Урок русского языка по теме «Пунктуация в бессоюзном предложении». 9-й класс : Русский язык

Урок русского языка по теме «Пунктуация в бессоюзном предложении». 9-й класс : Русский язык

Тип урока урок объяснения нового материала
Форма урока урок-практикум
Вид урока комбинированный
Используемые ИКТ, технология сотрудничества, развивающего
технологии обучения
Метапредмет содержание
Метатема содержание – форма
Формы работы, коммуникативный метод, словесный метод
приемы, методы (объяснение, беседа), наглядный метод, практический
Группы УУД личностная, коммуникативная, познавательная, регулятивная
Организация пространства групповая, фронтальная
Цель учащихся: знать правила постановки знаков препинания в БСП
Задачи: - образовательные: познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП
- воспитательные: воспитывать интерес к значению слова, мудрым высказываниям
- развивающие : формировать логику развития мысли , пробуждать интерес к процессу мышления.
Цель учителя: расширить знания о пунктуации в БСП, воспитывать любовь к родному слову
Задачи: - образовательные: систематизировать знания о пунктуации в БСП
- воспитательные: вызвать интерес к художественному слову, воспитывать коммуникативные способности
- развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции, развивать познавательные возможности.

Ход урока

Индукция

Приложение 1

Приложение 2

I. Организационный момент.

На интерактивной доске – видео с музыкой.

Учитель: Какие чувства вы испытали, глядя на экран? Что и почему вам понравилось?

Поразмышляем о содержании и форме.

- Что такое содержание? (единство всех элементов целого, выражаемого в форме, суть изложения)

- А форма? (способ существования содержания, внешний вид, образец)

Форма не существует без содержания. Что важнее?

В жизни часто форма не соответствует содержанию (ядовитый красивый мухомор. Маленькая пчела, приносящая большую пользу). В погоне за формой порой забываем о внутреннем мире. Не случайно об этом часто размышляли мудрецы.

Я приглашаю всех любознательных отправиться в храм мудрости, чтобы прикоснуться к тайне процесса познания.

II. Постановка проблемы.

Запишем тему урока и эпиграф:

“Созерцаешь малое – видишь вечное”.

Цель урока – познакомиться с условиями постановки знаков препинания в БСП.

Давайте поговорим о смысле этого афоризма.

III. Создание творческого продукта

Погружение в слово.

Постижение смысла высказывания невозможно без погружения в слово. Как вы понимаете значение слова “созерцать”?

А теперь давайте посмотрим, как толкует значение слова словари Ожегова, Даля. В чем разница? Каким смыслом наполнено слово у Даля? Какие слова помогают понять?

  1. Чье объяснение больше подходит к нашему афоризму?
  2. Кто подразумевается под словом малое, если он живой, но смертен? (человек)
  3. А что у человека вечно, бессмертно? (Душа)

Таким образом, становится понятен афоризм.

Мудрец, созерцая малое, призывал человека заглянуть в... (себя).

Внутреннее содержание человека очень важно.

Это предложение имеет как содержание, так и форму.

Какую синтаксическую конструкцию представляет данное высказывание? (БСП)

- Вызвать к доске ученика для построения схемы предложения. Что такое БСП? Какие знаки можно поставить в БСП?

От чего зависит выбор знака? (от смысловых отношений)

IV. Групповая работа.

Исследование.

Сейчас в течение 5 мин каждая группа должна , поработав с учебником, заполнить таблицу на доске и у себя в тетради, когда ставятся знаки

  • I группа - когда ставится тире в БСП
  • II группа - двоеточие
  • III группа - запятая, точка с запятой

У вас на партах лежат инструкции, которые помогут выполнить задание. (Приложение к уроку)

Результатом вашего исследования будет вывод:

- Какой союз можно вставить между частями БСП

- Какие смысловые отношения между ними

(ответы учащихся у доски)

Заранее на доске начерчена таблица.

Знаки препинания в БСП

Точка; точка с запятой Двоеточие Тире
     

Применим знания на практике. Обратимся к предложениям на экране.

Вывод: Знаки препинания в БСП ставятся в зависимости от смысла отношений. Чтобы правильно выбрать знак, нужно произвести синонимичную замену союзной конструкцией. (ССП или СПП)

Итак, мы сегодня убедились, что форма должна соответствовать содержанию не только в синтаксических конструкциях нашего языка, но и в человеке. Закончить урок хочется мудрым четверостишием Н. Заболоцкого:

  • Что есть красота?
  • И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

V. Рефлексия.

- Над каким из заданий вам было интереснее всего работать?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

VI. Домашняя работа.

Читать еще:


Новые материалы:

Интеллектуально-творческая игра для младших школьников "ЭкоКолобок" :: Программа развития музея "История школы". "Школьные годы чудесные…" :: Тренинг для учителей "Кто есть кто?" :: Развитие восприятия окружающего мира, фантазии, реальных образов на занятиях кружка изобразительного искусства с одаренными детьми :: Использование компьютерных технологий на уроках математики :: Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (), 2017 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Кресло плетеное Y137В-W51 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD