Развитие орфографической зоркости при обучении грамоте учащихся 5–6-х классов : Русский язык

Общеизвестно, что отсутствие орфографической зоркости или слабая её сформированность являются одной из главных причин допущенных на письме ошибок. Эта проблема касается не только учащихся начальной школы. Именно в 5-6 классах обнаруживается недостаток этого навыка у многих учащихся. В особо запущенных случаях речь идёт о том, что ребёнку ставят диагноз "дисграфия",что само по себе является психотравмирующим фактором и вовсе не помогает ученику овладеть знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в школе.

Вот почему умение обнаруживать орфограммы,так называемая орфографическая зоркость,является основным, базовым орфографическим умением. Прежде всего, учителю необходимо научить ребёнка ставить перед собой орфографические задачи, а затем учить их решению. Школьников необходимо научить распознаванию тех опознавательных признаков, по которым они могли бы обнаруживать большинство орфограмм. Ведь зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок знает правило, но не может применить его или же вовсе не может распознать орфограмму, если упражнение на данную орфограмму появляется через одну - две темы после изученного материала.

Наибольшую трудность представляют слова с непроверяемыми написаниями, а также слова с чередующимся гласными в корне слов и непроизносимыми согласными. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания правильного написания, являются этимологический анализ и система упражнений.

При чём упражнения следует выполнять в определённой последовательности:

1. Письмо с проговариванием. Слова необходимо проговаривать по слогам, чтобы задействовать несколько видов памяти: моторную,зрительную,слуховую. В таких упражнениях не должно быть пропуска букв! Если мы имеем дело с непроверяемыми гласными, это слово следует запомнить, если же речь идёт,например, о правиле написания слов с чередующимися гласными в корне слова, то ребёнок должен объяснить, почему в этом слове надо писать именно эту букву.

2. Списывание двух видов: простое и осложнённое. В первом случае перед учащимся ставится задача воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором-списыванию предшествует выполнение того или иного задания по теме, которая воспроизводится в материале списывания, либо включает в себя дополнительные задания. В процессе списывания работают несколько видов памяти, что представляется наиболее важным умением в процессе обучения. Так же воспитывается самостоятельность при выполнении заданий.

3. Комментированное письмо. Это письменное задание на основе проговаривания по слогам. Важно, чтобы учащиеся работали все одновременно с комментатором. В комментированное письмо со наряду с сильными учениками включаются и более слабые ребята. Этот вид работы развивает внимание к слову,его значению,речь учащихся ( что приобретает важное значение в связи в возвращением в школьный экзамен по русскому языку устной части), а так же фонематический слух.

4. Грамматические разминки. Проводится обычно в начале урока, настраивает учащихся на рабочий ритм. Например: с большой или маленькой буквы, какую букву писать: П или Б, Е или И и почему. Такие разминки я обычно составляю на основе анализа ошибок, допущенных учащимися в письменных работах.

5. Работа над ошибками. Этот вид учебной деятельности воспитывает у учащихся орфографическую зоркость и ответственное отношение к письму, стремление грамотно оформлять свои мысли. Работа над ошибками обязательно контролируется и проверяется учителем.

Таким образом, система работы по предупреждению ошибок позволяет уменьшить их число в несколько раз, тем самым формирует у учащихся навыки осознанного грамотного письма, что, в свою очередь, является одной из основных задач учителя русского языка.

Читать еще:


Новые материалы:

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии :: Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи" :: Элективный курс "Тайны человеческого тела" :: Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения :: Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна" :: Охотник с Уолл-стрит ( The Headhunter's Calling ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Комоды / Advesta / Комод La-Man ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD