Открытый урок в 6-м классе по теме «Жанры фольклора» : Русский язык
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Открытый урок в 6-м классе по теме «Жанры фольклора» : Русский язык

Цели: дать представление о многообразии жанров народного творчества, представить их в устном варианте, вызвать интерес учащихся к истории своей Родины и народа.

Предварительная работа.

Детям  было предложено провести фольклорный праздник,  учитель рассказала о разных  ярмарочных жанрах, и каждый выбрал тот, в котором хотел участвовать.

Соединить отдельные сценки в целое было нетрудно через действо скоморохов и торговцев.

Затем начались репетиции отдельных сценок группами ребят. Общую последовательность праздника мы проговаривали на уроке, чтобы дети запомнили, когда последует выступление каждой группы. Данная работа занимала 5 минут на уроке и не раскрывала особенности выступления  детей  в каждом жанре.

Каждый ребенок готовил костюм (некоторые  костюмы  были взяты в школьной костюмерной), подбирали  необходимые для выступления атрибуты (так у торговцев были лотки с товарами, участники  театра Петрушки делали  ширму и кукол и т.д.)

На этот праздник шестиклассники пригласили учащихся 5 классов, чтобы недавние ученики начальной школы познакомились с традициями школы средней. Каждому гостю была вручена эмблема праздника, а в конце для гостей были устроены игры. Пример одной из них - «Отгадай пословицу через пантомиму».

Также на праздник были приглашены и учителя, и родители. Некоторые из них участвовали в выступлении после основного действа. Так завуч факультета иностранного языка и учитель начальных классов, у которой учились нынешние шестиклассники, исполняли русские народные песни, что сделало праздник  общим и  действительно  народным.

После проведения творческой мастерской всегда  проходит обсуждение того, что получилось и над чем надо работать.

Фольклорный праздник (сценарий)

1) Звучит народная заунывная песня.

2) Сценка: в деревенской избе. При лучине бабушка прядет и рассказывает ребятишкам сказку.

3) Сказка - короткая.  Вбегает мальчишка:  «Маманя, Вы все сказки рассказываете, а там уж ярмарка приехала».

Улица. Ярмарка. Яркий свет. Шум, разговоры, приплясывания. По диагонали выходят торговцы, выкрикивают рекламу:

1 ТОРГОВЕЦ:

Вот сбитень! Вот горячий!
Кто сбитню моего!
Все кушают его:
И воин, и подъячий,
Лакей и скороход,
И весь честной народ.
Честные господа!
Пожалуйте сюда.

2 ТОРГОВЕЦ:

Оладьи, оладушки,
Для деда и бабушки.
Для малых ребяток
На гривну десяток.
Вот оладьи…

2) Выбегают  скоморохи №1

1-й. Эй, люд честной, молодой и озорной,

2-й. Пожилой и степенный,

1-й. Молодцы и молодицы, да красавицы девицы,

2-й. Да старушки старички!

1-й. Милости просим! К нам заходи!

2-й. Люди добрые, гости достопочтенные!

Приглашаем вас всех на нашу ярмарку,

1-й. Где ждут вас песни, шутки, разные прибаутки.

2-й. Эй, друзья, выходите! Да искусство свое покажите.

Наша ярмарка открывается, пусть веселье начинается.

3) Возможны варианты:  выходят циркачи-акробаты или балконные зазывалы.

СКОМОРОХИ: «А вот наши балконные зазывалы»

БАЛКОННЫЕ ЗАЗЫВАЛЫ:

Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние
Барышни – вертушки! Бабы-болтушки!
Старушки - стряпушки, солдаты служивые,
И дедушки ворчливые, горбатые и плешивые,
Косопузые и вшивые,
С задних рядов протолкайтесь,
К кассе направляйтесь.
За гривенник билет купите
И в балаган входите!

4). Представление.

А)  

- Вот, братцы, посмотрите на нас - два брата, только не с Арбата!
- Он вот Фомка!
- А он Еремка!
- Еремка-то, братцы, плешив!
- А Фомка-то шелудив!
- Еремка-то кривой.
- А Фомка-то с бельмами!
- На Еремке-то шляпа!
- А на Фомке-то колпак! А Фомка-то клоун!

Б)  

 - Клоун, а клоун!
- Я не клоун, а 17-ой гильдии купец: летом торгую пылью и дождем, зимою - снегом да морозом.
- Клоун, а клоун!
- Я не клоун, столбовой я дворянин: был 15 раз к столбу привязан и 25 раз плетьми наказан.
- Клоун, а клоун!
- Я не клоун, а сапожник: под старые горшки подметки подкладываю.
- Клоун, а клоун!
- Я  не клоун, а самое высокое лицо.
- Капрал?
- Ты у моей бабушки курицу украл.
- Генерал?
- Я никого не обдирал.
- Так кто же?
- Я тот, кто на параде впереди всех идет и в барабан бьет.
- Зови же, высокое лицо, к нам публику.
- Я не умею есть бублики.
- Говори: у кого есть деньги, пожалуйте к нам, у кого их нет, идите по трактирам и домам.
- У кого есть деньги, идите в трактиры и кабак, у кого их нет - ко мне в колпак. Пятак за вход - небольшой расход.

5) БАЛКОННЫЕ ЗАЗЫВАЛЫ:

А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение, благодарим за посещение.

6) СКОМОРОХИ № 2.

Подходи, народ, тебя праздник ждет.
Здесь увидишь Петрушку, услышишь частушку,
Заглянешь в Раек. Съешь пирожок.
Посмотришь бой кулачный, купишь калач смачный.
Не стой в стороне, гуляй со всеми наравне.

7) Театр Петрушки (две куклы - Петрушка и Лекарь).

ПЕТРУШКА:

Здравствуйте, люди, кто вы будете?
Я Петрушка! Пришел на праздник,
Да все болит, в животе свербит,
Объелся  калачей, надо звать врачей.

ЛЕКАРЬ:

Я – доктор-лекарь, из-под Каменного моста аптекарь.
Был в Италии, был и далее.
Когда приходят больные господа,
Я их лечу удачно всегда.
Живо их, что делать, научу.
Иногда вместо хины мышьяку всучу.
Ко мне людей ведут на ногах,
А от меня везут на дрогах.
Что у тебя болит?

ПЕТРУШКА:

Какой же ты доктор, коли спрашиваешь, где болит? На что ты учился? Сам должен знать. А не знаешь - поколочу! ( Колотит, убегает).

8) РАЕК (или Потешная панорама).

А) 

Заходи, народ, в Раек:
Представленье тебя ждет.
Представление на – ять-
Интереснее, чем голубей гонять.

Б)

Представление (показывают движущиеся картинки и комментируют их).
Господа почтенныt, штатские, военные!
Приходите за пятак
Поглядеть пять вражеских атак.
Каждому уважу! По-ученому размажу!
Начинается!

Посмотрите-поглядите: вот большой город Париж, в него въедешь - угоришь. Большая в нем колонна, куда поставили Наполеона. В двенадцатом году наши солдатики были в ходу. На Париж идти уладились, а французы взбудоражились. ТРР!

Другая штучка! Поглядите, посмотрите, вот сидит турецкий султан Селим, и возлюбленный сын его с ним, оба в трубки курят и промеж собой говорят.

А вот, позвольте видеть, город Кострома горит, у ворот мужик стоит, квартальный его за шиворот хватает, говорит, что он поджигает, а он кричит, что заливает.

А вот, извольте смотреть - рассматривать, глядеть и разглядывать, московский пожар, как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет, а Яшка-кривой сидит на бочке за трубой да плачет, что мало выпил да кричит: «Князя Голицына дом горит».

А вот город Питер, что барам бока вытер. Там живут смышленые немцы и всякие разные иноземцы, русский хлеб едят и косо на нас глядят, набивают свои карманы и нас же бранят за обманы.

А это, извольте смотреть-рассматривать, Царьград. Из Царьграда выезжает сам салтан турецкий со своими турками, и сбирается в Россию воевать, и трубку табаку курит, и себе под нос коптит, потому что у нас в Рассее бывают большие холода, а носу от того большая вреда, а копченый нос никогда не портится и на морозе не лопается.

Вот, извольте видеть, салтан машет платком, ему грозят штыком, завязалась кутерьма, огнем горят дома, гром пушек, кваканье лягушек, бабий храпеж, ничего не разберешь.

А это - город Лондон. Аглицкая королева Виктория едет разгуляться в чисто поле.

А вот коварный англичанин надулся ровно чан. Хоша он нам и гадит, зато и наш брат русский его не гладит. Супротив русского кулака аглицкая наука далека. И слова мы не скажем, уж так-то разуважим. Мокренько будет.

А вот, извольте видеть, город Берлин! Живет в нем Бисмарк-господин, его политика богата, только интригами таровата!   В неметчине народ грубый, на все точит зубы. Им давно хочется на балтийский край броситься, да боятся как бы сдуру не лишились сами шкуры. Ведь вот в двенадцатом году француз сам себе наделал беду!

Посмотрели представленье - выражаем всем почтенье!

Приходите в другой раз, уважим и одно вам скажем, что тешились этой штукой в старину не только голь и баре, а самые первеющие бояре.

9)

А ну-ка, сынок, давай третий звонок.
Купчики-голубчики, готовьте рубчики.
Билетом запаситесь, вдоволь наглядитесь.
Давай. Давай, налетай! Билеты хватай!

НАРОДНЫЙ  ТЕАТР

1-й мужик.   Брат, здорово!

2-й мужик.    Брату челом!

1-й мужик.   Откуда?

2-й мужик.    Из города Ростова.

1-й мужик.   А как же сказали: в нашем ростовском государстве озеро выгорело?

2-й мужик.    Выгорело - не выгорело. Пошел я сегодня - пришел вчера, случилось мне идти мимо того озера, там я видел: окуни сотлели, ерши погорели, а щучьи головы, словно головни лежат.

1-й мужик.   Да правда ли это?

2-й мужик.    Правда не правда, а что видел, то и сказываю.

1-й мужик.   А с чем в город ездил?

2-й мужик.    Ездил, брат, с овсом. Мешки-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался да сыпался, чуть не  весь рассыпался.

1-й мужик.   Худо твое дело!

2-й мужик.    Худо, да не само. Рассыпал меру, да две нагреб.

1-й мужик.   Хорошо ж твое дело!

2-й мужик.    Хорошо, да не само. Овес-то у меня в городе украли.

1-й мужик.   Худо ж твое дело!

2-й мужик.    Худо, да не само! Я воров поймал да деньги взял.

1-й мужик.   Хорошо ж твое дело!

2-й мужик.    Хорошо, да не само. Денег-то всего три алтына!

1-й мужик.   Худо ж твое дело!

2-й мужик.    Худо. Да не само. На те деньги я купил калач.

1-й мужик.   Хорошо ж твое дело!

2-й мужик.    Хорошо, да не само. Я калач съел и стал ни сыт, ни голоден.

1-й мужик.   Худо ж твое дело!

2-й мужик.    Худо  ж, да не само. В городе нашел я работу.

1-й мужик.   Хорошо ж твое дело!

2-й мужик.    Хорошо ж, да не само. На работе меня били, больно колотили.

1-й мужик.   Худо ж твое дело!

2-й мужик.    Худо, да не само. Я теперь дороже стал: ведь за одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

10) СКОМОРОХИ № 3. А вот и Федя с медведем. Откуда, Федя?

11) МЕДВЕЖЬЯ КОМЕДИЯ

ФЕДЯ:

А) Из Парижу. Город, скажу, поглядишь-угоришь: там мамзели гуляют в шубках, в юбках, в тряпках, в шляпках, в зеленых подкладках, букли фальшивые, а головы плешивые. А кто не был в Париже, так купите лыжи- завтра будете в Париже.

Б) А вот и ученый медведь. Он умеет песни петь, умеет плясать.

(Пляска медведя с «козой». Парень-коза прыгает вокруг медведя, щекочет его рогами, стучит в барабан. Медведь отмахивается от козы лапой, но приседает и поднимает пыль.)

Ну-ко, Миша, попляши,
У тя ножки хороши.
Тили, тили, тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завязил.

В) ‑ Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, каким разумом наградил и как красные девицы-молодицы белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются. (Выступление зверя под прибаутки поводыря. Миша садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит кукиш – это значит девица в зеркало смотрится).

‑ А как, Миша, малые дети лазят горох воровать? (Миша ползет на брюхе в сторону).

- А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела. Ах, блинцы, блинцы! (Миша лижет себе лапу, мотает головой и охает).

‑ А как бабы на барскую работу не спеша бредут? (Миша едва передвигает лапами).

‑ И как бабы с барской работы домой бегут? (Миша принимается бежать в сторону).

Г) ‑ А ну-ка, Миша, давай поборемся. Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Привстань, приподнимись, на цыпочках пройдись, поразломай-ка свои старые кости. (По приказу хозяина, немилосердно дергавшего за цепь, медведь кланяется на все четыре стороны, опускаясь на все четыре лапы и уткнув морду в землю).

‑ С праздником, добрые люди, поздравляем! - приговаривал хозяин при каждом поклоне зверя, и сам смял шапку и кланялся низко.

12) ЛОЖЕЧНИКИ появляются.

‑ А вот продаются игры, затеи, покупайте скорее, чтобы быть веселее! Впрочем, я их не продаю, я их так отдаю. (РАЗДАЕТ ЛОЖКИ).

‑ Инструменты берите да вперед выходите .Сыграйте что-нибудь повеселее.

Выступление ложечников.

13) ТОРГОВАЯ РЕКЛАМА.

1 ТОРГОВЕЦ:

Вот так квас -
В самый раз!
Баварский! Со льдом!
Даром денег не берем!
Пробки рвет!
Дым идет!
В нос шибает!
В рот икает!
Запыпыривай!
Небось, этот квас затирался,
Когда белый свет зачинался.

2 ТОРГОВЕЦ:

С дымом, с паром,
С головным угаром!
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь
На нас не обижайтесь!
Пускай тухло да гнило,
Лишь бы сердцу вашему было мило!

3 ТОРГОВЕЦ:

Ай - да шар-летун!
Вот он как взвивается,
Во как подымается!
Весь честной народ удивляется.
Выше лесу стоячего!
Выше облака ходячего!

14) СКОМОРОХИ №4

Наговорили мы тут с вами немало,
Теперь и танцам начало.

15) ХОРОВОД.

16) ЧАСТУШКИ. Поют парни и девушки.

Про твою, милый, игру
Песен не напеться.
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

Посиди со мною рядом,
Земляниченька моя,
Чтобы сердце не болело
У тебя и у меня.

Что ты, аленький цветочек,
На окошке не цветешь?
Что ты, миленький дружочек,
Мимо ходишь - не зайдешь?

Если б не было туману,
Не напала бы роса.
Если б не было зазнобы,
Не болела бы душа.

Без тебя, мой дорогой,
Без тебя, мой милый,
Без тебя, хороший мой,
Белый свет постылый.

Хорошо любить весною,
Когда яблоня цветет,
Когда месяц над рекою
Словно уточка плывет.

Вместе поют:
Ветер дует, дождь идет -
Стало быть, ненастье.
Если милая (милый мой) со мной,
Привалило счастье. И-и-эх!

17) СКОМОРОХИ  № 5.

А теперь позвольте отдать вам наше нижайшее почтение, благодарим за посещение.

Приходите в другой раз – уважим, много интересного покажем!

А теперь ступайте, по манежу гуляйте, разными штуками себя развлекайте.

18). Веселая музыка. Общая песня, танцы, игры (отгадай пословицу)

Читать еще:

Новые материалы:

Программа недели педагогического мастерства в средней группе "Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста" :: Занятие по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы к школе :: Открытое интегрированное занятие по развитию речи/ознакомлению с окружающим для детей старшей логопедической группы с ОНР. Тема: "Письмо от хомячка" :: Развитие нравственности у детей дошкольного возраста через сказку :: Организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся на уроке литературы :: Хранилище ( The Vault ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru