Развитие орфографической зоркости при обучении грамоте учащихся 5–6-х классов : Русский язык

Общеизвестно, что отсутствие орфографической зоркости или слабая её сформированность являются одной из главных причин допущенных на письме ошибок. Эта проблема касается не только учащихся начальной школы. Именно в 5-6 классах обнаруживается недостаток этого навыка у многих учащихся. В особо запущенных случаях речь идёт о том, что ребёнку ставят диагноз "дисграфия",что само по себе является психотравмирующим фактором и вовсе не помогает ученику овладеть знаниями и умениями, необходимыми для успешного обучения в школе.

Вот почему умение обнаруживать орфограммы,так называемая орфографическая зоркость,является основным, базовым орфографическим умением. Прежде всего, учителю необходимо научить ребёнка ставить перед собой орфографические задачи, а затем учить их решению. Школьников необходимо научить распознаванию тех опознавательных признаков, по которым они могли бы обнаруживать большинство орфограмм. Ведь зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребёнок знает правило, но не может применить его или же вовсе не может распознать орфограмму, если упражнение на данную орфограмму появляется через одну - две темы после изученного материала.

Наибольшую трудность представляют слова с непроверяемыми написаниями, а также слова с чередующимся гласными в корне слов и непроизносимыми согласными. Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания правильного написания, являются этимологический анализ и система упражнений.

При чём упражнения следует выполнять в определённой последовательности:

1. Письмо с проговариванием. Слова необходимо проговаривать по слогам, чтобы задействовать несколько видов памяти: моторную,зрительную,слуховую. В таких упражнениях не должно быть пропуска букв! Если мы имеем дело с непроверяемыми гласными, это слово следует запомнить, если же речь идёт,например, о правиле написания слов с чередующимися гласными в корне слова, то ребёнок должен объяснить, почему в этом слове надо писать именно эту букву.

2. Списывание двух видов: простое и осложнённое. В первом случае перед учащимся ставится задача воспроизвести без ошибок готовый текст. Во втором-списыванию предшествует выполнение того или иного задания по теме, которая воспроизводится в материале списывания, либо включает в себя дополнительные задания. В процессе списывания работают несколько видов памяти, что представляется наиболее важным умением в процессе обучения. Так же воспитывается самостоятельность при выполнении заданий.

3. Комментированное письмо. Это письменное задание на основе проговаривания по слогам. Важно, чтобы учащиеся работали все одновременно с комментатором. В комментированное письмо со наряду с сильными учениками включаются и более слабые ребята. Этот вид работы развивает внимание к слову,его значению,речь учащихся ( что приобретает важное значение в связи в возвращением в школьный экзамен по русскому языку устной части), а так же фонематический слух.

4. Грамматические разминки. Проводится обычно в начале урока, настраивает учащихся на рабочий ритм. Например: с большой или маленькой буквы, какую букву писать: П или Б, Е или И и почему. Такие разминки я обычно составляю на основе анализа ошибок, допущенных учащимися в письменных работах.

5. Работа над ошибками. Этот вид учебной деятельности воспитывает у учащихся орфографическую зоркость и ответственное отношение к письму, стремление грамотно оформлять свои мысли. Работа над ошибками обязательно контролируется и проверяется учителем.

Таким образом, система работы по предупреждению ошибок позволяет уменьшить их число в несколько раз, тем самым формирует у учащихся навыки осознанного грамотного письма, что, в свою очередь, является одной из основных задач учителя русского языка.

Читать еще:


Новые материалы:

Тема урока: "Твердые тела, жидкости и газы". 1-й класс :: Башкортостан – мой край родной! :: Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе "В гостях у гнома Эконома и Белки и компании" :: Урок обучения грамоте "Звуки [в] и [в'], буква В, в ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list3.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Сценарий интерактивной игры для учащихся 3–4-х классов "Правила дорожные знать каждому положено" :: Шпион, который меня кинул ( The Spy Who Dumped Me ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Комоды и Тумбы/Тумбы / Анрекс / Тумбочка Oskar 1D ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD