Методическая разработка урока русского языка по развитию речи на тему "Повествование. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась»". 5-й класс : Русский язык

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи на тему "Повествование. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась»". 5-й класс : Русский язык

Цели урока:

  • дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи;
  • учить выделять ключевые слова в тексте (при чтении и на слух);
  • развивать навыки устного и письменного изложения текста, мотивацию к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

  • учащиеся узнают типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • учатся различать их;
  • узнают признаки повествования;
  • учатся составлять план текста, последовательно излагать текст, объяснять языковые явления.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы готовимся к написанию изложения о старой музыкальной шкатулке. Нам нужно хорошо разобраться в тексте, чтобы понять , какую мысль хотел донести до нас писатель, каким жизненным опытом поделиться. Автором нашего текста является известный писатель К.Г.Паустовский. Нам известны такие его рассказы, как “Подарок”, “Правая рука”, “Какие бывают дожди”, “Прощание с летом” и другие. Паустовский много путешествовал по родной стране, рыбачил на глухих озёрах, ночевал в лесах и лугах, в избушках лесников, встречался с охотниками и бакенщиками они помогали ему полнее и глубже узнавать свою Родину. Особенно любил автор Мещёрский край. Впечатления от Мещёры отразились в его рассказах “Золотой линь”, Заячьи лапы” и многих других. Отрывок для нашего изложения взят из рассказа “Жильцы старого дома”.

3. Выразительное чтение текста учителем (упр.№ 283)

4. Лексическая работа: объяснение значения слова “ходики” - простейшие настенные часы с маятником и гирями; мелодия - последовательный ряд звуков, создающий мотив; изумление – сильное удивление.

5. Орфографическая работа: запись слов переливающийся, стеклянный, как-то, какая-нибудь, многолетний, таинственный, неожиданно, как мы ни бились.

6. Понятие о типах речи. Повествование.

Повествование рассматривается как “рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности”. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

7. Беседа по содержанию. Вопросы для беседы:

Назовите тему нашего текста. Зачем Паустовский рассказал об этом случае?

Какого типа речи наш текст? Докажите это. Какие варианты заглавия можно подобрать? Какие слова можно считать ключевыми, т.е. такими, которые несут основную смысловую нагрузку, без которых нельзя обойтись? Запишем эти слова на доске и в тетрадях: старые вещи, чердак, чёрная музыкальная шкатулка, не играла, была испорчена, чудесный звон, шкатулка проснулась, проиграла все песни, замолчала. К какому стилю речи можно отнести текст?

8. Составление плана.

Старые вещи.

Неожиданная находка.

Как устроена шкатулка.

Шкатулка не играла.

Шкатулка ожила.

Чудесная музыка.

Шкатулка замолчала навсегда.

9. Пересказ текста (пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова).

10. Языковой анализ текста, в результате которого учащиеся приходят к выводу о том, что в тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать и хранить эту красоту.

11. Написание изложения. (пишется на втором уроке).

Читать еще:


Новые материалы:

"Игровые разминки" :: Урок по теме "Золотой век русской культуры. А.С. Пушкин" :: Правописание безударных гласных в корне слова. 3-й класс :: Урок математики по теме "Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100" :: Урок геометрии в 10-м классе по теме: "Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка" :: Вечеринка ( The Party ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list15.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Я худею, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD