Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка : Русский язык

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка : Русский язык

Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетенций в любой предметной области.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).
  • Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.
  • Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи.

Так что же дают универсальные учебные действия?

Они:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

«умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

- обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков , формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • организация учебного сотрудничества;
  • работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • использование интерактивных возможностей ИКТ;
  • практико-ориентированные задания из реальной жизни;
  • разновозрастное сотрудничество и др.

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.

Цель мониторинга качества сформированности УУД - определить профиль коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.
При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:

  • мыслительные (анализ. синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
  • информационные (умение сворачивать информацию - от текста к таблице, схеме; умение разворачивать информацию - описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т.д.);
  • коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);
  • организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания).

Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с текстом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 - не умеет, 1 - частично умеет, 2 - хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовленности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3).

Литература.

  1. Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка / Капорцева С.Г., Лазаренко Н.Г. и др. // Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2016. — №7. — С. 6-12.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.  — М.:  Просвещение,  2010.
  3. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
Читать еще:


Новые материалы:

Серная кислота (концентрированная). Качественная реакция на серную кислоту и её соли :: Интеллектуальная игра по химии для учащихся 8–11-х классов "Алфавит" :: Разработка урока–конференции по химии по теме "Редкие, рассеянные и благородные металлы" :: Исследовательские методы обучения в подготовке школьников к ЕГЭ по химии :: Программа по развитию коммуникативных навыков посредством мимики, пантомимики со слабовидящими детьми: "Общение без проблем" :: Близнец (Gemini Man), 2019 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Стеллажи / Riva / Стеллаж Рива А.СТ-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD