Деловая игра по теме "Односоставные предложения" : Русский язык

Деловая игра по теме "Односоставные предложения" : Русский язык

Для начала игры встраиваем класс в кружок по датам рождения: январь, февраль и так далее. После чего рассаживаем по порядку за столы. Они расставлены амфитеатром, табличка на столе указывает, по какой проблеме будет работать временный творческий коллектив: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные предложения. Таким образом, перед нами представлены все виды односоставного предложения.

Лингвистическая разминка.

Урок начинается с лингвистической разминки, полюбившейся ребятам. Для каждого стола три вопроса (правильные ответы естественно не выделены)

1. Аббревиатура — инфинитив в функции подлежащего; сложносокращенное слово; прямой порядок слов.

2. Анаграмма — составная форма, образуемая сочетанием служебного и знаменательного слова; учение о выразительных свойствах частей речи и их форм; слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, входящих в состав другого слова.

3. Антитеза — раздел языкознания, изучающий собственные имена людей; стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов; слова, имеющие противоположные значения.

4. Аккомодация — частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом; корневая морфема, выступающая в функции приставки; отрасль языкознания, занимающаяся изучением возможностей применения математических методов к изучению и описанию языка.

5. Амфиболия — совокупность графических знаков, расположенных в принятом для данного языка порядке; переход слов других частей речи в разряд глаголов; неясность выражения, допускающего два различных истолкования.

6. Апостроф — надстрочный знак в виде запятой; служебное слово в некоторых языках при именах существительных; связь между приложением и определяемым словом.

7. Валентность — иноязычное слово или выражение, не до конца освоенное заимствующим языком; соединение предложений при помощи сочинительных союзов; способность слова вступать в словосочетания с другими словами.

8. Вокабула — отдельное слово иностранного языка с переводом на родной язык; раздел диалектологии, изучающий территориальное распределение диалектных явлений; звук, способный выступать в зависимости от положения в слоге как в функции согласного, так и в функции гласного.

9. Гипербола — независимая предикативная часть сложноподчиненного предложения; образное выражение, содержащее непомерное преувеличение; алфавитный список заголовочных слов в словаре.

10. Глаголица — глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве; автоматический перевод текста с одного языка на другой при помощи электронных машин на основе заданной программы; одна из двух азбук старославянского письма. 11. Дифтонгпродолжительность звука со свойственным ему количеством колебаний в единицу времени; сочетание в одном слоге двух гласных — слогового и неслогового; противопоставление двух или нескольких однородных единиц языка.

12. Инверсиярасположение членов предложения в особом порядке; передача чужой речи в форме придаточного предложения; буквенное обозначение звукового состава слов.

13. Иронияинфинитив с зависимыми словами, синтаксически образующий переходный случай от члена предложения к придаточному предложению; употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений; троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки.

14. Каламбур — педагогически не обоснованный прием обучения орфографии; фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова; синтаксическая конструкция, образованная по модели иностранного языка.

15. Клише готовый оборот речи, используемый в качестве легко воспроизводимого в контекстах стандарта; лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе; наиболее крупные разряды слов, объединенных одинаковыми формами выражения грамматических значений.

Разминка закончилась.

О чем спорят ученые?

Существует две точки зрения на вопрос о главном члене односоставных предложений. Одни ученые (их точку зрения вы встретите и в учебном комплексе В. Бабайцевой, и в учебнике С. Бархударова, С. Крючкова и др.) считают, что в односоставных предложениях может быть только один главный член, и это либо подлежащее, либо сказуемое. Односоставные предложения делятся на две группы: с одним главным членом сказуемым и одним главным членом подлежащим.

Большинство ученых (В.В. Виноградов, Н.Ю. Шведова и др.) отрицают возможность существования подлежащего и сказуемого в односоставных предложениях, называя грамматическую основу главным членом предложения. Таким образом, предложения делятся на односоставные глагольные и именные, (и соответствуют предложениям с одним главным членом — сказуемым и подлежащим). Итак, предложения с одним составом, одним главным членом (односоставные!) делятся на группы по значению и способу выражения главного члена.

О чем говорит название?

Задание каждому временному творческому коллективу: сформулируйте одним предложением, о чем говорит нам название...

Варианты ответов могут быть такими:

— название определенно-личное говорит о том, что что-то достаточно легко определить, и это что-то — вполне определенное лицо, деятель, так как действие его уже названо;

— название неопределенно-личное говорит о том, что в этом случае деятеля трудно определить;

— название безличные говорит о том, что в таких предложениях нет и не может быть подлежащего, то есть слова, которое называет деятеля;

— название обобщенно-личные говорит о том, что в таких предложениях глагол-сказуемое обозначает действие, которое производится любым лицом;

название назывные говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действия.

Найди предложение.

А теперь давайте потренируемся в поиске односоставных предложений.

В конверте № 1 упражнение. Оно отпечатано для каждого ученика, поэтому призовые очки получит та группа, в которй кто-либо из участников первым его выполнит.

Найдите предложения односоставные и двусоставные. Подчеркните в них главные члены предложения. Выпишите номера односоставных и двусоставных предложений. Если в предложении представлены оба вида, пишите так: 2а, 2б. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге.

2) А дамы!

3) Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!

4) Начнем с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами и наполнен старухам и в изодранных платьях и салопах совершающими свои наезды на церкви и на прохожих.

5) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринужденно как на Невском проспекте.

6) ...Ему хотелось только видеть дом заметить где имеет жилище это прелестное существо которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда.

7) Художник петербургский! Художник в земле снегов художник в стране финнов где все мокро гладко ровно бледно серо туманно.

(Н.В. Гоголь.)

Сверим ответы:

В 4-м -предложении — 2 запятых; в 5-м — 1; в 6, 7-м — 7.

Односоставные — 1, 2, 3, 4а, 5, 6а, 7а, 76, 7в.

Двусоставные — 46, 66, 6в, 7г.

Блиц-опрос

Предполагается, что каждый из участников группы ответит хотя бы на один вопрос. Ответ однозначный — да или нет.

Определенно-личные предложения

1) Определенно-личные — односоставные предложения.

2) Это двусоставные предложения.

3) Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым.

4) Это предложения с одним главным членом, совпадающим С подлежащим.

5) Это предложения, в которых отсутствует подлежащее, указывающее говорящего или слушающего.

6) Это предложения, в которых, как частный случай, глагол-сказуемое имеет форму повелительного наклонения.

Ответы: 1 — да, 2 — нет, 3 — да, 4 — нет, 5 — да, 6 — да.

Неопределенно-личные предложения

1) Неопределенно-личные — это двусоставные предложения.

2) Это односоставные предложения.

3) В них можно восстановить подлежащее.

4) Нужно ли им подлежащее?

5) Можно ли вводить в них подлежащие — местоимения 3-го лица?

6) Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2-го лица?

Ответы: 1 — нет, 2 — да, 3 — да, 4 — нет, 5 — да, 6 — нет.

Безличные предложения

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам?

2) Есть ли подлежащее, то есть деятель, лицо, выполняющее действие, в предложениях с безличными глаголами?

3) Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения ?

4) Безличные предложения — это односоставные предложения?

5) Безличные — это двусоставные предложения?

6) Можно ли восстановить подлежащее в безличных предложениях? ^J<: Ответы:

1 — нет, 2 — нет, 3 — да, 4 — да, 5 — нет, 6 — нет.

Обобщенно-личные предложения

1) Обобщенно-личные предложения — это односоставные предложения?

2) Обобщенно-личные — это двусоставные предложения?

3) Обобщенно-личное предложение указывает на то, что действие производится всеми, любым лицом?

4) Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц.

5) Согласны ли вы, что в обобщенно-личном предложении нет и не может быть подлежащего?

Ответы: 1 — да, 2 — нет, 3 — да, 4 — да, 5 — да.

Назывные предложения

1) Назывные — односоставные предложения.

2) Назывные — двусоставные предложения.

3) Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения?

4) Может ли назывное предложение быть нераспространенным ?

5) Может ли оно быть распространенным?

6) Может ли главный член в них распространяться определением?

Ответы: 1 — да, 2 — нет, 3 — да, 4 — да, 5 — да, 6 — да.

Выяви окончание

А теперь поработаем над выявлением окончаний глаголов-сказуемых в односоставных предложениях различных типов. Вскроем конверт № 2.

Группа предложений для выявления окончаний сказуемых в определенно-личных предложениях.

Ср.: Я люблю свой город. — Люблю свой город; Мы уходим домой. — Уходим домой; Ты рисуешь хорошо. — Рисуешь хорошо; Вы изучите русский язык. — Изучите русский язык; Вы слушайте внимательно. — Слушайте внимательно.

Группа предложений для выявления окончаний сказуемых в неопределенно-личных предложениях.

Ср.: В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле. (Тургенев); В беседке вдруг умолкли. (Чехов); Приучают народ к работе спустя рукава, плодят формалистов. (К. Федин); Дома меня уложили в постель. (К. Паустовский); Обычно такие вопросы задают себе в юности. (К. Симонов)

Группа предложений для выявления окончаний сказуемых в безличных предложениях.

Ср.: Взгруст1гулось юноше по матери-страдалице. (Некрасов); Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. (Он же); Разумихину не сиделось на стуле. (Достоевский); Ему не хотелось входить в вагон. (Чехов); Только мне не плачется... (Есенин); А мне помнится об этом. (Л.Н. Толстой); Но мне не молчалось. (Гайдар); Меня так и проняло страхом. (Гоголь); От тучи потянуло ветром. (Паустовский)

Помните, что безличные предложения можно разделить на две большие группы: глагольные (сказуемое выражено глаголом) и именные (сказуемое обычно выражено словом категории состояния и глагольной связкой).

Группа предложений для выявления окончаний сказуемых в обобщенно-личных предложениях.

Ср.: Об этой ночи словами не расскажешь. (Куприн); А ведь вскачь землю не пашут. (М. Горький); ... Лишь изредка услышишь выстрел за горой. (Лермонтов); Человека ценят не по годам, но по деньгам, а по разуму. (Пословица); Да тут голову сломишь. (Серафимович); Что имеем — не храним, потерявши плачем. (Пословица).

Понятно, что для назывных предложений такой тип работы невозможен. В конверте этой группы будет лежать тест следующего содержания (примеры взяты из произведений М.А. Булгакова).

Обведите кружком правильный вариант.

1) Где назывное нераспространенное предложение?

а) Бегут, жрут, лакают.

б) Вздор.

в) Били.

2) Найдите назывное распространенное предложение.

а) Это солонина, это солонина!

б) Моя работа.

в) О, глаза — значительная вещь.

3) Найдите назывное предложение с несогласованным определением.

а) Например — покойный Влас с Пречистенки.

б) Какая погода ...

в) Вот он рядом ...

4) Найдите назывное предложение с согласованным определением.

а) О, бескорыстная личность!

б) Опять Шарик.

в) Окрестили.

5) Найдите назывное восклицательное предложение.

а) Не сметь!

б) Эх, чудак.

в) Жадная тварь!

6) Найдите назывное вопросительное предложение.

а) Сколько вам лет?

б) А за что?

в) Зеленая книжка?

Итак, обобщим, какие окончания глаголов-сказуемых выявили группы.

Формы глагола сказуемого в односоставных предложениях четко делятся на три группы:

а) окончания глаголов 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также суффиксы и окончания повелительного наклонения, т. о. формы:

-у (-ю); -ешь, -ишь; -ем, -им; -ете, -ите; -и, нулевой суффикс, -ите, -те: пишу (читаю), пишешь, пишем, пишете, пиши (читай), пишите (читайте); люблю, любишь, любим, любите, люби, любите;

б) окончания глаголов 3-го лица мн, числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также суффикс прошедшего времени -л- в сочетании с окончанием мн. числа -ц, т. е. формы:

-ут (-ют), -am (ят), -ли: пишут (читают), стучат (любят), писали, стучали;

в) окончания глаголов 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также суффикс прошедшего времени -л- в сочетании с окончанием среднего рода ед. числа -о, т. е. формы:

-ет, -ит, -ло: светает, лихорадит; светало, лихорадило.

На основе сделанного обобщения предложим группам сформулировать правило, в котором было бы указано, какие окончания принадлежат той или иной группе односоставных предложений.

Ответы могут быть такими:

1) В определенно-личных предложениях глагол-сказуемое имеет только окончания (формы) группы А. Если в предложении нет подлежащего, а глагол-сказуемое имеет форму группы А, то такое предложение определенно-личное.

2) В неопределенно-личных предложениях глагол-сказуемое имеет только окончания (формы) группы Б. Если в предложении нет подлежащего, а глагол-сказуемое имеет форму группы Б, то такое предложение неопределенно-личное.

3) В безличных предложениях глагол-сказуемое имеет только окончания (формы) группы В. Если в предложении нет подлежащего, а глагол-сказуемое имеет форму группы В, то такое предложение либо неполное двусоставное, либо безличное.

4) В обобщенно-личных предложениях сказуемое не имеет своей особой формы, оно может иметь формы групп А или Б.

Свои замечания внесет и группа, которая занимается проблемой назывных предложений, но принимает живое участие в обсуждении односоставных предложений с главным членом сказуемым.

5) Отдельно надо сказать, что только две глагольные формы не употребляются в односоставных предложениях — это те, которые образуются сочетанием суффикса прошедшего времени -л- с окончаниями мужского рода (нулевое окончание) и женского рода (окончание -а), т.е. формы типа читал и читала. Эти глагольные формы употребляются только в двусоставных предложениях. Если в предложении с такой глагольной формой отсутствует подлежащее, то предложение является двусоставным неполным.

Заключительная часть урока — анализ-исследование текста. Он находится в конверте № 3 и распечатан для каждого ученика. За выполнение данной работы ученик получит отдельную оценку.

Анализ-исследование стихотворения

И.А. Бунина "Рассвет"

Высоко поднялся и белеет
Полумесяц в бледных небесах.
Сумрак ночи прячется в лесах.
Из долин зеленых утром веет.
Веет юной радостью с полей.
Льется, как серебряное пенье,
Звон костела, славя воскресенье...
Разгорайся, новый день, светлей!
Выйди в небо, солнце, без ненастья,
Возродися в блеске и тепле,
Возвести опять по всей земле,
Что вся жизнь — день радости и счастья!

План анализа:

1. Все ли типы односоставных предложений встретились в записанном тексте? Каких нет?

2. Определите, чем выражены главные члены предложения.

3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Льется, как серебряное пенье, звон костела, славя воскресенье.

4. Почему так много обращений?

5. Найдите и графически обозначьте орфограммы (например: серебряный, юный, разгорается, возродися, возвести и т. д.).

6. Найдите и устно объясните пунктограммы.

7. Найдите по одному словосочетанию с различными видами связи.

Если осталось время или этот урок прошел как внеклассное мероприятие, можно провести викторину, опубликованную в книге А.Т. Арсирия "Занимательные материалы по русскому языку" (М„ 1995. — С. 284).

Литература к уроку.

1. Розен таль Д.Э., Теленкова М.А. "Словарь-справочник лингвистических терминов": Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 1976.

2. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 8 классе: рабочая тетрадь с богатым теорет., а также практ. материалом, подгот. для детей, их родителей и учителей. 1-е полугодие. — М., 1997.

3. На берегах Лингвинии: Занимат. задачник по рус. яз.: Кн. для учащихся / Под ред. Л.Д. Чесноковой. — М., 1996.

4. Соколова Г.П. (С-Петербург). Изучение односоставных предложений. РЯШ. J990. — № 4. — С. 34-36.

5. Юрченко B.C. (Саратов). Односоставные предложения. РЯШ. 1991. — № 6. — С. 62-66.

Читать еще:


Новые материалы:

Профилактическое занятие "Наркомания – что это?" :: Программа элективного курса "ЕГЭ без проблем" :: Особенности общения подростков со сверстниками :: Личностностные особенности и профессионально важные качества :: Использование модульной технологии при изучении химии :: Хэппи-энд ( Happy End ), 2017 :: Дом и дача/Интерьер/Зеркала/Мебель для спальни/Туалетные столики, зеркала/Зеркала / Дана / Зеркало Дана ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD