Методическая разработка по русскому языку "НЕ: слитно или раздельно" : Русский язык

Методическая разработка по русскому языку "НЕ: слитно или раздельно" : Русский язык

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель урока:

  • применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения;
  • различать на письме частицу не, приставку не, часть корня, составлять таблицу.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица-алгоритм, слайды.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Проверка домашнего задания: упр. №

К доске вызываются 3 ученика и записывают в три столбца:

а) частицы с непроверяемыми гласными;

б) частицы, которые пишутся раздельно;

в) частицы, которые пишутся с дефисом.

Разберите морфологически одну из частиц.

3. Выполнение заданий.

Записаны в столбцах слова без указания части речи. Предлагается назвать части речи и объяснить правописание не со словами.

- Чем является не в этих словах?

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид, не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал недавно.

(Если приставкой или частью корня, пишется слитно, если частицей – пишется раздельно)

Учащиеся делают обозначения (сначала слова написаны без обозначений).

Каков порядок рассуждения при решении задачи: слитно или раздельно писать не?

Что является общим положением для правописания всех слов?

а) Употребляется ли слово без не (не употребляется — пишу слитно)

Употребляется:

б) Решаю, какая это часть речи (это важное положение в рассуждении);

в) Вспоминаю правила (примеры в столбиках).

4. Составьте опорные схемы, отражающие условия написания не с различными частями речи.

  • I группа: “Не с именами существительными, прилагательными, наречиями”.
  • II группа: “Не с глаголами и деепричастиями”.
  • III группа: “ Не с причастиями”.

5. Из схем отдельных групп (1, 2, 3) составляется общий стенд—алгоритм, иллюстрирующий правописание не с различными частями речи.

- Где правила совпадают?

6. Объяснительный диктант.

Придумать и записать по 3 слова различных частей речи, чтобы НЕ было приставкой, частицей, частью корня.

7. Работа по слайдам. Раскрыть скобки (слитно или раздельно).

СЛАЙД №1

(не)говоря с другом, (не)был на уроке, (не)спеша идти, (не)отправленное письмо, (не)засеянное пшеницей поле, (не)построены, (не)открыты.

СЛАЙД №2

(Не)слыханное чудо, (не)скошенная трава, (не)сжатая ещё рожь, (не) исследованная местность, (не)годующий взгляд, (не)законченный рассказ, а лишь начатый, (не)успевший к поезду.

СЛАЙД №3

(Не)растаявший снег, (не)настный день, (не)проглядная тьма, (не)приятель, (не)мало, (не)обдуманно, (не)глубокая, а мелкая река, (не)глубокая, но бурная река.

  • Выписать предложения, где есть не в словах, определить часть речи, слитное или раздельное написание не.
  • Какие части речи не отражены в таблице?
  • Как они пишутся с не?

Не с числительными, с местоимениями, кроме неопределенных и отрицательных, с наречиями на -о -е и со сравнительной степенью прилагательных и наречий пишется раздельно.

8. Работа с сигнальными карточками.

Не всегда, не сразу, не твой, не меня, не десять, не сотый, не так, некого, нечего, не к кому, не вглубь, не с кем.

9. Работа с текстом.

Две недели пр...бывания в горах пролетели (не)заметно. (Не)вольно вспоминаеш..., каким (не)забываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. (Не)большой гру...ой поднялись мы по его склону. А какая тишина! То была (не)обыкнове...ая тишина, (не)нарушаемая звуками. Каждый (не)мог (не)почу...ствовать всей неповторимости красоты гор.

1. Озаглавьте текст, определите тему текста.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы.

После выполнения задания — взаимопроверка по образцу.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Упр. (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку не графически обозначить).

2. Составить связный рассказ о правописании частицы не.

Читать еще:


Новые материалы:

Русский язык в 3-м классе. "Приставка" :: КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко :: Деление с остатком :: Урок литературного чтения в 1-м классе "В.В. Бианки "Первая охота" :: Факультатив "Решение интеллектуальных задач". 3-й класс :: Родители лёгкого поведения ( Drunk Parents ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Стулья и Кресла/Компьютерные кресла/Детские кресла / TCT Nanotec / Стул компьютерный Ergo-1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD