Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС : Русский язык
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС : Русский язык

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели урока:

  • Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
  • Содержательные: сформировать представление о вопросительных и относительных местоимениях, отработать умение их различать.
Средства ИКТ и материалы ПК, интерактивная доска, элементы презентации со схемами и таблицами по теме; карточки-подсказки учителю.
Список дополнительной литературы Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык. 6 класс” / Е.М. Сергеева. — 5-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательство “Экзамен”, 2011. — 141 с.

Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Книга 4. — М.: РОСТ, Скрин, 1998. — 128 с.

Ссылки на интернет-ресурсы http://festival.1september.ru/articles/648280/

http://moi-uni.ru/mod/resource/view.php?id=28501

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/02/05/prezentatsiya-k-uroku-na-temu-voprositelnye-mestoimeniya-6 http://rus.1september.ru/view_article.php?id=200901606

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html

Педагогические методы и приемы Притча, “Я беру тебя с собой”, конструктор “События”, письмо по кругу, ТРИЗ-загадки.
Дополнительная информация 1. На следующем уроке при проверке домашнего задания № 4 вводится понятие местоименных (вопросительных и относительных) наречий для ознакомления и последующей актуализации знаний в 7 классе, а также для более системного усвоения материала по теме; озвучивается также альтернативная точка зрения лингвистов на данную классификацию.

2. Длительность урока в МОУ СОШ № 1 г.о. Звенигород — 40 минут.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин)
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы учебной деятельности 1. Чтение притчи Я.Корчака о местоимении, вопросы к учащимся;

2. Проверка домашнего задания (упр. 449);

3. Демонстрация темы урока, вопрос о предполагаемой цели урока (слайд 3 — число, классная работа, тема урока);

Презентация.

4. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний, итоговый вопрос: в каких по цели высказывания предложениях употребляются вопросительные местоимения?

(3 отметки в журнал)

1. Отвечают на вопросы к притче:

- О каких особенностях местоимений в образной форме поведал польский учитель?

- К какому разряду местоимений вы бы отнесли местоимение кто из этого текста? (слайд 1 со списком разрядов)

Презентация

- Попробуйте определить, какие слова из использованных в тексте, кроме “малышки Кто”, относятся к местоимениям (слайд 2 с текстом притчи)

- Какие разряды местоимений мы уже изучили? Приведите примеры (личные, возвратное)

2. Проверяют домашнее задание;

3. Записывают число, тему урока, определяют цель урока;

4. Отгадывают загадки, отвечают на вопросы, делают вывод об употреблении вопросительных местоимений.

П5, П6, П 14, К13, Р1, Л9, Л11
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 мин)
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности 1. Обобщение теоретического материала: Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями (потому что ИМЕНА!)

2. Слайд 4 с таблицами склонения чей? сколько?

3. Подача теоретического материла об относительных местоимениях;

4. Прием “Я беру тебя с собой”.

(4 отметки в журнал)

1. Читают вслух теорию о вопросительных местоимениях, стр. 72; перечисляют вопросительные местоимения; анализируют, какие части речи они заменяют;

2. Склоняют местоимения кто? что? какой? который?, упр. 452 (устно), упр. 451 (письменно) с взаимной проверкой в парах, образец — устный ответ одного из учащихся.

3. Выделяют главное в теоретическом материале об относительных местоимениях, делают выводы об отличительных чертах (функция в предложении); заполняют “Конструктор “События” в форме таблицы “Если ..., то ...”;

4. Угадывают загаданные учителем признаки в игре “Я беру тебя с собой” (личные мест. 3 л, мест-прил, возвр. мест.)

П1, П2, П7, П8, П9, П10, К9, Р2, Р9, Л9
3. Этап закрепления и включения изученного в систему знаний (10 мин)
Цель этапа: закрепление и применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса 1. Упр. 453, помочь в определении синтаксической роли местоимений;

2. Упр. 454;

3. Прием “Письмо по кругу”, учитель зачитывает вслух результаты;

4. Упр. 456, объяснение грамматических норм употребления вопросительных и относительных местоимений и связанных с ними слов.

(6-8 отметок в журнал)

1. Упр. 453 с дополнительным заданием определить синтаксическую роль местоимений, делают выводы о том, какая она может быть, исходя из правила и упражнения;

2. Упр. 454;

3. Учащиеся делятся на несколько групп, каждый ученик в группе записывает на листочек вопрос с вопросительным местоимением, группы обмениваются листочками и записывают ответы на вопросы другой группы в виде предложений с относительными местоимениями (например: Что ты читаешь? Я читаю книгу, которую ты мне подарил)

4. Упр. 456.

П3, П4, П11, П 18, П 19, К2, К 8, К10, Р1, Р3, Р6, Л 7, Л11
4. Этап рефлексии учебной деятельности (5 мин)
Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности 1. Подведение итогов урока;

2. Выставление и комментирование оценок;

3. Вопросы учащимся для рефлексии;

4. Трехуровневое домашнее задание:

I уровень (обязательный) — задания 1, 2;

II уровень (развитие речи, более глубокая рефлексия, исследование) — задание 3, 4 (на выбор);

III уровень (творческий) — задание 5.

(5-10 отметок в журнал)

1. Отвечают на вопросы для рефлексии:

- Какие вопросительные и относительные местоимения ты запомнил?

- Чем они отличаются?

- Какое слово в предложении Кто знает, в какое море впадает река Волга? является относительным местоимением?

- Каким членом предложения является местоимение что в предложении Что из коллекции понравилось вам больше всего?

- Укажите начальную форму местоимения чьими?

- Какие задания мне особенно понравились на уроке?

При выполнении каких заданий я испытывал затруднения?

2. Записывают домашнее задание.

П3, П7, П10, К5, P3, P4, P5, Л7

Приложение 1. Притча Януша Корчака

Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое маленькое словцо: КТО?

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: “Кто?” А не будь этой малышки Кто, ты должен был бы спросить: “Это Казик стучит? или Менька? или тетя? или гончар? или продавец посуды? или кум Петр? или нищий?” А тот все отвечал бы: “Нет, нет, нет”. И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: “Кто там?” — и в этом коротеньком “кто” сидят имена всех на свете людей. “Кто” — это местоимение.

Приложение 2. Загадки и занимательные вопросы из разных областей знаний

  1. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
  2. Что возвратить нельзя? (время)
  3. С каким “божьим” цветком часто сравнивают старичков? (“божий одуванчик”)
  4. Что бывает и виноградным, и томатным, и желудочным? (сок)
  5. В каком орехе есть молоко? (кокос)
  6. Чем является Кама по отношению к Волге? (приток)
  7. “Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда, и была, как Буратино, я когда-то молода”. Чья это песня? (черепахи)
  8. Кого писатель Н.Носов услал на Луну? (Незнайку) молодому капитану из романов Жюля Верна? (пятнадцать)

Приложение 3. Домашнее задание (слайд 5)

Параграф 79, определение вопросительного и относительного местоимения, стр. 72, 74

Упр. 455 с дополнительным заданием составить вопросы с вопросительными местоимениями к каждому предложению.

Упр. 457 (устно)

Почему кто, какой, чей, сколько — это местоимения, а где, куда, почему, как — это наречия?

Сочинить загадки с вопросительными местоимениями.

Читать еще:

Новые материалы:

Урок по географии в 8-м классе по теме "Охраняемые территории России. Заповедники России" :: Урок по теме "Реки" :: Экскурсионно-краеведческая работа в школе :: Урок по теме "Антарктида" :: Тема урока: И.А. Крылов. Басня "Зеркало и обезьяна" :: Майнкрафт ( Minecraft ), 2019 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru