Методическая разработка урока русского языка по развитию речи на тему "Повествование. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась»". 5-й класс : Русский язык

Методическая разработка урока русского языка по развитию речи на тему "Повествование. Обучающее изложение по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась»". 5-й класс : Русский язык

Цели урока:

  • дать понятие о повествовании, его отличии от других типов речи;
  • учить выделять ключевые слова в тексте (при чтении и на слух);
  • развивать навыки устного и письменного изложения текста, мотивацию к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

  • учащиеся узнают типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • учатся различать их;
  • узнают признаки повествования;
  • учатся составлять план текста, последовательно излагать текст, объяснять языковые явления.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы готовимся к написанию изложения о старой музыкальной шкатулке. Нам нужно хорошо разобраться в тексте, чтобы понять , какую мысль хотел донести до нас писатель, каким жизненным опытом поделиться. Автором нашего текста является известный писатель К.Г.Паустовский. Нам известны такие его рассказы, как “Подарок”, “Правая рука”, “Какие бывают дожди”, “Прощание с летом” и другие. Паустовский много путешествовал по родной стране, рыбачил на глухих озёрах, ночевал в лесах и лугах, в избушках лесников, встречался с охотниками и бакенщиками они помогали ему полнее и глубже узнавать свою Родину. Особенно любил автор Мещёрский край. Впечатления от Мещёры отразились в его рассказах “Золотой линь”, Заячьи лапы” и многих других. Отрывок для нашего изложения взят из рассказа “Жильцы старого дома”.

3. Выразительное чтение текста учителем (упр.№ 283)

4. Лексическая работа: объяснение значения слова “ходики” - простейшие настенные часы с маятником и гирями; мелодия - последовательный ряд звуков, создающий мотив; изумление – сильное удивление.

5. Орфографическая работа: запись слов переливающийся, стеклянный, как-то, какая-нибудь, многолетний, таинственный, неожиданно, как мы ни бились.

6. Понятие о типах речи. Повествование.

Повествование рассматривается как “рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности”. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

7. Беседа по содержанию. Вопросы для беседы:

Назовите тему нашего текста. Зачем Паустовский рассказал об этом случае?

Какого типа речи наш текст? Докажите это. Какие варианты заглавия можно подобрать? Какие слова можно считать ключевыми, т.е. такими, которые несут основную смысловую нагрузку, без которых нельзя обойтись? Запишем эти слова на доске и в тетрадях: старые вещи, чердак, чёрная музыкальная шкатулка, не играла, была испорчена, чудесный звон, шкатулка проснулась, проиграла все песни, замолчала. К какому стилю речи можно отнести текст?

8. Составление плана.

Старые вещи.

Неожиданная находка.

Как устроена шкатулка.

Шкатулка не играла.

Шкатулка ожила.

Чудесная музыка.

Шкатулка замолчала навсегда.

9. Пересказ текста (пересказываем по пунктам плана, используем ключевые слова).

10. Языковой анализ текста, в результате которого учащиеся приходят к выводу о том, что в тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать и хранить эту красоту.

11. Написание изложения. (пишется на втором уроке).

Читать еще:


Новые материалы:

Литературно-музыкальная композиция "85-летию В.М. Шукшина посвящается…" :: Тема беседы «В дружбе - сила» :: Сценарий школьного Новогоднего бала :: "В ногу с будущим" :: Урок биологии в 10-м классе (по программе Т.Н. Мягковой). Тема: "Среды жизни. Экологическая ниша" :: Фердинанд ( Ferdinand ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Ванная/Шкафы/Шкафы навесные / Акватон / Тумба под раковину Акватон Венеция 90 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD