Методическая разработка по русскому языку "НЕ: слитно или раздельно" : Русский язык

Тип урока: урок закрепления изученного.

Цель урока:

  • применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения;
  • различать на письме частицу не, приставку не, часть корня, составлять таблицу.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица-алгоритм, слайды.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Проверка домашнего задания: упр. №

К доске вызываются 3 ученика и записывают в три столбца:

а) частицы с непроверяемыми гласными;

б) частицы, которые пишутся раздельно;

в) частицы, которые пишутся с дефисом.

Разберите морфологически одну из частиц.

3. Выполнение заданий.

Записаны в столбцах слова без указания части речи. Предлагается назвать части речи и объяснить правописание не со словами.

- Чем является не в этих словах?

Непрерывность движения, неуважение, неустойчивый урожай, не мог сделать, невозмутимость, неприглядный вид, не далеко, а близко; не три тетради; не поясняя; писал недавно.

(Если приставкой или частью корня, пишется слитно, если частицей – пишется раздельно)

Учащиеся делают обозначения (сначала слова написаны без обозначений).

Каков порядок рассуждения при решении задачи: слитно или раздельно писать не?

Что является общим положением для правописания всех слов?

а) Употребляется ли слово без не (не употребляется — пишу слитно)

Употребляется:

б) Решаю, какая это часть речи (это важное положение в рассуждении);

в) Вспоминаю правила (примеры в столбиках).

4. Составьте опорные схемы, отражающие условия написания не с различными частями речи.

  • I группа: “Не с именами существительными, прилагательными, наречиями”.
  • II группа: “Не с глаголами и деепричастиями”.
  • III группа: “ Не с причастиями”.

5. Из схем отдельных групп (1, 2, 3) составляется общий стенд—алгоритм, иллюстрирующий правописание не с различными частями речи.

- Где правила совпадают?

6. Объяснительный диктант.

Придумать и записать по 3 слова различных частей речи, чтобы НЕ было приставкой, частицей, частью корня.

7. Работа по слайдам. Раскрыть скобки (слитно или раздельно).

СЛАЙД №1

(не)говоря с другом, (не)был на уроке, (не)спеша идти, (не)отправленное письмо, (не)засеянное пшеницей поле, (не)построены, (не)открыты.

СЛАЙД №2

(Не)слыханное чудо, (не)скошенная трава, (не)сжатая ещё рожь, (не) исследованная местность, (не)годующий взгляд, (не)законченный рассказ, а лишь начатый, (не)успевший к поезду.

СЛАЙД №3

(Не)растаявший снег, (не)настный день, (не)проглядная тьма, (не)приятель, (не)мало, (не)обдуманно, (не)глубокая, а мелкая река, (не)глубокая, но бурная река.

  • Выписать предложения, где есть не в словах, определить часть речи, слитное или раздельное написание не.
  • Какие части речи не отражены в таблице?
  • Как они пишутся с не?

Не с числительными, с местоимениями, кроме неопределенных и отрицательных, с наречиями на -о -е и со сравнительной степенью прилагательных и наречий пишется раздельно.

8. Работа с сигнальными карточками.

Не всегда, не сразу, не твой, не меня, не десять, не сотый, не так, некого, нечего, не к кому, не вглубь, не с кем.

9. Работа с текстом.

Две недели пр...бывания в горах пролетели (не)заметно. (Не)вольно вспоминаеш..., каким (не)забываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. (Не)большой гру...ой поднялись мы по его склону. А какая тишина! То была (не)обыкнове...ая тишина, (не)нарушаемая звуками. Каждый (не)мог (не)почу...ствовать всей неповторимости красоты гор.

1. Озаглавьте текст, определите тему текста.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, графически обозначьте орфограммы.

После выполнения задания — взаимопроверка по образцу.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Упр. (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку не графически обозначить).

2. Составить связный рассказ о правописании частицы не.

Читать еще:


Новые материалы:

Путешествие по Стране звуков и орфографии :: Урок русского языка по теме "Написание Ь в словах". Программа "Школа России", 2-й класс. Автор учебника Рамзаева Т.Г. :: Урок по математике "Закрепление изученных приемов сложения и вычитания" :: Урок русского языка в 3-м классе "Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне" :: Творческий урок "Школьный городок" (обобщающий урок по чтению, 3-й класс, образовательная система "Школа-2100") :: Дом призраков ( Ghost House ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 14-02-Д ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD