Сложные прилагательные (открытый урок) : Русский язык

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; дать ученикам знания о правописании сложных прилагательных; выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных.
  • развивать умения и навыки использовать сложные прилагательные в речи, а также правильно их употреблять;
  • воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.

Ход урока

І. Организационный момент.

Проверка знаний учащихся по теме «Имя прилагательное» (у.200)

II. Проверка домашнего задания (у.210)

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Чтение текста «Что важнее?»

Однажды существительное Село поспорило с прилагательным Царское, какая часть речи важнее. Село спорило: «Я Село, я предмет». «Ну и что? – сказало прилагательное, - хочешь, я тебя сделаю большим, красивым, даже царским?»

Село мечтательно подумало: «Царское село! – так намного лучше».

Существительное Село и прилагательное Царское решили, что все части речи одинаково нужны и должны жить в мире и согласии.

Ребята, для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?

Попробую разыграть для вас диалог:

Уходя на работу, мама торопливо «отдаёт приказания»:

- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Но вдогонку ей слышится вопрос:

- Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшеничную или гречневую?

А Коля тоже спешит спросить:

- А какого хлеба купить: белого или чёрного?

И мама уточняет:

- Кашу сварить рисовую, хлеба купить белого.

Каков вывод, кто ответит? (именно прилагательные сделали смысл задания ясным). Правда?

IV. Запись темы урока.

Сегодня на уроке, ребята, вы узнаете о том, что прилагательные бывают не только простыми, но и сложными, и что одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис.

Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные, имеющие два корня, называются сложными.)

Главный вопрос, на который нам предстоит ответить: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?

Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное.

Послушайте стихотворение В. Степанова и подумайте, в какое время года у природы такие краски и попробуйте записать или запомнить несколько прилагательных:

Красные маки. Жёлтый песок.  
Вспыхнул на ветке зелёный листок.
Жук фиолетовый греет бока,
Синяя плещет река в берега.
Оранжевым солнцем согреты леса.
А у скворца голубые глаза.

О каком времени года написал автор? (весна, конечно). Какие прилагательные использовал поэт? (красные, жёлтый, зелёный, фиолетовый, синяя, оранжевый, голубые).

Ребята, а кто сможет образовать от данных простых прилагательных, обозначающих цвет, сложные прилагательные, подскажу – это оттенки цветов (светло-красный). Запомните, такие прилагательные всегда пишутся через дефис.

(Ребята, чтобы сразу вам всё стало понятным, наглядно оформим полученные знания, - начнём составление таблицы)

Пиши правильно!
СЛИТНО через ДЕФИС

3. Прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно: железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра).

1. Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: светло-голубой.

2. Прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и, пишутся через дефис: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый).

4. Прилагательные, применяемые для усиления значения в результате повтора, всегда пишутся через дефис: пушистый-пушистый, острый-преострый.

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как сложные существительные: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).

Вот мы с вами сформулировали первое правило написания сложных прилагательных - прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис (заполнение таблицы). Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило второе: Начну так: Жители Азии любят кислые и сладкие соусы. Кто сможет образовать от данных двух простых прилагательных одно сложное? (кисло-сладкий).

Итак, ребята, второе правило правописания сложных прилагательных гласит: прилагательные, между которыми можно поставить союз и, пишутся через дефис:

горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский).

Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило третье: Вначале урока я рассказала вам сказку про село. Каким оно стало? Вспомните словосочетание:

существительное + прилагательное (царское село), а теперь попробуйте образовать сложное прилагательное (царскосельский).

Отсюда вывод: прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно:

железнодорожный вокзал (железная дорога), вагоноремонтный завод (ремонт вагонов), широкоэкранный фильм (широкий экран).

Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило четвёртое: прилагательные, применяемые для усиления значения в результате повтора, пишутся через дефис.

Пример: котёнок пушистый-пушистый, беленький-беленький, милый-милый. (Кто попробует?)

Заполняем таблицу.

И, наконец, правило пятое, очень важное! Запоминайте!

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как эти сложные существительные. А правописание сложных существительных, надеюсь, все из вас знают, так как эту тему мы изучали в середине октября. Вспоминайте! Кто немного подзабыл,- взгляните на 57 страницу учебника, где в параграфе 13 освещено данное правило):

  • назовите сложные существительные с соединительной гласной (пылесос, паровоз, водопровод) Как они пишутся? (слитно) Значит, и прилагательные, образованные от таких существительных тоже пишутся СЛИТНО (пылесосная трубка, паровозный двигатель, водопроводный кран);
  • а теперь назовите сложные существительные без соединительной гласной (детсад, медсестра). Как пишутся такие существительные? (тоже слитно) Значит, и прилагательные, образованные от этих существительных тоже будут писаться СЛИТНО детсадовский дворик, медсестринский халат.
  • и, наконец, кто назовёт сложное существительное, которое надо писать через ДЕФИС? (северо-восток, юго-запад. Какой вывод, ребята? Если прилагательное, образовано от сложного существительного, которое пишется через ДЕФИС, значит, и прилагательное надо писать через ДЕФИС (юго-западный ветер).

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Упражнения из учебника: №220, №219 (устно по очереди)

V. Подведение итогов урока.

– Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные имеющие два корня, называются сложными.)

– Как пишутся сложные прилагательные (Слитно и через дефис.)

– Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных.

Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод) 
- Какие прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис.

Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, тёмно-серый, Южно-Китайское, Петропавловск-Камчатский).

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание:

  • п. 22 (правило выучить);
  • у. 223 – образовать сложные прилагательные.

Объявить оценки за работу на уроке.

Всем спасибо! Удачи! Хорошего дня!

Читать еще:


Новые материалы:

К юбилею М.В. Ломоносова :: Лабораторная работа по химии "Качественное определение углерода в органических веществах. Получение этилена и изучение его свойств" :: Дидактическая игра "РВС" (Разведай. Выясни. Сообщи) :: Технологии обучения химии :: Контрольно-оценочные средства по органической химии. Тема: "Углеводороды" :: Не романтично ли это? ( Isn't It Romantic ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Тумбы/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Тумбы / Неман / Тумба Неман ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD