Система подготовки учащихся к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку : Русский язык

Система подготовки учащихся к выполнению заданий ОГЭ по русскому языку : Русский язык

Цели:

  • повторить  и  обобщить знания, полученные на уроках в 5-9 классах, и применить их при работе с заданиями ОГЭ;
  • подготовить  учащихся к выполнению заданий ОГЭ.

Задачи:

  • научиться различать сложные предложения, объяснять выбор нужного знака препинания, находить придаточные предложения и объяснять их вид, находить заданный тип предложения в тексте;
  • уметь правильно находить грамматическую основу предложения;
  • актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по синтаксису и использовать полученные знания при работе над заданиями ОГЭ.

1. Синонимы. Задание № 6.

Синонимы - это  слова, различные по написанию и звучанию, но близкие друг другу по значению: атака-штурм, прошлое-минувшее, интересный-увлекательный. Обычно каждый из синонимов, называя тот или иной предмет, действие, признак, имеет особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов, например: быстрота (большая скорость), стремительность (очень большая  скорость).

Синонимы стилистические. Синонимы, совпадающие по значению, но различающиеся принадлежностью к различным стилям речи, степенью  употребительности, экспрессивной  окраской и т.п. Растратить (нейтральное слово) – расточить (книжное) – растранжирить (разговорное).

Воронежский лес.

1)Наступил день(я помню его до самых малых подробностей), отец разбудил: «Ну, хочешь – возьму в лес?..» (2) Помню колею, доверху забитую сырыми мягкими листьями. (3) Дубы, точь-в-точь как на картинке, тянули чёрные  узловатые руки. (4) Свистела незнакомая птица. (5) Отец размял в пальцах и дал понюхать какую-то пахнувшую лекарством траву. (6) Кто-то зашелестел в кустах, засвистел, зацокал. (7) Мы рубили орешник и искали рогатку на грабли. (8) Отцу, видно, были приятны поиски. (9) Рогаток попадалось немало, но он говорил: « Не то». (10) Вместе со мной  отец наклонялся под куст искать в опавших листьях орехи. (По В. Пескову).

Замените разговорное слово рогатку из предложения 7 стилистически нейтральным  синонимом. Напишите это слово.

Правильный ответ: палку.

2. Задание № 7.

Предметом  рассмотрения  задания № 7 является  словосочетание, связь слов в словосочетании.

Словосочетанием называется сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: пойду в магазин – это словосочетание, но в магазине – это не словосочетание, так как предлог в  является служебным словом.

Между словами, входящими в словосочетание,  могут быть как независимые, так и зависимые отношения. Зависимые отношения предполагают синтаксическую подчинённость одного слова другому.  В таких подчинительных словосочетаниях имеется главное слово, от которого  задаётся вопрос, и зависимое слово, к которому задаётся вопрос: берёза (какая?) стройная. С помощью вопроса в словосочетаниях  устанавливается смысловая связь, а грамматическая связь слов выражается с помощью окончания или окончания и предлога. Например:  днём (каким?) весенним, участвовать (в чём?) в игре. В подчинительных словосочетаниях  различают три способа связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование.

При  согласовании зависимое слово уподобляется  в своих формах формам главного слова. Средством связи при согласовании является окончание зависимого слова. Например, в словосочетании  лесные просторы прилагательное лесные согласуется с главным словом просторы  с  помощью окончания -ые в падеже (именительный) и в числе (множественное).

При согласовании с изменением  форм  главного слова  изменяются и формы зависимого слова: синее море(им. п.), синему морю (дат. п.), синим морем  (тв. п.).

Управление.

При управлении зависимое слово ставится при главном  в определённом падеже  независимо от того, в какой форме стоит главное слово, например: играл, играю, играет, играют, буду играть, играя, играющий в футбол. При управлении с изменением формы главного слова  форма зависимого слова не изменяется, например: пою песню, спели песню, будут петь песню.

Примыкание.

Связь примыкание - это связь по смыслу. В связь примыкания вступают неизменяемые слова. Примыкают несклоняемые существительные:  пить кофе, инфинитивы: хотел играть, деепричастия: говорил сердясь, наречия: очень добрый.

Обратите внимание.

1. Подлежащее и сказуемое не являются  словосочетанием.

2. Среди словосочетаний имеются неделимые по смыслу словосочетания, например: юноша (главное слово) высокого роста (цельное  зависимое сочетание), так как нельзя сказать  юноша роста.

3. Единым компонентом в словосочетании  выступают фразеологизмы, сколько бы их ни входило в состав: Мы решили работать засучив рукава.

Продолжаем работать над текстом В.Пескова.

(11) Домой возвращались вечером. (12) Я снял сандалии. (13) Степная дорога к дому была гладкой и тёплой.

Замените словосочетание «степная дорога» (предложение 13), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Правильный ответ: дорога в степи.

Задание № 8, 11.

В данных заданиях рассматривается грамматическая основа предложения, также нужно указать количество грамматических основ в предложении.

Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Запели птицы.

Грамматическая основа предложения  также может состоять из одного главного члена – подлежащего или сказуемого: Осень. Внезапно похолодало.

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова – второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего : На небе зажглись яркие звёздочки.

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого: Трава в поле зазеленела.

(1)На теплоходе Кинтель подмечал чёрточки чужой жизни, забавные привычки, вроде той, когда мать зовёт сына по фамилии: Салазкин…
(2)Однако скоро он понял, что Салазкин  - не фамилия, а домашнее прозвище мальчишки. (3) Отец иногда окликал его: «Саня», а мать ласково : «Санки». (4) Ну и ясно: Сани – Санки – Салазкин. (5) А фамилия у него была Денисов. (6) Кинтель это узнал, когда шли по водохранилищу.
(7)Плавание только начиналось. (8) Ребят попросили собраться в музыкальном салоне. (9) Объявили, что в конце путешествия будет детский концерт  и что пока надо  выявить таланты. (10) Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было. (По В.Крапивину)

Задание № 8.

Выпишите грамматическую основу предложения 5.

Правильный ответ : фамилия была Денисов.

Задание 11.

Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.  

Правильный ответ: 2.

Задание № 9.

Обособленные члены предложения.

Обособленными являются члены предложения, которые выделяются в предложении по смыслу и интонационно.

Обособленные определения.

Обособленные определения могут быть выражены:

- именами прилагательными: Надолго я запомнил эту встречу, неожиданную и радостную;

- причастием с зависимыми словами, т.е. причастным  оборотом: Над головой мы видим небо, густо засеянное яркими звёздами.

Обособленные приложения.

Приложение является особым видом определения. Обособленное приложение может быть выражено:

- именем существительным: Хозяин мой, старик, был добрым человеком;

- именем существительным с зависимыми словами: Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в многолюдных городах (И.Соколов-Микитов);

- именем собственным: У моего друга, у Алёши, настроение всегда хорошее;

- словосочетаниями, включающими слова  по фамилии, по имени, по прозвищу, а также союз как, если он имеет оттенок причинности: Пьер, как законный сын, получил всё (Л.Н. Толстой).

Обособленные обстоятельства.

Обособленные обстоятельства могу быть  выражены:

- одиночными деепричастиями: Мальчик, не отвечая, прошёл в комнату;

- деепричастными оборотами: Дмитрий, не вступая в обычные пререкания, сел на своё место;

- существительными с предлогом  несмотря на , невзирая на: Несмотря на плохую погоду, урожай был убран вовремя;

- иногда существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, ввиду, вследствие, по причине, при наличии, при отсутствии: Ввиду недостатка времени, я не могу выполнить эту работу.

(1)Мы редко встречаемся друг с другом. (2) У нас нет культуры постоянных общений. (3) И, несмотря на огромную данность  разных технических средств, мы, по сути дела, привыкли жить каждый внутри себя.
(4)Нам надо учиться общему языку. (5) Легко иметь общий язык со своими единомышленниками – трудно говорить с другими людьми, которые совершенно иначе думают. (6) Надо научиться ценить других людей за то, что они другие, и совсем  не требовать, чтобы они были похожи на нас.
(7) Общество человеческое держится на различии между людьми, на том, что никто сам по себе не составляет даже части истины, а все мы вместе составляем путь к ней. (8) Если бы мы были выполнены по самым лучшим рецептам, мы бы давно вымерли. (9) Надо научиться ценить в другом человеке другого человека, необходимо обеспечить ему это право – быть другим.
(10) Общество – это оркестр, где каждый инструмент ведёт свою, самостоятельную мелодию. (11) Ну, представьте оркестр, в котором каждый играет одну и ту же ноту, - зачем он нужен? (12) Оркестр состоит в замечательном единстве разных голосов.  
(По Ю. Лотману)

Задание № 9.

Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Задание № 10.

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.

Запятыми выделяются вводные слова  и  словосочетания, среди которых можно наметить следующие основные группы:

1)вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, по счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению и др.;

2)вводные слова, выражающие оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т. д.): конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, действительно, наверное, возможно, вероятно, может быть и др.;

3)вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.;

4)вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, во-первых, во-вторых и т.д., главное, таким образом, кстати и др.;

5)вводные слова, указывающие на приёмы и способы оформления высказываемых мыслей: словом, одним словом, иными словами, другими словами,  иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, лучше сказать, вообще говоря, точнее сказать и др.;

6)вводные слова, представляющие собой призывы к  собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым фактам:

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми (те), поверь (те), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др.

Вводные слова выделяются запятыми. Если в вводном словосочетании пропущено слово, то вместо одной запятой обычно ставится тире, например: С одной стороны, сочинение интересно по своему содержанию, с другой - оно страдает неровностью изложения.

Примечание. Не являются вводными и не выделяются сочетания по совету…, по указанию…, по требованию, по решению, по распоряжению, по замыслу и др., например: По совету врача курс лечения продолжен; По здешним порядкам так делать не полагалось.

Небольшие по объёму вводные предложения обычно выделяются запятыми, например:  Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

Запятыми выделяются вводные предложения, начинающиеся с союзов как, если, сколько, и т.п., например: Завтра, как сообщают газеты, открывается художественная выставка.

Вставные предложения или словосочетания (т.е. такие, которые содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, поправки к основному высказыванию) менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выделяются такие конструкции скобками или тире; они находятся в середине предложения или  в конце его, но не в начале: Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей. Более сильным выключающим знаком являются скобки, которыми обычно выделяют та называемые вставные конструкции, отличающиеся от вводных тем, что они не выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нём и иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого, например: Души неопытной волненья смирив  со временем (как знать?), по сердцу я нашла бы  друга.

Задание 10.

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры , обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
У него была своя библиотека, (1) в прошлом, (2) очевидно, (3) клубная, (4) а сейчас никому не нужная, (5) разбомблённая, (6) заваленная кирпичом. (В.Некрасов).

Задания 13,14.

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение.

Сложносочинённым называется такое предложение, части которого соединены сочинительными союзами. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), не только – но и, как - так и. В этих предложениях перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом: Мороз стучит в окно, и ветер поёт в трубе. Туча затянула небо, и пошёл дождь.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то-то, не то - не то. В этих предложениях указывается на чередование явлений: То ветер подует, то пойдёт снег. Предложения с разделительными союзами также могут указывать на возможность одного явления из двух или нескольких.

Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако (же), зато. В этих предложениях одно явление  противопоставляется другому: Уже давно рассвело, но в комнате по-прежнему горела лампа.

Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами или союзными словами.

Независимая часть сложноподчинённого предложения, от которого задаётся вопрос, называется главным предложением, а зависимая часть предложения, к которой задаётся вопрос, называется придаточным предложением. По значению выделяются три группы сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Вид придаточного предложения надо определять не по союзу, а по вопросу, который ставится от главного предложения. Например, вскоре я подошёл к озеру, (какому?) где вчера мы рыбачили (определительное предложение). Я уверен, (в чём?) что вы добьётесь успеха (изъяснительное предложение). Я не люблю бывать там, (где?) где идут дожди (обстоятельственное предложение).

Бессоюзные сложные предложения.

Бессоюзным называется сложное предложение, части которого соединены без помощи союзов. Простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, характеризуются разнообразными отношениями между собой. Если между простыми предложениями устанавливаются независимые отношения, то бессоюзное предложение соотносимо со сложносочинённым предложением: Солнце светило, трава зеленела. Если между простыми предложениями устанавливаются зависимые отношения (содержание одного предложения зависит от содержания другого), то бессоюзное предложение  соотносимо со сложноподчинённым предложением: Я знаю: вы добьётесь успеха.

Сложные предложения с разными видами связи.

Сложные предложения с разными видами связи включают в свой состав несколько основ, соединяются так же, как и простые предложения.

Эти предложения по своей структуре могут быть следующими:

1.Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Например, (1) Плакучие ивы купали в озере свои ветки, (2) и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались  большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях. (И.Гончаров).

2.Сложное предложение с сочинением и бессоюзной связью. Например: (1ч) Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: (2 ч) каждая капля оставляла в пыли маленький кратер (К.Паустовский).

3.Сложное предложение с подчинением и бессоюзной связью. Например: (1 ч) Когда он проснулся, уже всходило солнце; (2 ч) курган заслонял его собою (А.Чехов).

4.Сложное предложение с сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Например: (1ч) Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался пловца; (2) луна катилась по небу, (3 ч) и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу (М.Лермонтов).

Обратимся к тексту Ю.Лотмана.

Задание № 13-14.

1. Выпишите номера всех сложных предложений, в состав которых входит придаточное определительное.

2. Из предложений 4-9 выпишите номер(-а) бессоюзного(-ых) сложного (-ых) предложения(-ий). Объясните расстановку знаков препинания.

3. Из предложений 8-12 выпишите номер сложного предложения с разными видами связи (с бессоюзной и подчинительной связью).Объясните расстановку знаков препинания.

4. Из предложений 8-12 выпишите номер сложного предложения  с разными видами связи (с бессоюзной и подчинительной связью).

Литература.

  • Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.,Тростенцова  Л.А. и др. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждения//  М.: Просвещение, 2011 г.
  • Баранов М.Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждения// М.: Просвещение, 2011 г.
  • Мальцева Л.И., Нелин П.И. и др. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2010. Учебно-методическое пособие.// М.: НИИ школьных технологий, 2010 г.
  • Розенталь Д. Э. Пособие по русскому языку.// М.: ООО»Издательство Оникс», ООО» Издательство « Мир и образование», 2007 г.
  • Сенина Н. А., Гармаш С.В., Диденко С.А. и др.  Учебно-методическое пособие: Подготовка к государственной итоговой аттестации-2012// Ростов-на-Дону 2011  г.
  • Степанова Л.С., Маслова И.Б., Терентьева А.В. ГИА-2009.Русский язык: тематические тренировочные задания.// М.:Эксмо, 2009г.
Читать еще:


Новые материалы:

Формирование ключевых компетенций младших школьников в рамках курса "Окружающий мир" :: Инсценированные русские народные сказки: «Репка», «Лиса и заяц» :: Урок по теме «Московская Русь» :: Итоговая комплексная работа «Белый медведь». 3-й класс :: Обучение устному счету в повседневной жизни детей младшего дошкольного возраста :: Мальчишник в Паттайе ( Pattaya ), 2016 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Пианистка ( La Pianiste ), 2001 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD