Методическая разработка по русскому языку "НЕ: слитно или раздельно" : Русский язык

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель урока:

  • применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения;
  • различать на письме частицу не, приставку не, часть корня, составлять таблицу.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица-алгоритм, слайды.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Проверка домашнего задания: упр. №

К доске вызываются 3 ученика и записывают в три столбца:

а) частицы с непроверяемыми гласными;

б) частицы, которые пишутся раздельно;

в) частицы, которые пишутся с дефисом.

Разберите морфологически одну из частиц.

3. Выполнение заданий.

Записаны в столбцах слова без указания части речи. Предлагается назвать части речи и объяснить правописание не со словами.

- Чем является не в этих словах?

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид, не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал недавно.

(Если приставкой или частью корня, пишется слитно, если частицей – пишется раздельно)

Учащиеся делают обозначения (сначала слова написаны без обозначений).

Каков порядок рассуждения при решении задачи: слитно или раздельно писать не?

Что является общим положением для правописания всех слов?

а) Употребляется ли слово без не (не употребляется — пишу слитно)

Употребляется:

б) Решаю, какая это часть речи (это важное положение в рассуждении);

в) Вспоминаю правила (примеры в столбиках).

4. Составьте опорные схемы, отражающие условия написания не с различными частями речи.

  • I группа: “Не с именами существительными, прилагательными, наречиями”.
  • II группа: “Не с глаголами и деепричастиями”.
  • III группа: “ Не с причастиями”.

5. Из схем отдельных групп (1, 2, 3) составляется общий стенд—алгоритм, иллюстрирующий правописание не с различными частями речи.

- Где правила совпадают?

6. Объяснительный диктант.

Придумать и записать по 3 слова различных частей речи, чтобы НЕ было приставкой, частицей, частью корня.

7. Работа по слайдам. Раскрыть скобки (слитно или раздельно).

СЛАЙД №1

(не)говоря с другом, (не)был на уроке, (не)спеша идти, (не)отправленное письмо, (не)засеянное пшеницей поле, (не)построены, (не)открыты.

СЛАЙД №2

(Не)слыханное чудо, (не)скошенная трава, (не)сжатая ещё рожь, (не) исследованная местность, (не)годующий взгляд, (не)законченный рассказ, а лишь начатый, (не)успевший к поезду.

СЛАЙД №3

(Не)растаявший снег, (не)настный день, (не)проглядная тьма, (не)приятель, (не)мало, (не)обдуманно, (не)глубокая, а мелкая река, (не)глубокая, но бурная река.

  • Выписать предложения, где есть не в словах, определить часть речи, слитное или раздельное написание не.
  • Какие части речи не отражены в таблице?
  • Как они пишутся с не?

Не с числительными, с местоимениями, кроме неопределенных и отрицательных, с наречиями на -о -е и со сравнительной степенью прилагательных и наречий пишется раздельно.

8. Работа с сигнальными карточками.

Не всегда, не сразу, не твой, не меня, не десять, не сотый, не так, некого, нечего, не к кому, не вглубь, не с кем.

9. Работа с текстом.

Две недели пр...бывания в горах пролетели (не)заметно. (Не)вольно вспоминаеш..., каким (не)забываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. (Не)большой гру...ой поднялись мы по его склону. А какая тишина! То была (не)обыкнове...ая тишина, (не)нарушаемая звуками. Каждый (не)мог (не)почу...ствовать всей неповторимости красоты гор.

1. Озаглавьте текст, определите тему текста.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы.

После выполнения задания — взаимопроверка по образцу.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Упр. (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку не графически обозначить).

2. Составить связный рассказ о правописании частицы не.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок математики в 5-м классе по теме: "Выпуклые и невыпуклые четырехугольники" :: Организация самостоятельной работы по математике в 5-м классе :: Разработка урока по математике для 6-го класса "Такая совсем не страшная математика" по теме "Делимость чисел" с использованием ИКТ :: Урок-зачет по теме "Четырехугольники" :: Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции" :: Стартрек: Бесконечность (Star Trek Beyond), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Мебель с зеркалом/Столики туалетные / DG-Home / Стол туалетный Carrie Two Dark Brown DG-F-DT03-7 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как убрать провисшие мышцы на руках у женщин

Как бороться с обвисанием кожи на руках Обвисание кожи на руках является достаточно распространенной проблемой у женщин, хотя даже представители сильного пола не...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как накачать мужскую грудь

Мышцы груди или как накачать грудь В топе самых сексуальных частей тела мужчины грудь занимает первое место. Женщины испытывают восхищение от красивой...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD