Сложные прилагательные (открытый урок) : Русский язык

Сложные прилагательные (открытый урок) : Русский язык

Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи; дать ученикам знания о правописании сложных прилагательных; выяснить условия слитного и дефисного написания прилагательных.
  • развивать умения и навыки использовать сложные прилагательные в речи, а также правильно их употреблять;
  • воспитывать у учащихся интерес к русскому языку.

Ход урока

І. Организационный момент.

Проверка знаний учащихся по теме «Имя прилагательное» (у.200)

II. Проверка домашнего задания (у.210)

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Чтение текста «Что важнее?»

Однажды существительное Село поспорило с прилагательным Царское, какая часть речи важнее. Село спорило: «Я Село, я предмет». «Ну и что? – сказало прилагательное, - хочешь, я тебя сделаю большим, красивым, даже царским?»

Село мечтательно подумало: «Царское село! – так намного лучше».

Существительное Село и прилагательное Царское решили, что все части речи одинаково нужны и должны жить в мире и согласии.

Ребята, для какой же цели прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы в речи?

Попробую разыграть для вас диалог:

Уходя на работу, мама торопливо «отдаёт приказания»:

- Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

Но вдогонку ей слышится вопрос:

- Какую кашу сварить? Манную, рисовую, пшеничную или гречневую?

А Коля тоже спешит спросить:

- А какого хлеба купить: белого или чёрного?

И мама уточняет:

- Кашу сварить рисовую, хлеба купить белого.

Каков вывод, кто ответит? (именно прилагательные сделали смысл задания ясным). Правда?

IV. Запись темы урока.

Сегодня на уроке, ребята, вы узнаете о том, что прилагательные бывают не только простыми, но и сложными, и что одни сложные прилагательные пишутся слитно, а другие – через дефис.

Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные, имеющие два корня, называются сложными.)

Главный вопрос, на который нам предстоит ответить: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных?

Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное прилагательное.

Послушайте стихотворение В. Степанова и подумайте, в какое время года у природы такие краски и попробуйте записать или запомнить несколько прилагательных:

Красные маки. Жёлтый песок.  
Вспыхнул на ветке зелёный листок.
Жук фиолетовый греет бока,
Синяя плещет река в берега.
Оранжевым солнцем согреты леса.
А у скворца голубые глаза.

О каком времени года написал автор? (весна, конечно). Какие прилагательные использовал поэт? (красные, жёлтый, зелёный, фиолетовый, синяя, оранжевый, голубые).

Ребята, а кто сможет образовать от данных простых прилагательных, обозначающих цвет, сложные прилагательные, подскажу – это оттенки цветов (светло-красный). Запомните, такие прилагательные всегда пишутся через дефис.

(Ребята, чтобы сразу вам всё стало понятным, наглядно оформим полученные знания, - начнём составление таблицы)

Пиши правильно!

СЛИТНО через ДЕФИС

3. Прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно: железнодорожный (железная дорога), вагоноремонтный (ремонт вагонов), трёхметровый (три метра).

1. Прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис: светло-голубой.

2. Прилагательные, образованные от двух равноправных прилагательных, между которыми можно поставить союз и, пишутся через дефис: горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский), бело-розовый (белый и розовый).

4. Прилагательные, применяемые для усиления значения в результате повтора, всегда пишутся через дефис: пушистый-пушистый, острый-преострый.

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как сложные существительные: водопроводные трубы (водопровод), детсадовский дворик (детсад), юго-западный ветер (юго-запад).

Вот мы с вами сформулировали первое правило написания сложных прилагательных - прилагательные, обозначающие оттенки цветов, всегда пишутся через дефис (заполнение таблицы). Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило второе: Начну так: Жители Азии любят кислые и сладкие соусы. Кто сможет образовать от данных двух простых прилагательных одно сложное? (кисло-сладкий).

Итак, ребята, второе правило правописания сложных прилагательных гласит: прилагательные, между которыми можно поставить союз и, пишутся через дефис:

горько-солёный (горький и солёный), русско-английский (русский и английский).

Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило третье: Вначале урока я рассказала вам сказку про село. Каким оно стало? Вспомните словосочетание:

существительное + прилагательное (царское село), а теперь попробуйте образовать сложное прилагательное (царскосельский).

Отсюда вывод: прилагательные, образованные от словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно:

железнодорожный вокзал (железная дорога), вагоноремонтный завод (ремонт вагонов), широкоэкранный фильм (широкий экран).

Впишите свои примеры, пожалуйста.

Правило четвёртое: прилагательные, применяемые для усиления значения в результате повтора, пишутся через дефис.

Пример: котёнок пушистый-пушистый, беленький-беленький, милый-милый. (Кто попробует?)

Заполняем таблицу.

И, наконец, правило пятое, очень важное! Запоминайте!

Прилагательные, образованные от сложных существительных, пишутся так же, как эти сложные существительные. А правописание сложных существительных, надеюсь, все из вас знают, так как эту тему мы изучали в середине октября. Вспоминайте! Кто немного подзабыл,- взгляните на 57 страницу учебника, где в параграфе 13 освещено данное правило):

  • назовите сложные существительные с соединительной гласной (пылесос, паровоз, водопровод) Как они пишутся? (слитно) Значит, и прилагательные, образованные от таких существительных тоже пишутся СЛИТНО (пылесосная трубка, паровозный двигатель, водопроводный кран);
  • а теперь назовите сложные существительные без соединительной гласной (детсад, медсестра). Как пишутся такие существительные? (тоже слитно) Значит, и прилагательные, образованные от этих существительных тоже будут писаться СЛИТНО детсадовский дворик, медсестринский халат.
  • и, наконец, кто назовёт сложное существительное, которое надо писать через ДЕФИС? (северо-восток, юго-запад. Какой вывод, ребята? Если прилагательное, образовано от сложного существительного, которое пишется через ДЕФИС, значит, и прилагательное надо писать через ДЕФИС (юго-западный ветер).

На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Упражнения из учебника: №220, №219 (устно по очереди)

V. Подведение итогов урока.

– Какие прилагательные называются сложными? (Прилагательные имеющие два корня, называются сложными.)

– Как пишутся сложные прилагательные (Слитно и через дефис.)

– Когда сложные прилагательные пишутся слитно? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые образовались из словосочетаний, в которых одно слово главное, а другое зависимое, пишутся слитно. Слитно также пишутся прилагательные, первая часть которых- имя числительное и которые образовались от сложных существительных.

Например: железная дорога (железнодорожный), пять лет (пятилетний), синие глаза (синеглазый), водопроводный (водопровод) 
- Какие прилагательные пишутся через дефис? Приведите примеры.

Ученик: Прилагательные, которые могут быть заменены двумя равноправными словами с союзом И, обозначающие оттенок цвета, образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис и прилагательные, являющиеся собственными наименованиями, а также начинающимися со слов восточно-, западно-, северно-, южно-, пишутся через дефис.

Например: немецкий и русский (немецко-русский), фабричный и заводской (фабрично-заводской), северо-запад (северо-западный), бело-розовый, тёмно-серый, Южно-Китайское, Петропавловск-Камчатский).

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание:

  • п. 22 (правило выучить);
  • у. 223 – образовать сложные прилагательные.

Объявить оценки за работу на уроке.

Всем спасибо! Удачи! Хорошего дня!

Читать еще:


Новые материалы:

Коррекционно-развивающее занятие по гармонизации эмоциональной сферы детей с нарушением зрения 5–7 лет "Здравствуй, Пеппи!" :: Осень :: Занятие по развитию речи "У природы нет плохой погоды" :: Интегрированное занятие на тему "Знакомство с внешним строением тела человека" :: Программа духовно-нравственного воспитания старшеклассников. Практика работы по развитию личности и формированию морально-нравственных качеств у подростков :: Кома (), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Лайна ЛА-200.03,Д4 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD