Подготовка к сочинению по картине Ю.М.Непринцева "Отдых после боя". 9-й класс : Русский язык

Задача. Планируется, что по окончании урока учащиеся смогут успешно справиться с написанием текста сочинения по картине, учитывая требования к синтаксису и идейному содержанию работы

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала (предложения с прямой и косвенной речью, сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными; составление схем предложений).
  • Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
  • Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
  • Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности при написании текста-описания картины.

Оборудование: "Русский язык. 9 класс": учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2010); компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организующее начало урока

II. Сообщение темы и цели урока

III. Работа по теме урока

1) Работа с учебником (с.101, упр.138)

– Прочитайте задание и выделите этапы его выполнения (самостоятельная работа учащихся)
– Итак, какие действия вы должны будете выполнить? (рассмотреть репродукцию; составить текст, используя предложения с прямой и косвенной речью; составить схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными)
– Рассмотрите репродукцию картины (цветная вкладка 3)
– Что (кого) мы видим перед собой? Где и когда происходит изображённое на картине?
– Какова тематика картины? (мирные будни Великой Отечественной войны)
– Идет война. Суровое время: бои, кровь, огонь, смерть поджидает на каждом шагу.
Но есть и такие минуты, когда гром орудий затихает, когда не слышно свиста пуль и рева снарядов, стона раненых бойцов, когда смерть берет передышку. Именно такой момент изображен на картине Непринцева “Отдых после боя”. Бойцы, герои картины, расположились на привал. Привал – это короткий промежуток времени между атаками, когда можно отдохнуть от бессонных ночей, закурить, подкрепиться, забыть о недавнем кровавом бое, отвлечься от мыслей о раненом однополчанине.
– К какому жанру мы отнесём это художественное произведение? (групповой портрет, сюжетная картина)

2)  Введение в искусствоведение. Знакомство с художником и его полотнами

1. Слово о художнике (Презентация, слайд 1) и его картинах (слайды 2-5)

2. История создания картины "Отдых после боя" (слайд 6) – Приложение 1: материалы для учителя
    – Зима 1942 года. Знакомство Непринцева с поэмой Твардовского "Василий Тёркин"
    – Реализация замысла: создание послевоенных картин
    – "Биографии" героев картины, количество "действующих лиц", пейзаж
    – Портретные наброски Тёркина
– Юрий Михайлович Непринцев рассказывал, что сюжет его картины возник из воспоминаний военных лет. Давайте посмотрим на архивные фотографии периода Великой Отечественной войны (слайды 7-15).
– Какой вывод можно сделать? (Художнику не надо было "придумывать" сюжет картины и её композицию, потому произведение получилось реалистичным, "взятым" из реальной жизни)
– Как вы думаете, какую цель поставил перед собой художник? Прочитайте, что он сам сказал об этом (слайд 16)

3. Синтаксическая подготовка к сочинению

– Вернёмся к этапам задания, поставленного перед нами авторами учебника. Наша следующая задача – …(составление предложений с прямой и косвенной речью)
– С какой целью вы будете использовать подобные предложения в тексте будущего сочинения? (Использование цитат самого художника)
– Вспомните и запишите схемы предложений с прямой речью. Проверим.
– Что вам известно о предложениях с косвенной речью? Обратимся к материалам учебника (с.100-101, рубрика "Возьмите на заметку"). Составьте схемы таких предложений.
Проверка по эталону (слайд 17)
– Чтобы составить предложения с прямой и косвенной речью, воспользуемся цитатой Ю.М. Непринцева в учебнике и теми, которые приведены в карточках с материалами к сочинению (Приложение 2: раздаточный материал для учащихся)

Самостоятельная работа учащихся по составлению предложений.

Чтение учащимися составленных предложений. Примеры (слайд 18)

4. Работа с лексическим материалом к сочинению

– Прочитайте. Подчеркните словосочетания и выражения, наиболее актуальные, по вашему мнению, в будущем сочинении.
Обсуждение.

5. Составление плана сочинения

– Основываясь на прочитанный и прослушанный материал, на предыдущий опыт подготовки к написанию сочинения, составьте план описания картины.
Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение готовых вариантов плана. Обращение к плану, предложенному учителем (слайд 19)

IV. Актуализация целей перед написанием сочинения

– Давайте обсудим, что вы должны будете помнить при выполнении работы.
   – следовать плану
   – использовать предложения с прямой и косвенной речью
   – раскрыть авторский замысел создания картины

V. Задание на дом

– Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году – третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Постарайтесь составить текст, представив себя в роли искусствоведа, знакомящего посетителей выставки с этой картиной или пишущего статью о картине в художественный альбом.

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока "Здоров будешь – все добудешь" :: Сценарий для конкурса чтецов "Все начинается с любви" :: Конкурс "В журналисты я пойду… Пусть меня научат!" :: Сказочный калейдоскоп :: Тематический классный час "Художественный образ – умей видеть прекрасное" :: Жена смотрителя зоопарка ( The Zookeeper's Wife ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Матрасы/Мебель для спальни/Матрасы, подушки/Матрасы / Лонакс / Матрас скрученный Лонакс ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как накачать руку от кисти до локтя

Как накачать запястья? Как вы думаете, зачем накачивать кисти рук с той же интенсивностью, с которой культурист укрепляет свои ноги? Оказывается, что сильные...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Убрать живот за 2 месяца

Источник: Как убрать живот за 2 месяца Содержание Как убрать живот за 1 или 2 месяца упражнениями Краткое содержание статьи: Живот – это то, что нам надоело очень...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно есть грейпфрут для похудения

Как нужно есть грейпфрут, чтобы похудеть Оглавление: Почему этот фрукт такой полезный? Грейпфрут. Как лучше его употреблять? Половинки грейпфрута достаточно для...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как правильно считать калории при похудении

Как правильно считать калории, чтобы похудеть? Как правильно считать калории, чтобы похудеть?категория: Здоровье » Правильное питание | 29-04-2011 | автор:...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD