Урок русского языка по теме «Пунктуация в бессоюзном предложении». 9-й класс : Русский язык

Тип урока урок объяснения нового материала
Форма урока урок-практикум
Вид урока комбинированный
Используемые ИКТ, технология сотрудничества, развивающего
технологии обучения
Метапредмет содержание
Метатема содержание – форма
Формы работы, коммуникативный метод, словесный метод
приемы, методы (объяснение, беседа), наглядный метод, практический
Группы УУД личностная, коммуникативная, познавательная, регулятивная
Организация пространства групповая, фронтальная
Цель учащихся: знать правила постановки знаков препинания в БСП
Задачи: - образовательные: познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП
- воспитательные: воспитывать интерес к значению слова, мудрым высказываниям
- развивающие : формировать логику развития мысли , пробуждать интерес к процессу мышления.
Цель учителя: расширить знания о пунктуации в БСП, воспитывать любовь к родному слову
Задачи: - образовательные: систематизировать знания о пунктуации в БСП
- воспитательные: вызвать интерес к художественному слову, воспитывать коммуникативные способности
- развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции, развивать познавательные возможности.

Ход урока

Индукция

Приложение 1

Приложение 2

I. Организационный момент.

На интерактивной доске – видео с музыкой.

Учитель: Какие чувства вы испытали, глядя на экран? Что и почему вам понравилось?

Поразмышляем о содержании и форме.

- Что такое содержание? (единство всех элементов целого, выражаемого в форме, суть изложения)

- А форма? (способ существования содержания, внешний вид, образец)

Форма не существует без содержания. Что важнее?

В жизни часто форма не соответствует содержанию (ядовитый красивый мухомор. Маленькая пчела, приносящая большую пользу). В погоне за формой порой забываем о внутреннем мире. Не случайно об этом часто размышляли мудрецы.

Я приглашаю всех любознательных отправиться в храм мудрости, чтобы прикоснуться к тайне процесса познания.

II. Постановка проблемы.

Запишем тему урока и эпиграф:

“Созерцаешь малое – видишь вечное”.

Цель урока – познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП.

Давайте поговорим о смысле этого афоризма.

III. Создание творческого продукта

Погружение в слово.

Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово. Как вы понимаете значение слова “созерцать”?

А теперь давайте посмотрим, как толкует значение слова словари Ожегова, Даля. В чем разница? Каким смыслом наполнено слово у Даля? Какие слова помогают понять?

  1. Чье объяснение больше подходит к нашему афоризму?
  2. Кто подразумевается под словом малое, если он живой, но смертен? (человек)
  3. А что у человека вечно, бессмертно? (Душа)

Таким образом, становится понятен афоризм.

Мудрец, созерцая малое, призывал человека заглянуть в... (себя).

Внутреннее содержание человека очень важно.

Это предложение имеет как содержание, так и форму.

Какую синтаксическую конструкцию представляет данное высказывание? (БСП)

- Вызвать к доске ученика для построения схемы предложения. Что такое БСП? Какие знаки можно поставить в БСП?

От чего зависит выбор знака? (от смысловых отношений)

IV. Групповая работа.

Исследование.

Сейчас в течение 5 мин каждая группа должна , поработав с учебником, заполнить таблицу на доске и у себя в тетради, когда ставятся знаки

  • I группа - когда ставится тире в БСП
  • II группа - двоеточие
  • III группа - запятая, точка с запятой

У вас на партах лежат инструкции, которые помогут выполнить задание. (Приложение к уроку)

Результатом вашего исследования будет вывод:

- Какой союз можно вставить между частями БСП

- Какие смысловые отношения между ними

(ответы учащихся у доски)

Заранее на доске начерчена таблица.

Знаки препинания в БСП

Точка; точка с запятой Двоеточие Тире
     

Применим знания на практике. Обратимся к предложениям на экране.

Вывод: Знаки препинания в БСП ставятся в зависимости от смысла отношений. Чтобы правильно выбрать знак, нужно произвести синонимичную замену союзной конструкцией. (ССП или СПП)

Итак, мы сегодня убедились, что форма должна соответствовать содержанию не только в синтаксических конструкциях нашего языка, но и в человеке. Закончить урок хочется мудрым четверостишием Н. Заболоцкого:

  • Что есть красота?
  • И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

V. Рефлексия.

- Над каким из заданий вам было интереснее всего работать?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

VI. Домашняя работа.

Читать еще:


Новые материалы:

Параллельные прямые :: Решение задач по теме "Площади параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора" :: Аксиома параллельных прямых. 7-й класс :: Урок алгебры в 9-й классе "Степень с целым показателем" :: Зачет по темам главы "Тригонометрические функции в курсе алгебры и начал анализа". 10-й класс :: Нелюбовь, 2017 :: Столы и стулья/Компьютерные столы / MnogoMeb / Стол угловой тумба слева СС 12.21 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD