метапредметные:

  • Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Регулятивные: уметь сохранять заданную цель.

Личностные: способность ставить цели.

Использованная литература:

1. «Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников Рыбченкова Л.М.» Просвещение 2013г
2. «Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс»  Рыбченкова Л. М., Добротина И.Г. Просвещение 2013г
3.«Учебник русского языка в двух частях». Автор учебника: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.  (Линия УМК «Рыбченкова Л. М. (5-9 классы)») Просвещение 2014г

Этапы урока

Элементы содержания

Цель этапа

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

– Добрый  день! – тебе  сказали.
– Добрый  день! – ответил  ты.
Нас  две  ниточки  связали:
Теплоты  и  доброты.
–  Ребята, начинаем  урок  русского  языка. Будьте    внимательны!
– Запишите число, классная работа. Презентация. СЛАЙД 2


Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Решение кроссворда СЛАЙД 3

– Ответьте на вопросы кроссворда и поймете, какой части речи будет посвящен наш урок.
1. Принадлежащий мне (мой)
2. Возвратное местоимение в родительном падеже (себя)
3. Определительное местоимение, синоним местоимений КАЖДЫЙ, ЛЮБОЙ (ВСЯКИЙ)
4. Вопросительное местоимение КАКОЙ по порядку (КОТОРЫЙ)
5. Указательное местоимение, антоним местоимения ЭТОТ (ТОТ)
6. Отрицательное местоимение: НИ ТЫ, НИ Я, НИ ОН. (НЕКТО)
7. Определительное местоимение третья буква в нем – М (САМЫЙ)
8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения КТО-ТО (НЕКТО)
9. Принадлежащий нам (НАШ)
10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. (ОНИ)
11. Неопределенное местоимение: неизвестно ЧТО (НЕЧТО)

Какое ключевое слово у нас получилось? (МЕСТОИМЕНИЕ)
– Дайте определение местоимению.
– Назовите разряды местоимений.

2. Работа со стихотворением

– А вот о каком местоимении мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке, вы мне скажите чуть позже. СЛАЙД 4

Перед вами лежит стихотворение. Автор Юрий Коваль «На яхте»  (СТРОЧКУ ПРОПУСТИТЬ  ДЛЯ ТЕМЫ!)

Однажды куда-то на яхте
Откуда-то 
Кто-то поплыл, 
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед,
И кто-то, наверное, думал: 
“Скорей возвращайся назад.”
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

– Запишите:
– Кто плыл на яхте? (кто-то)
– О чём кричали чайки? (о чем-то)
– Какие люди глядели уплывшему дельфину в след? (какие-то)
– Какой дельфин в зелёные волны нырял?  (какой-то)
– К какому разряду относятся данные местоимения? (к неопределенным)
– Итак, какому разряду местоимений будет сегодня посвящен наш урок? СЛАЙД 5
ЗАПИСЫВАЕМ ТЕМУ УРОКА: «НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

III. Постановка учебной задачи.

1. Работа с кластером

– Посмотрите на кластер и скажите, что нам уже известно, а чего мы еще не знаем о неопределенных местоимениях? СЛАЙД 6

– Какие цели перед собой поставим?

2. Цели урока:

  • Научиться правильно писать неопределенные местоимения
  • Учиться употреблять их в речи.

Цель этапа: учить ставить учебные цели

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1. Работа с таблицей   (РАБОТА В ПАРЕ)   СЛАЙД 7
– Посмотрите на данную таблицу (Приложение). Заполните пустые места в таблице (затем работа проверяется устно)

? РАЗРЯД

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБРАЗОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ…

?

?

ЕСЛИ ЕСТЬ ПРЕДЛОГ, ТО ПИШЕТСЯ….

КТО

НЕКТО
КОЕ-КТО

КТО-ТО
КТО-ЛИБО
КТО-НИБУДЬ

КОЕ   У   КОГО
КОЕ С КЕМ
КОЕ О ЧЁМ

КАКОЙ

КОЕ-КАКОЙ

КАКОЙ-ТО

КОТОРЫЙ

НЕКОТОРЫЙ

КОТОРЫЙ-ЛИБО

СКОЛЬКО

НЕСКОЛЬКО

СКОЛЬКО-ТО

ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА НА СТР. 82

2. Словарная работа    СЛАЙД 8

В таблице нам встретилось местоимение НЕКТО.

Дайте лексическое толкование
НЕКТО
1) Некий человек, кто-то.
2) Кто-то малоизвестный (обычно в сочетании с именем, фамилией, кличкой)
Придумайте и запишите сложное предложение с этим местоимением.

3. ФИЗМИНУТКА    СЛАЙД 9-14

Цель этапа: выявление места и причины затруднения.

V. Первичное закрепление.

1. Замените выделенные местоимения синонимичными, более свойственными разговорной речи.  СЛАЙД 15-16

Друг рассказал мне  нечто интересное  (что-то)
Некто забыл дома тетрадь  (кто-то)
Дай мне что-либо почитать  (что-нибудь)

2. Творческое списывание

Задание: вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, с приставкой кое-.

1. Поздно вечером … постучался к нам.
2. На берегу реки росла … пышная зелень.
3. Расскажите … о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа … книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге … черное.

- Объяснение правописания неопределенных местоимений.

3. Цифровой диктант   СЛАЙД 17-18

Раздельное написание местоимения – 1, через дефис – 2.
Беседовал кое(с)кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь), догадайся  кое(о)чем, кое(кого) не было, приобрести что(либо).

Ответы: 1, 2, 2, 1, 2, 2.

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях, проговаривание алгоритма действия.

VI. Самостоятельная работа

1. Словарный диктант  (работа с карточкой)

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ (дети выбирают уровень сами)

УРОВЕНЬ на «3»

Прочитайте текст. Обозначьте неопределённые местоимения. Объясните, как пишутся неопределённые местоимения.
Кое с кем это уже случалось, кое у кого  совсем недавно было много неприятностей. Надо было бы мне узнать кое о чём и поговорить кое с кем об этом. Но боюсь, кое-кто не захочет делиться со мной кое-чем. Думаю, что кое-кому это неинтересно – рассказывать мне кое о чём. Жаль, но мне придётся самому решать, с кем остаться.

УРОВЕНЬ на «4»

Пос...дить какие(нибудь) р...стения; слыш...ш(ь) какой(то) ш...рох; р...здают(ь)ся чьи(то) шаги; проч...тать что(либо); что(то) бл...стит; пр...обрести (кое)какие вещи; пр...бывать в каком(то) (не)доумени...; кое(в)чем (не)согласит(ь)ся; встрет...шь кого(нибудь).

УРОВЕНЬ на «5»

(Не)произвел (н...)какого впеч...тления; н...(на)что ра(с, сс)читывать; (н...)чего пр...обрести; ра(с, сс)казать (н....)что интересное; (н...)чем (не) интересуется; н...(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит(ь)ся (н...)каких пр...пятствий; (н...)чем (не)уд...вишь; н...(с)чем сравнить; н...(у)кого (не) был; (н...)кого ра(с, сс)просить; н...(к)кому сп...шить; н...(с)кем пр...рекат(ь)ся; н...(перед)чем (не) пр...клонят(ь)ся; (н...)кого (не) пр...зирать; (н...)кому  (н...)чего (не) расскажу.

Цель этапа: проверить умение применения нового знания в типовых заданиях.

VII. Итог урока

- Какие цели ставили в начале урока?
- Чему научились?

Цель этапа: подведение итога  урока

VIII. Рефлексия деятельности

- Встаньте, если у вас хорошее настроение.
- Повернитесь  налево, если вы считаете, что в неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка – не всегда под ударением.
– Повернитесь направо, если неопределенные  местоимения указывают на неизвестные, неопределенные  лица, предметы, их признаки.
– Повернитесь прямо, если  местоимение НЕКТО имеет форму только И.п.
– Хлопните в ладоши, если местоимение НЕЧТО имеет форму только И.п   (НЕТ!!!)
– Поднимите руки вверх, если  неопределенные местоимения с приставкой  кое-, суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся слитно (НЕТ!!!!)
– Сядьте на своё место, если вы считаете, что тему поняли.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

IX. Домашняя работа

По выбору: упр. 475 или 476

Дополнительная отметка: «Составьте из 20 слов словарный диктант на тему "Неопределённые местоимения»

Цель этапа: проверка изученного; развитие творческих способностей учащихся

Читать еще:


Новые материалы:

Занимательные приемы обучения младших школьников чтению и письму на уроках немецкого языка :: Система дифференцированных упражнений по обучению аудированию, разработанная на основе УМК "Enjoy English-5" :: Урок английского языка по теме "Экстремальные виды спорта" для учащихся 10-х классов :: Из опыта применения ролевых игр в обучении деловому английскому языку :: Праздник "Прощание с начальной школой" :: Родители лёгкого поведения ( Drunk Parents ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / Неман / Шкаф четырехдверный Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD